Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-31507/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
ФИО1
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 25.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление
от 04.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу № А45-31507/2021 по заявлению акционерного общества «Кудряшовское» (630511, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании результатов контрольного (надзорного) мероприятия, акта проверки, предписания.
В заседании принял участие представитель акционерного общества «Кудряшовское» ФИО2 по доверенности от 01.01.2022.
Суд установил:
акционерное общество «Кудряшовское» (далее – АО «Кудряшовское», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) о признании недействительными акта проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, предписания от 03.09.2021 № АТВ-1032.
Решением от 25.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное требование удовлетворено частично: пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.11, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 акта проверки от 03.09.2021 № АТВ-1032, пункты 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38 предписания от 03.09.2021 № АТВ-1032 признаны недействительными.
Постановлением от 04.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительными
пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.11, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 акта проверки
от 03.09.2021 № АТВ-1032; производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной обжалуемой части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты в части признания недействительными пунктов 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38 предписания от 03.09.2021 № АТВ-1032, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный
акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, общество в нарушение пункта 1
статьи 9, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) не исполнило обязанность
по разработке нормативов на образуемые отходы (навоз свиней свежий, мусор
с защитных решеток), осуществляет деятельность по обезвреживанию и утилизации навоза в отсутствие лицензии на данный вид деятельности.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность
и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее
и выступлении присутствовавшего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, при проведении в период с 30.07.2021 по 03.09.2021 управлением в отношении общества в рамках федерального государственного экологического надзора выездной проверки (решение от 27.07.2021 № РП-04/10, КНМ 54210021000100398144) выявлено среди прочего, что в нарушение пункта 2 статьи 18, пункта 3 статьи 14, пункта 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (№№ 50-0154-001109-П площадка № 1 комплекс № 1; 50-0154-002400-П площадка № 2, комплекс № 2-3,
№ 50-0154-002401-П площадка № 3, племенная ферма), образуются отходы животноводства – навоз свиней свежий (код ФККО 11251001333) и отходы
с решеток КНС № 74/2, КНС № 17 (мусор с защитных решеток), в отношении которых
не ведется учет, не оформлены паспорта отходов, не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; в нарушение статьи 9 Закона № 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) общество осуществляет деятельность по обезвреживанию и утилизации навоза в отсутствие лицензии
на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
По результатам проверки управлением 03.09.2021 составлен акт проверки и выдано предписание № АТВ-1031, пунктами 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38 которого
на общество возложена обязанность устранить вышеуказанные нарушения в срок
до 01.02.2022.
Не согласившись с предписанием управления от 03.09.2021 № АТВ-1032 в части пунктов 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38, общество обратилось в арбитражный суд
с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности предписания управления в оспариваемой части.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Закон № 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ, под отходами производства
и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии
с названным Законом; под обращением с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Закона
№ 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности (пункты 1, 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1 статьи 19 Закона
№ 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, пункту 1 статьи 21, пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды
и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых
в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2
статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных
в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством
в области охраны окружающей среды (пункт 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 08.12.2020 № 1029 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Порядок № 1029).
Исходя из абзацев 2, 3 пункта 3 Порядка № 1029 нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами
на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов
при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
В силу пункта 4 Порядка № 1029 при обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые: для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя; для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. В лимиты на размещение отходов не включаются: масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется
в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания; масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии
с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.
Аналогичные положения содержались в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010
№ 50, действовавшем до 31.12.2020.
В рассматриваемом случае основным видом деятельности общества является разведение свиней (ОКВЭД 01.46), кроме того, общество занимается выращиванием зерновых и зернобобовых культур для собственных нужд, то есть ведет смешанное сельское хозяйство (животноводство в сочетании с растениеводством).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на предприятии сформирован законченный цикл производства работ – от процессов выращивания животных до производства кормов; промежуточный (побочный) продукт хозяйственной деятельности (навоз) используется в качестве удобрения для собственных нужд
в соответствии с разработанными и утвержденными техническим регламентом использования твердой фракции свиного навоза в качестве органического удобрения
на полях общества и Техническими условиями «Органические удобрения на основе твердой и жидкой фракции навоза» ТУ 20.15.80-001-56009533-2020; при разработке указанных документов учтены соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования; обществом получен сертификат соответствия требованиям экологической безопасности
№ РОСС ки.32000.04РЕС0.ЭКО.000117; общество не осуществляет самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза, не занимается реализацией образующихся в результате его производственной деятельности органических отходов
и приемом таких отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации); обществом был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение для объектов НВОС №№ 50-0154-001109-11, 50-0154-002400-П,
50-0154-002401-П (согласован с управлением), в который отходы животноводства, образующиеся на объекте, не включены.
Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение, Обращение с отходами производства и потребления» (введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) к отходам не относится «побочный продукт» - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная
как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
Пункт 4.6 ГОСТ Р 51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» (введен в действие постановлением Росстандарта от 28.06.2001 № 251-ст) закрепляет, что лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и другие виды деятельности).
Исходя из вышеуказанных норм права, принимая во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П, письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016
№ 04-12-27/9376, письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782, учитывая, что обществом осуществляется производство
и реализация для собственных нужд продукции на основе побочного продукта хозяйственной деятельности (навоза), суды пришли к правильному выводу,
что в рассматриваемом случае общество не осуществляет деятельность по обращению
с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона
№ 89-ФЗ, в связи с чем исключается обязанность общества по получению лицензии
на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, а также по включению навоза свиного
в нормативы образования отходов и лимиты их размещения.
Доводы управления о том, что обществом неправомерно не соблюдаются требования по оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования отходов,
не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов с решеток КНС № 74/2, КНС № 17 (мусор с защитных решеток), относящихся к IV классу опасности (пункты 7, 8, 9, 24, 25, 26 предписания), были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Суды установили, что протокол испытаний от 27.08.2021 № А1545, протокол биотестирования от 30.08.2021 № Б312, заключение по результатам проведения биотестирования от 30.08.2021 содержат информацию только в отношении КНС № 17
(в отношении КНС № 74/2 такой совокупности документов не представлено); кроме того,
ни уставной, ни проектной, ни технологической документацией общества образование отходов с защитных решеток не предусмотрено, в связи с чем признали обоснованной позицию общества о единичном факте образования бытового мусора на защитных решетках при их чистке и пришли к выводу об отсутствии оснований требовать
от общества оформления паспортов, разработки проектов нормативов образования отходов – мусора с защитных решеток и лимитов на их размещение, а также ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам
или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (мусор с защитных решеток).
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии
у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания
в части пунктов 7, 8, 9, 10, 17, 24, 25, 26, 36, 37, 38, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное требование.
Приведенные управлением в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 04.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-31507/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Т. Шохирева
Судьи Ю.Н. Киричёк
ФИО1