ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-31463/2021 от 29.08.2022 АС Западно-Сибирского округа

476/2022-43031(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-31463/2021   29 августа 2022 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Дружининой Ю.Ф.  рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества «Аэропорт Толмачево» на  решение от 24.01.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.)  и постановление от 22.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья  Бородулина И.И.) по делу № А45-31463/2021, рассмотренному в порядке упрощенного  производства, по заявлению акционерного общества «Аэропорт Толмачево» (633104,  <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***>) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за  обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630091, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)  о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2021 № 7215559429-02. 

Суд установил:

акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (далее – общество, АО «Аэропорт  Толмачево») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к  Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением  транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы  по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, управление) 

о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2021 № 7215559429-02

о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью  10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб. 

Решением от 24.01.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным  без изменения постановлением от 22.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного  суда, в удовлетворении заявленного требования отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа,  общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права,  несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт. 

По мнению подателя кассационной жалобы, административным органом в  предписании (пункт 8) указано на осуществление досмотра, дополнительного досмотра,  повторного досмотра работниками общества не имеющими соответствующей аттестации 


[A1] в нарушение пункта 17 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра,  повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных  приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 (далее – Правила № 227), в то время как  в оспариваемом постановлении управлением вменяется отсутствие аккредитации  АО «Аэропорт Толмачево» в качестве подразделений транспортной безопасности;  постановление суда апелляционной инстанции содержит ошибочное указание на  несоблюдение обществом пункта 17 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ  «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности). 

В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить  обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему  законодательству. 

Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в  кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что  обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения. 

Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об  административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о  привлечении общества к административной ответственности по части 10 статьи 19.5  КоАП РФ послужил выявленный административным органом факт невыполнения в  установленный срок предписания от 01.11.2019 серия ЗС № 2019.03-10.64-ТБ об  устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности. 

Частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в  установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти,  осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области  обеспечения транспортной безопасности. 

Согласно части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение  транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных  средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное  не установлено названным Законом и иными федеральными законами. 

В силу пункта 4 Правил № 227 досмотр, дополнительный досмотр, повторный  досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях,  предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности по видам  транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов  (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов  транспортной инфраструктуры на контрольно-пропускных пунктах, постах,  расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в  зоне транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или)  транспортных средств. 

Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра,  наблюдения и (или) собеседования возлагается на субъекты транспортной 


[A2] инфраструктуры и (или) перевозчиков, застройщиков объектов транспортной  инфраструктуры (пункт 9 Правил № 227). 

Согласно пункту 17 Правил № 227 досмотр, дополнительный досмотр, повторный  досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений  транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством  Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения  транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр,  повторный досмотр. 

При этом подразделением транспортной безопасности применительно к  требованиям Закона о транспортной безопасности могут являться подразделения  ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области  транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические  лица (статья 1 указанного закона). 

В соответствии с пунктом 8 предписания обществу было необходимо устранить  выявленное по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения требований  законодательства по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте  (распоряжение от 27.09.2019 № 543-р) нарушение, выразившееся в неосуществлении  досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра лицами из числа работников  подразделения транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с  законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил  обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный  досмотр, повторный досмотр. 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле  доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество в  указанный в предписании срок (с учетом его продления до 31.08.2021) не выполнило  законные требования административного органа об устранении нарушений в области  транспортной безопасности. 

Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие  им всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере  обеспечения транспортной безопасности и своевременному выполнению выданного  административным органом предписания, суды пришли к обоснованному выводу о  наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не  нарушены. 

Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах,  установленных санкцией части 10 статьи 19.5 КоАП РФ. Судами не выявлены основания  для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной  ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения. 


[A3] При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении  заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого  постановления административного органа. 

Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов  нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. 

Наличие в мотивировочной части решения суда апелляционной инстанции  указания на нарушение обществом пункта 17 Закона о транспортной безопасности  является явной опечаткой и не является применительно к положениям статьи 288 АПК РФ  основанием для изменения либо отмены судебного акта. 

Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход  дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями  288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 24.01.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление  от 22.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-31463/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит  обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу  части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном  сайте суда в сети «Интернет». 

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном  носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления  соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или  вручена им под расписку. 

Судья Ю.Ф. Дружинина

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 17.12.2021 5:34:27
Кому выдана Дружинина Юлия Федоровна