ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-30220/2021 от 21.07.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А45-30220/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2022 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

Павлюк Т.В.,

судей

Бородулиной И.И.,

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (№07АП-4237/22) на решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-30220/2021 (судья Галкина Н.С.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интекко-сити», г. Новосибирск (ИНН <***>) к Главному управлению архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска, Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск (ИНН <***>) о признании незаконным отказа

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: без участия (извещен);

от Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска: ФИО2, представитель по доверенности от 15.12.2021, паспорт, диплом; ФИО3, представитель по доверенности от 15.12.2021, паспорт, диплом;

У С Т А Н О В И Л

общество с ограниченной ответственностью «Интекко-сити» (далее - заявитель, общество, ООО «Интекко-сити») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным отказа от 21.09.2021 № 30/05.4/17815 в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения объекта связи по адресу: <...> обязании устранить нарушения прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности, обязать Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Интекко-сити» о выдаче земельного участка от 26.08.2021 № 3Р-П повторно.

Решение суда от 23.03.2022 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.

Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы апелляционной жалобы.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представителем Департамента заявлено ходатайство о назначении по делу землеустроительной экспертизы.

Согласно абзацу второму пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" (далее - постановление N 23) ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.

Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении дела судом первой инстанции Департамент ходатайство о назначении экспертизы не заявлял.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Поэтому суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечивших явку в судебное заседание.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва, заслушав представителей Департамента, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество направило в управление заявление № 3Р-П от 26.08.2021 о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 54:35:064225 по адресу: <...> согласно прилагаемой схемы, для размещения иного сооружения связи – опоры двойного назначения, на срок 20 лет.

Управление письмом от 21.09.2021 № 30/05.4/17815 отказало обществу в выдаче разрешения на основании подпункта 8 пункта 10 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 № 269-п «Об установлении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня объектов, размещение которых может осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», также управлением указано, что размещение объекта не соответствует подпункту 2.2.5.4 правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469).

Указывая на то, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции выводы суда поддерживает на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ. Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 4 Перечня отнесены элементы благоустройства, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Согласно пункту 5 постановления №269-п в заявлении должны быть указаны: кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; вид размещаемого объекта в соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 и наименование. В соответствии с подпунктами 2 и 8 пункта 10 постановления № 269-п решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если в заявлении указан вид объекта, не предусмотренный перечнем; размещение объекта не соответствует правилам благоустройства территории поселения, городского округа.

В силу пункта 2.2.5.4 Правил благоустройства не допускается размещение нестационарных объектов: в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций без согласования с правообладателями данных сетей и коммуникаций.

Из пункта 3.28 постановления мэрии города Новосибирска от 07.07.2020 N 2005 "О положениях о структурных подразделениях департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, положении о комитете рекламы и информации мэрии города Новосибирска" усматривается, основной функцией Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии является выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 № 269-п «Об установлении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - постановление № 269-п), заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 8 Постановления № 269-п уполномоченный орган в течение 8 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и не позднее дня окончания указанного срока направляет заявителю способом, указанным в заявлении, уведомление о выдаче разрешения или решение об отказе в выдаче разрешения.

Как следует из представленных доказательств заявление № 3Р-П от 26.08.2021 направлено обществом почтовым отправлением 29.08.2021. Поступило в управление 13.09.2021 и зарегистрировано за входящим номером 30/09069. Отказ управления датирован 21.09.2021.

Таким образом, судом установлено, что заинтересованным лицом не допущено нарушений срока, установленного для рассмотрения заявления.

При этом судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о том, что согласно информации с сайта Почты России письмо общества прибыло в место вручения 04.09.2021, вручено адресату 08.09.2021, а регистрация заявления 13.09.2021 говорит о том, что управлением допущена задержка в рассмотрении заявления, срок должен исчисляться с 08.09.2021, поскольку на заявлении общества стоит регистрационный штамп управления с датой 13.09.2021, регистрация заявления не в день фактического поступления почтового отправления в отделение связи может быть обусловлена особенностями обработки входящей корреспонденции и не свидетельствует о допущенных нарушениях установленного срока.

Также признан несостоятельным довод об отсутствии у начальника управления полномочий на подписание отказа.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 07.07.2020 № 2005 «О положениях о структурных подразделениях департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, положении о комитете рекламы и информации мэрии города Новосибирска» утверждено положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска.

Согласно пункту 3.29 к функциям управления относится выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, муниципальными правовыми актами города Новосибирска. Согласно пункту 5.1 положения управление возглавляет начальник, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о муниципальной службе. Согласно пункту 5.3. положения начальник управления действует без доверенности от имени управления, представляет его в государственных органах и организациях по вопросам, входящим в компетенцию управления; в пределах компетенции подписывает документы, направляемые от имени управления.

В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Пунктом 11 Перечня Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к таким объектам отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 № 20-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области» получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется в случаях строительства или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи.

Таким образом, размещение сооружений связи на территории Новосибирской области на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Порядок и условия размещения вышеуказанных объектов на территории Новосибирской области установлены постановлением № 269-п.

Из пунктов 4, 5, 6 Порядка следует, что заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченный орган. В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом; наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом; фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя; почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; кадастровый номер кадастрового квартала - в случае, если размещение объекта предполагается на землях; вид размещаемого объекта в соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, и наименование; срок использования земель, земельного участка; способ получения разрешения, уведомления о выдаче разрешения или решения об отказе в выдаче разрешения (заказным письмом, в форме электронного документа, посредством выдачи на руки).

К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если заявление подается представителем заявителя; схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении единого государственного реестра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта, в случае если планируется использование земель или части земельного участка.

В пункте 10 Порядка указан закрытый перечень оснований, по которым принимается решение об отказе в выдаче разрешения: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка; в заявлении указан вид объекта, не предусмотренный перечнем; размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; размещение объектов не предусмотрено документами территориального планирования и документацией по планировке территории муниципального образования Новосибирской области, в границах которого расположены земли, земельные участки; земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, либо уполномоченным органом принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, либо уполномоченным органом принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации; размещение объекта невозможно по причине наличия ранее выданного иному физическому или юридическому лицу разрешения в отношении указанного в заявлении земельного участка либо границы земель или части земельного участка в схеме границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению, пересекаются с границами земель или части земельного участка, в отношении которых ранее выдано разрешение иному физическому или юридическому лицу; размещение объекта не соответствует правилам благоустройства территории поселения, городского округа.

При этом в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка (пункт 11 Порядка).

Постановлением мэрии города Новосибирска от 19.02.2019 № 607 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута в установленных Земельным кодексом Российской Федерации случаях.

В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется мэрией. Процедура предоставления муниципальной услуги от имени мэрии осуществляется департаментом строительства и архитектуры мэрии.

Организацию предоставления муниципальной услуги в департаменте осуществляет отдел инженерной и транспортной инфраструктуры Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии.

Результатом предоставления муниципальной услуги является: принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях, предусмотренных частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ (далее - разрешение); принятие решения об отказе в выдаче разрешения по основаниям, предусмотренным пунктом 2.14 Административного регламента.

В решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа (пункт 2.3 Административного регламента).

В силу пункта 2.7 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) представляет следующие документы: заявление по образцу согласно приложению 1 к Административному регламенту с обязательным указанием: фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства заявителя, реквизитов документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае если заявителем является физическое лицо); наименования юридического лица, места нахождения, организационно-правовой формы, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц (в случае если заявителем является юридическое лицо); фамилии, имени, отчества (при наличии) представителя заявителя, реквизитов документа, подтверждающего его полномочия (в случае если с заявлением обратился представитель заявителя); почтового адреса, адреса электронной почты, номера телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; предполагаемых целей использования земель или земельного участка в соответствии с частью 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; кадастрового номера земельного участка (в случае если планируется использование всего земельного участка или его части); срока использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ); копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (в случае если с заявлением обращается представитель заявителя); схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении единого государственного реестра недвижимости); документы, подтверждающие получение согласия на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.

В пункте 2.14 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 Административного регламента; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Судом из материалов дела установлено, что отказ управления обоснован ссылкой на пункт 2.2.5.4 Правил благоустройства территории города Новосибирска (далее - Правил), утверждённых решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, которые устанавливают требования к благоустройству территории города Новосибирска, требования к внешнему виду фасадов зданий, сооружений, нестационарных объектов, порядок содержания территории города Новосибирска, требования к освещению территории города Новосибирска, требования к оформлению территории города Новосибирска, особые требования к доступности городской среды для маломобильных групп населения, особенности благоустройства гостевых маршрутов, порядок участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий (помещений в них), сооружений, нестационарных объектов, земельных участков в содержании прилегающих территорий, порядок и механизмы общественного участия в процессе благоустройства территории города Новосибирска, порядок осуществления контроля за соблюдением Правил.

Согласно подпункту 2.2.5.4. Правил не допускается размещение нестационарных объектов: на тротуарах, если оставшаяся часть ширины тротуара будет составлять менее 2,25 м; в пределах треугольников видимости, определенных СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 30.12.2016 N 1034/пр; на расстоянии менее 15 м от зданий и сооружений, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности; в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций без согласования с правообладателями данных сетей и коммуникаций.

Как следует из материалов дела, к заявлению от 26.08.2021 обществом приложена схема расположения земельного, согласно которой объект, предполагаемый к размещению находится вне зоны проезжей части, тротуара.

При этом, суд первой инстанции верно отметил, что разъяснение оснований для отказа в оспариваемом решении заинтересованного лица отсутствует.

Арбитражный суд первой инстанции правильно указал, что в пункте 10 Порядка (Постановления 269-п) указан закрытый перечень оснований, по которым принимается решение об отказе в выдаче разрешения, и что в нем должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка (пункт 11 Порядка).

В связи с чем, ссылка заинтересованного лица на подпункт 8 пункта 10 Постановления № 269-п в совокупности с подпунктом 2.2.5.4 Правил благоустройства несостоятельна, так как в отказе не указано конкретное нарушение, запрещающее размещение нестационарного объекта на заявленном земельном участке, что свидетельствует о надуманности основания для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения объекта связи со стороны заинтересованного лица, и о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Также обществом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера от 16.12.2021, согласно которому спорный земельный участок не подпадает на конструктивные элементы автомобильной дороги.

Управлением представлена схема, согласно которой объект общества (исходя из указанных обществом координат) будет размещаться на автомобильной дороге.

Между тем, схема, представленная заинтересованным лицом в арбитражный суд первой инстанции, не содержит координатных точек границ земельного участка и по ней невозможно достоверно определить его место нахождения на схеме.

При этом, не состоятельно утверждение апеллянта о том, что схема представленная заинтересованным лицом была проигнорирована судом первой инстанции.

Арбитражный суд первой инстанции рассмотрел этот вопрос и установил, что имеются противоречия между схемой, представленной обществом в управление и схемой, на основании которой управлением принято решение об отказе в выдаче разрешения, в силу чего суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае, отказ управления повлек нарушение прав и законных интересов общества.

Само по себе несогласие апеллянта с данной арбитражным судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.

Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемые судом меры должны отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного оспариваемыми действиями (актами, решениями), и быть обусловленными существом спора.

С учетом изложенного, в данном случае суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться возложение обязанности на Департамент рассмотреть заявление общества о выдаче разрешения на использование земель.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-30220/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий Т.В. Павлюк

Судьи И.И. Бородулина

ФИО1