Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-29646/2021
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и общества
с ограниченной ответственностью «Магнит» на решение от 23.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Галкина Н.С.) и постановление от 29.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу № А45-29646/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (644024, город Омск, улица Декабристов, дом 45, корпус 1, помещение 19, ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, город Новосибирск, улица Каменская, дом 74, ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268)
об оспаривании результатов внеплановой проверки, изложенных в акте проверки
от 30.12.2020 № Т1491-в, акта проверки от 30.12.2020№ Т-1491-в, предписания
от 30.12.2020 № Т-1491-в.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее - общество, ООО «Магнит») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – административный орган, управление) об оспаривании результатов внеплановой проверки, изложенных в акте проверки от 30.12.2020 № Т1491-в, акта проверки от 30.12.2020 № Т1491-в, предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в.
Решением от 23.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 29.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу в части требований об оспаривании результатов внеплановой проверки, изложенных в акте проверки от 30.12.2020 № Т-1491-в, и акта проверки
от 30.12.2020 № Т-1491-в прекращено, требование в части оспаривания предписания
от 30.12.2020 № Т-1491-в удовлетворено частично, пункт 1 предписания признан недействительным, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит изменить указанные судебные акты в части отказа
в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в и удовлетворить заявленное требование в полном объеме.
В обоснование своей кассационной жалобы ООО «Магнит» указывает на то, что пункты 2 и 3 предписания являются неисполнимыми, поскольку не содержат требований
о совершении конкретных действий или перечня возможных мер, которые необходимо предпринять обществу в целях устранения выявленных нарушений; указанные пункты предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в находятся в прямой взаимосвязи с признанным недействительным пунктом 1 и также подлежат признанию недействительными.
Управление также обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты в части признания недействительным пункта 1 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению административного органа, судами сделан ошибочный вывод о несоответствии пункта 1 оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, поскольку материалами дела подтверждается факт размещения отходов на площадках, предоставленных для целей их накопления; форма предписания и указанные в нем требования соответствуют положениям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общества управление просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационных жалобах и отзыве на кассационную жалобу общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части признания недействительным пункта 1 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в, а заявленное требование в указанной части – оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа
от 23.11.2020 № 11-02/1486 административным органом проведена проверка общества при осуществлении им хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), по результатам которой были выявлены допущенные нарушения требований действующего законодательства, в том числе:
- части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), выразившееся в размещении (хранения) твердых коммунальных отходов, накопленных за период с 01.04.2019
по 31.01.2020 (срок накопления истек 29.02.2020, с 01.03.2020 общество осуществляет размещение (хранение);
- статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), части 1 статьи 9 Закона
№ 89-ФЗ, выразившееся в размещении отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии;
- частей 2, 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), выразившееся в непредставлении
в федеральный орган исполнительной власти заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС, либо об актуализации сведений об объектах НВОС, содержащих информацию о размещении отходов производства и потребления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания
от 30.12.2020№ Т-1491-в, которым на общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения:
- размещение твердых коммунальных отходов в отсутствие объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 1);
- размещение отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов (на вид деятельности - размещение отходов IV класса опасности) (пункт 2);
- обществом не поданы в федеральный орган исполнительной власти заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС, либо об актуализации сведений об объектах НВОС, содержащих информацию о размещении отходов производства
и потребления (пункт 3).
Не согласившись, в том числе с вынесенным предписанием, общество обратилось
в арбитражный суд с заявлением.
Признавая недействительным пункт 1 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что предписание в указанной части не отвечает требованию исполнимости; отказывая в удовлетворении заявленного требования в части признания недействительными пунктов 2 и 3 предписания суды указали на их соответствие требованиям действующего законодательства.
Отменяя обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требования
о признании недействительным пункта 1 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в, суд округа исходит из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом № 89-ФЗ.
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Размещение отходов представляет собоой хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
При этом в соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемого предписания (пункт 1) послужил выявленный административным органом факт складирования на площадках временного накопления отходов, расположенных в Кировском и Ленинском административных округах города Омска, отходов (в том числе IV класса опасности), принятых обществом более 11 месяцев назад, а также неосуществление ООО «Магнит» действий по их обработке, утилизации, обезвреживанию или передаче сторонним организациям для последующей обработки, утилизации, обезвреживания, что свидетельствует о фактическом осуществлении деятельности по размещению отходов.
Признавая пункт 1 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в недействительным, суды, фактически делая вывод о доказанности факта осуществления обществом деятельности по размещению отходов, указали на то, что данный пункт предписания не отвечает требованиям исполнимости, поскольку из его содержания невозможно установить на каких именно земельных участках, предоставленных обществу, осуществляется размещение отходов.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае вменяемое административным органом нарушение требований части 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ выразилось не в размещении отходов на конкретной площадке, которая не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, а в осуществлении деятельности по размещению отходов лицом, не имеющим объектов размещения отходов, внесенных в государственный реестр.
Таким образом, административный орган, установив в ходе изучения отчетности по форме 2-ТП (отходы) фактическое осуществление обществом деятельности по размещению отходов в отсутствие объектов размещения отходов, внесенных
в государственный реестр, обоснованно выдал предписание, указав на необходимость устранения данного нарушения.
Вопреки выводам судов, отсутствие в предписании указания на конкретный земельный участок не свидетельствует о его неисполнимости, поскольку деятельность
по размещению отходов на любом из предоставленных обществу земельных участках
в рассматриваемом случае нарушает требования части 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ.
С учетом изложенного у судов отсутствовали правовые основания для признания пункта 1 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в незаконным и удовлетворения заявленного обществом требования в данной части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу пунктам 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся
в государственный реестр объектов размещения отходов.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (статья 1 Закона № 89-ФЗ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу абзаца 52 статьи 1 Закона № 7-ФЗ под объектами НВОС понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с положениями статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет и сведения о них подлежат актуализации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество, фактически осуществляя деятельность по размещению отходов IV класса опасности, не имеет соответствующей лицензии, а поставленные им на учет объекты НВОС не содержат сведений о размещении отходов производства и потребления на земельных участках, предоставленных обществу в Кировском и Ленинском административных округах города Омска, при этом заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС, либо об актуализации сведений об объектах НВОС, содержащих информацию о размещении отходов производства и потребления в адрес управления не поступали.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи предписания в части пунктов 2, 3 и отказали обществу в удовлетворении требования о признании их недействительными.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание необоснованное удовлетворение требования общества о признании недействительным пункта 1 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в, решение от 23.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 29.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А45-29646/2021 подлежат отмене в указанной части на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять
в отмененной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 предписания от 30.12.2020 № Т-1491-в.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 29.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-29646/2021 отменить в части признания недействительным пункта 1 предписания Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.12.2020 № Т-1491-в.
Принять по делу в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Магнит» о признании недействительным пункта 1 предписания Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.12.2020 № Т-1491-в отказать.
В остальной части решение от 23.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 29.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-29646/2021 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Н. Киричёк
Судьи О.Ю. Черноусова
Г.А. Шабанова