ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-25943/16 от 24.08.2017 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А45-25943/2016

Резолютивная часть постановления объявлена   августа 2017 года .

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2017 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи                      Шуйской С.И.,

судей                                                                 Демидовой Е.Ю.,

                                                                          ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Ташкиновой О.А., рассмотрел кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом (заинтересованного лица) на решение  от 02.03.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья                        Векшенков Д.В.) и постановление от 16.05.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Марченко Н.В.) по делу № А45-25943/2016 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения науки Института неорганической химии имени              А.В. Николаева Сибирского отделения Российской академии наук (630090, Новосибирская обл., г. Новосибирск., пр-кт Академика Лаврентьева, д. 3, ОГРН 1025403651481, ИНН5408100184) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН7710723134) о признании незаконным решения об отказе в утверждении схем земельных участков.

Другие лица, участвующие в деле: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом                в Новосибирской области, Сибирское территориальное управление Федерального агентства научных организаций, общество с ограниченной ответственностью «Инженерно-Кадастровый Центр «Геоград».

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Серёдкина Е.Л.) в заседании участвовала представительфедерального государственного бюджетного учреждения науки Института неорганической химии имени              А.В. Николаева Сибирского отделения Российской академии наук (заявителя) – ФИО2 по доверенности от 30.01.2016.

Суд установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт неорганической химии им. А.В. Николаева Сибирского отделения Российской академии наук (далее – ИНХ СО РАН) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) о признании незаконным решения от 31.10.2016                                      № ПП-10/45151 об отказе в утверждении схем земельных участков на кадастровом плане территории; об обязании Росимущества в месячный срок с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу утвердить схемы расположения земельных участков площадью 6 067 м² и                   54 006 м², образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, площадью 2 668 465 м²,  с видом разрешенного использования: научно-исследовательские институты; зрелищные объекты; предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; детские дошкольные учреждения; другие объекты недвижимости данной подзоны, местоположением: Новосибирская область, г. Новосибирск, Советский район на кадастровом плане территории, а также схемы расположения земельных участков площадью 4 558 м² и 29 462 м², образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:310, площадью 9 791 178 м², с видом разрешенного использования: городские леса, лесопарки; участки древесно-кустарниковой растительности, местоположением: Новосибирская область, г. Новосибирск, Советский район на кадастровом плане территории.

Требования со ссылкой на статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) мотивированы несоответствием решения закону и нарушением им прав и законных интересов заявителя.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее –                             ТУ Росимущества), Сибирское территориальное управление Федерального агентства научных организаций (далее – ФАНО), общество с ограниченной ответственностью «Инженерно-Кадастровый Центр «ГЕОГРАД» (далее – ООО «ИКЦ «ГЕОГРАД»).

Решением от 02.03.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.05.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с Росимущества в пользу ИНХ СО РАН взысканы расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

В кассационной жалобе Росимущество просит отменить вынесенные судебные акты, в удовлетворении заявления ИНХ СО РАН отказать.

По мнению подателя жалобы, действующее земельное законодательство не регулирует ситуацию, при которой в уполномоченный орган поступает на утверждение одновременно несколько схем в отношении одного и того же земельного участка.

При этом Росимущество полагает, что земельное законодательство не определяет очередность утверждения схем в соответствии с датой обращения организации или гражданина либо возможность принятия решения об утверждении нескольких схем одним актом органа власти.

В отзыве на кассационную жалобу ИНХ СО РАН просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности доводов, содержащихся в жалобе.

В судебном заседании представитель  ИНХ СО РАН возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Выслушав пояснения представителя ИНХ СО РАН, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между ИНХ СО РАН и ФАНО было подписано соглашение от 13.10.2015                                            № 007025/Ц2145/300 о порядке и условиях предоставления ИНХ СО РАН субсидии на обеспечение мероприятий по оформлению недвижимого имущества, а именно для выполнения кадастровых работ по определению (уточнению) границ двух земельных участков, фактически занимаемых ИНХ СО РАН, но предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования СО РАН:

1) земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, общей площадью 2 668 465 м², находящегося в собственности Российской Федерации, с видом разрешенного использования: научно-исследовательские институты; зрелищные объекты; предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; детские дошкольные учреждения; другие объекты недвижимости данной подзоны, местоположением: Новосибирская область, г. Новосибирск, Советский район;

2) земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:310, общей площадью 9 791 178 м², находящегося в собственности Российской Федерации, с видом разрешенного использования: городские леса, лесопарки; участки древесно-кустарниковой растительности, местоположением: Новосибирская область, г. Новосибирск, Советский район.

По результатам проведенных торгов ИНХ СО РАН заключило 29.10.2015 с ООО «ИКЦ «ГЕОГРАД» государственные контракты                           № ГК/18/2015 и № ГК/19/2015 на проведение земельно-кадастровых работ с целью раздела земельных участков, постановки образованных земельных участков на государственный кадастровый учет и получения кадастровых паспортов.

ООО «ИКЦ «ГЕОГРАД» во исполнение контрактов подготовило и 14.03.2016 направило в ТУ Росимущества два заявления с комплектами документов об утверждении схем расположения земельных участков:

- площадью 6 067 м² и 54 006 м², образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, площадью 2 668 465 м², с видом разрешенного использования: научно-исследовательские институты; зрелищные объекты; предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; детские дошкольные учреждения; другие объекты недвижимости данной подзоны, местоположением: Новосибирская область, г. Новосибирск, Советский район на кадастровом плане территории, на два земельных участка;

- площадью 4 558 м² и 29 462 м², образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:310, площадью 9 791 178 м², с видом разрешенного использования: городские леса, лесопарки; участки древесно-кустарниковой растительности, местоположение: Новосибирская область, г. Новосибирск, Советский район на кадастровом плане территории на два земельных участка.

ТУ Росимущества для принятия решения перенаправило обращение по подведомственности в Росимущество.

Рассмотрев представленные документы, Росимущество в письме от 11.05.2016 № ПП-10/18464 сообщило заявителю об отсутствии оснований в утверждении представленных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории до предоставления решения комиссии по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями ФАНО, о согласовании раздела земельных участков и об образовании земельных участков; согласия СО РАН и ФАНО на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки; информации о расположении образуемых земельных участков в одной территориальной зоне.

ИНХ СО РАН направило заинтересованному лицу документы, подтверждающие, что образуемые земельные участки расположены в границах одной территориальной зоны, отказ СО РАН от права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки и пояснения о том, что представить отказ ФАНО от права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки не представляется возможным в связи с отсутствием указанного права у ФАНО (письмо от 24.05.2016 № 15325-071).

Повторно рассмотрев обращение заявителя, Росимущество письмом от 12.07.2016 № ПП-10/28515, вновь отказало ИНХ СО РАН в утверждении представленных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, сославшись на непредставление документов о наличии (отсутствии) у ФАНО полномочий по распоряжению федеральным имуществом, закрепленным за ИНХ СО РАН.

Получив 05.09.2016 ответ ФАНО, согласно которому вопрос использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:000000:309 и 54:35:000000:310 к компетенции ФАНО не относится, ИНХ СО РАН направило в третий раз обращение в Росимущество с просьбой утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (письмо от 08.09.2016 № 15325-071-8617.1-591).

На это обращение заявителем 09.11.2016 получено решение Росимущества от 31.10.2016 № ПП-10/45151, отправленное письмом от 08.11.2016 № ВВ-10/46278п, об отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в связи с тем, что Росимущество не имеет возможности одновременно утвердить несколько различных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела одного и того же земельного участка.

Названное обстоятельство послужило основанием для оспаривания ИНХ СО РАН отказа Росимущества в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой         и апелляционной инстанций исходили из их законности и обоснованности.

Выводы судов отвечают установленным по делу обстоятельствам  дела и применимому к рассматриваемым правоотношениям законодательству.      

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

На основании статей 9, 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).

Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;                      2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи                         11.10  ЗК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи                             11.10 ЗК РФ, а именно:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Проанализировав материалы дела, суды установили, что после проведения земельно-кадастровых работ путем раздела находящихся в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, площадью 2 668 465 м², образованы земельные участки площадью 6 067 м² и 54 006 м², а путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:310, площадью 9 791 178 м² земельные участки площадью 4 558 м² и 29 462 м², причем исходные земельные участки сохранены в измененных границах.

Для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в уполномоченный орган, в данном случае в Росимущество, представлены пакеты документов, включающие в себя: заявление об утверждении схем; схемы; письмо департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска об отсутствии проекта планировки земельных участков по проспекту Академика Будкера, 1 и по проспекту Академика Лаврентьева, 3 в Советском районе г. Новосибирска; кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:000000:309 и 54:35:000000:310; выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:000000:309 и 54:35:000000:310; расчет предельных (максимальных и минимальных) площадей земельных участков со схемой расположения земельных участков на карте градостроительного зонирования территории горда Новосибирска; копии свидетельств на объекты недвижимого имущества; согласие СО РАН по сформированным границам земельных участков (согласование границ со смежными земельными участками, образующимися путем раздела указанных земельных участков); заключение кадастрового инженера.

Дополнительно в Росимущество представлены повторное заключение кадастрового инженера; повторный расчет предельных (максимальных и минимальных) площадей земельных участков со схемой расположения земельных участков на карте градостроительного зонирования территории города Новосибирска; отказ СО РАН от права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки; ответ ФАНО, согласно которому вопрос использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:000000:309 и 54:35:000000:310 к компетенции ФАНО не относится.

Применительно к вышеуказанным нормам суды сочли, что Росимуществу направлен полный пакет документов, необходимый для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, и это обстоятельство сторонами не оспаривается.

Исследовав представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что по результатам проведения земельно-кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, подготовлены следующие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории:

1. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для части земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, площадь части земельного участка равна 6 067 м².

2. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для части земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:310, площадь части земельного участка равна 4 558 м².

В последующем запланировано объединение упомянутых земельных участков, в связи с чем будет образован один земельный участок площадью 10 625 м², границы которого установлены на местности, в границах образуемого земельного участка расположен один объект недвижимости – помещение, имеющее инвентарный номер 54-54-01/486/2010-709, площадью 2 418,5 м², принадлежащее ИНХ СО РАН на праве оперативного управления, другие объекты капитального строительства отсутствуют, проект межевания территории не выполнялся.

По результатам проведения земельно-кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, подготовлены следующие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории:

1. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для части земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, площадь части земельного участка равна 54 006 м².

2. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для части земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:310, площадь части площадь части земельного участка равна 29 462 м².

В последующем запланировано объединение данных земельных участков, вследствие чего будет образован один земельный участок площадью 83 468 м², границы которого установлены на местности, в границах образуемого земельного участка расположены 13 объектов недвижимости – здание гаража ОС, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:102, площадью 257 м²; здание технического блока, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:103, площадью 328,8 м²; здание лабораторного корпуса 2Б, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:104, площадью 1540,4 м²; здание проходной будки 2А и 2Б, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:105, площадью 6,9 м²; здание лабораторного корпуса 2А, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:106, площадью 1 058,7 м²; здание главного корпуса, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:107, площадью 7 343,3 м²; здание склада оборудования, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:108, площадью 480,5 м²; здание мехмастерских 2А, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:109, площадью 126,8 м²; здание склада химреактивов, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:110, площадью 241,6 м²; здание экспериментальных мастерских (вспомогательный корпус с гидрозалом), вентиляционная камера, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:111, площадью 2 241,8 м²; здание холодного склада, здание под гильотинные ножницы, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:112, площадью 124,5 м²; здание пристройки главного лабораторного корпуса, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:113, площадью 6310,6 м²; здание склада хозинвентаря, имеющее кадастровый номер 54:35:091445:114, площадью 9,4 м², принадлежащие заявителю на праве оперативного управления, другие объекты капитального строительства и проект межевания территории отсутствуют.

Оценив схемы расположения земельных участков, суды посчитали их подготовленными кадастровым инженером в соответствии с требованиями законодательства, с учетом границ, фактически занятых объектами ИНХ СО РАН.

Поскольку основания для отказа в утверждении схем расположения земельных участков, указанные Росимуществом в решении от 31.10.2016                    № ПП-10/45151, земельным законодательством не предусмотрены, то суды правомерно признали отказ заинтересованного лица в утверждении схем земельных участков незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя и удовлетворили заявленные требования.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в результате полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, при этом выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции также не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение  от 02.03.2017 Арбитражного суда Новосибирской области  и постановление от 16.05.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-25943/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                     С.И. Шуйская

Судьи                                                                             Е.Ю. Демидова

                                                                                       М.А. Севастьянова