ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-27144/2022 от 29.08.2023 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-27144/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Алексеевой Н.А.

ФИО1

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Барром» на решение от 16.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Петрова Ю.А.) и постановление
от 17.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу № А45-27144/2022 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Барром» (656063, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (630091, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решения об отказе во внесении изменений в разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Барром» – ФИО2 по доверенности от 14.04.2023.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Барром» (далее – общество, ООО «Барром») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
(далее – административный орган, управление) о признании незаконным решения
об отказе во внесении изменений в разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 22.03.2022 № 5420220085 и № 5420220088, оформленного письмом от 26.07.2022 № 880.

Решением от 16.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «Барром» просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное им требование.

По мнению общества, суды необоснованно сослались на объявление Федерального агентства по рыболовству (далее – Росрыболовство), не применимое к спорным правоотношениям; вопреки выводам судов управлением не доказано отсутствие возможности добычи (вылова) гаммарид в заявленном обществом объеме и нанесение данной деятельностью ущерба окружающей природной среде.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

До начала судебного заседания от общества поступило ходатайство
о приостановлении производства по кассационной жалобе до вступления в законную силу решения от 03.07.2023 Верховного Суда Российской Федерации делу № АКПИ23-347,
в рамках которого оспаривается приказ Росрыболовства от 30.11.2021 № 729 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 643 на 2022 год» на основании которого опубликовано объявление Росрыболовства.

Суд округа, рассмотрев заявленное ходатайство, не нашел оснований для его удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, ООО «Барром» осуществляет промышленное рыболовство водных биологических ресурсов на основании: договора от 14.10.2019 № 42 – на рыболовном участке № 76 «Александровский» в границах озера Большие Табуны Табуновского района площадью 195 га, вся акватория озера (далее – договор № 42); договора от 14.10.2019 № 45 на рыболовном участке № 72 «Шелковский» в границах озера Коростелевское Рубцовского района площадью 280 га, вся акватория озера (далее – договор № 45); управлением 22.03.2022 выданы обществу разрешения: № 54020220085 – на добычу (вылов) водных биоресуросов - кладоцеры (в объеме 0,6 тонны) и хаобориды (в объеме 1 тонна) в период с 16.04.2022 по 31.12.2022 (договор № 42); № 5420220088 на добычу (вылов) водных биоресурсов - гаммариды (в объеме 24 тонны) в периоды с 16.04.2022 по 30.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022, № 5420220083 на добычу (вылов) водных биоресурсов гаммариды (в объеме 24 тонны) в периоды с 16.04.2022 по 30.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022 и копеподы (в объеме 0,5 тонн) в период с 16.04.2022 по 31.12.2022 (договор № 45).

Согласно отчетам по вылову водных биологических ресурсов по состоянию на 15.07.2022 общество осуществило добычу (вылов) водных биоресурсов в следующих объемах: по разрешению № 5420220085 - 0 тонн в связи с фактическим отсутствием разрешенных к добыче (вылову) водных биоресурсов (хаобориды, кладоцеры); по разрешению № 5420220088 – 24 тонны гаммарид (100% объема); по разрешению № 5420220083 – 24 тонны гаммарид (100% объема).

20.07.2022 общество обратилось с заявлением о внесении в выданные ему разрешения от 22.03.2022 № 5420220085 и № 5420220088 на добычу (вылов) на рыболовных участках в виде добавления добычи гаммарид в объеме 10 и 20 тонн соответственно.

Письмом от 26.07.2022 № 880 управление отказало ООО «Барром» во внесении
в разрешения изменений в связи с несоответствием заявления требованиям, установленным ограничениям рыболовства.

Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из непредставления обществом доказательств научно обоснованной величины годовой добычи (вылова) водных биоресурсов, чем была установлена решением, принятым на заседании Бюро Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве, согласно которому рекомендованные объёмы добычи (вылова) гаммарид в озере Большие Табуны не значится, для озера Коростелевское – 48 тонн.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

В силу абзаца первого статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве)сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.

В соответствии со статьей 19.1 Закона о рыболовстве промышленное рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (далее - внутренние водные объекты), осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 3 статьи 16 названного Закона, с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота, а также с использованием или без использования рыболовных участков (часть 1).

Промышленное рыболовство во внутренних водных объектах осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 Закона о рыболовстве, а в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.4 Закона о рыболовстве, за исключением случаев, установленных указанным Законом (часть 2).

В случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о рыболовстве, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, промышленное рыболовство в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, осуществляется на основании договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 названного Закона, а в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 Закона о рыболовстве, за исключением случаев, установленных данным Законом (часть 3).

В соответствии со статьей 11 Закона о рыболовстве право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным данным Законом.

Документом, удостоверяющим право на добычу (вылов) водных биоресурсов является разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов (пункт 19 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве), которое выдается в том числе при осуществлении промышленного рыболовства (часть 1 статьи 34 Закона о рыболовстве).

Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 35 Закона о рыболовстве в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства указываются: виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); сведения о районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыболовном участке, а также иные сведения, регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.

Оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 1 статьи 36 Закона о рыболовстве).

Таким образом, в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о рыболовстве, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, для осуществления промышленного рыболовства в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, необходимо заключение договора пользования рыболовным участком и наличие разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Барром» 14.10.2019 заключены договор № 42 на рыболовном участке № 76 «Александровский» в границах озера Большие Табуны Табуновского района площадью 195 га, вся акватория озера, на срок до 10.11.2026 и договор № 45 на рыболовном участке № 72 «Шелковский» в границах озера Коростелевское Рубцовского района площадью 280 га, вся акватория озера, на срок до 29.11.2026; управлением 22.03.2022 на основании договора № 42 выдано разрешение № 54020220085 на добычу (вылов) водных биоресуросов кладоцеры (в объеме 0,6 тонны) и хаобориды (в объеме 1 тонна) в период с 16.04.2022 по 31.12.2022); на основании договора № 45 выдано разрешение № 5420220088 на добычу (вылов) водных биоресурсов гаммариды (в объеме 24 тонны) в периоды с 16.04.2022 по 30.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022 и разрешение № 5420220083 на добычу (вылов) водных биоресурсов гаммариды (в объеме 24 тонны) в периоды с 16.04.2022 по 30.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022, копеподы (в объеме 0,5 тонн) в период с 16.04.2022 по 31.12.2022.

В силу частей 2 и 3 статьи 36 Закона о рыболовстве допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о пользователе водными биоресурсами, замены капитанов рыбопромысловых судов, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях.

Аналогичная норма содержалась в пункте 17 действовавших до 01.03.2023 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 28.10.2008 № 775 (далее – Правила № 775).

Основания отказа во внесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов установлены в пункте 24 Правил № 775, к которым отнесены несоответствие заявления требованиям, установленным пунктами 17, 20 и 21 данных Правил, а также правилам и ограничениям рыболовства, установленным законодательством Российской Федерации; наличие в заявлении недостоверной, искаженной или неполной информации.

В настоящем случае основанием для отказа обществу во внесении изменений в разрешения № 5420220085 и № 5420220088 на добычу (вылов) на рыболовном участке водных биоресурсов в сторону увеличения послужил вывод управления о несоответствии заявленного к добыче (вылову) объема водных биоресурсов рекомендованным объемам на 2022 год.

Объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов (часть 6 статьи 16 Закона о рыболовстве).

Вместе с тем, как верно указано судами, произвольное увеличение объемов добычи (вылова) водных биоресурсов недопустимо.

В соответствии со статьей 42 Закона о рыболовстве государственный мониторинг водных биоресурсов представляет собой систему регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биоресурсов, а также средой их обитания; рыболовством и сохранением водных биоресурсов.

Данные государственного мониторинга водных биоресурсов применяются для организации рационального использования и сохранения водных биоресурсов, а также для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 3 статьи 42 Закона о рыболовстве).

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что информация об иной научно-обоснованной величине годовой добычи (вылова) водных биоресурсов в 2022 году для озер Большие Табуны и Коростелевское, помимо рекомендованной решением Бюро Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве, в управление не поступала, в связи с чем пришли к верному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для внесения в разрешения от 22.03.2022 изменений в части увеличения объема добычи (вылова) гаммарид.

Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.

Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 17.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-27144/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Н.А. Алексеева

ФИО1