ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-32579/2022 от 31.08.2023 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тюмень Дело № А45-32579/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Бедериной М.Ю.

судей Клат Е.В.

Лукьяненко М.Ф.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авериной Я.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества
по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» на решение от 14.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Суворова О.В.) и постановление от 02.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Ваганова Р.А., Марченко Н.В.) по делу № А45-32579/2022, принятые по иску акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» (ИНН 5405162714, ОГРН 1025402462689) к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (ИНН 5405201071, ОГРН 1035401907287) о внесении изменений в государственный контракт от 21.04.2021 № 63-21.

Посредством веб-конференции в судебном заседании приняли участие представители акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» - Жмак Е.А.
на основании доверенности от 15.12.2022 № 718 и Десяткина М.Г. на основании доверенности от 15.12.2022 № 710; Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» - Бочаров А.П. на основании доверенности от 09.01.2023 № 15.

Суд установил:

акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог
и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» (далее – истец, общество,
АО «Новосибирскавтодор») обратилось с иском, уточненным в порядке статье
49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)
об обязании Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ «Сибуправтодор», учреждение, ответчик) внести изменения в государственный контракт от 21.04.2021 № 63-21 (далее – контракт) на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1315), распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 292-р (далее - Распоряжение № 292-р) и положительного заключения повторной государственной экспертизы № 54-1-1-2-021937-2022 от 12.04.2022:

1.1) увеличить цену контракта на 42 141 513,45 руб. с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (пункт 5.1 Контракта);

1.2) планируемый объем работ, выполняемых подрядчиком по годам (пункт 5.2 контракта): на 2021 год увеличить на 8 644 796,89 руб. с НДС; на 2022 год увеличить
на 22 100 043,84 руб. с НДС; - на 2023 год увеличить на 6 088 273,32 руб. с НДС; на 2024 год увеличить на 5 308 399,40 руб. с НДС.

1.3) приложение № 1 к контракту «График оплаты выполненных работ на 2023 год» изменить в следующей части:

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 7 «Дорожная одежда» раздела 2.3 «Дорожная одежда» главы 2 «Основные объекты строительства»
по 1 пусковому комплексу увеличить на 5 112 140,40 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 32 «Участок основной дороги ПК150+00-ПК225+00» раздела 2.3 «Дорожная одежда»
главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить
на 16 959 328,40 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 35 «Участок основной дороги ПК132+30-ПК150+00» раздела 2.3 «Дорожная одежда»
главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить
на 3 163 924,60 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 36 «Съезды транспортная развязка на ПК141+32 (включая участок основной дороги ПК132+30- ПК150+00)» раздела 2.3 «Дорожная одежда» главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить на 3 820 984,60 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 39 «Участок основной дороги ПК225+00-ПК238+58» раздела 2.3 «Дорожная одежда»
главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить
на 3 670 971,20 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 40 «Дорожная одежда по съездам транспортная развязка на ПК233+20 (включая участок основной дороги ПК 225+00-ПК238+50)» раздела 2.3 «Дорожная одежда» главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить на 90 205,75 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 105 «Дорожная одежда» раздела 2.3 «Дорожная одежда» главы 2 «Основные объекты строительства»
по 3 пусковому комплексу увеличить на 4 015 559,10 руб. с НДС;

1.4) приложение № 1 к контракту «График оплаты выполненных работ на 2024 год» изменить в следующей части:

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 12 «Участок основной дороги ПК150+00-ПК225+00» раздела 2.3 «Дорожная одежда»
главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить
на 469 974,61 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 13 «Участок основной дороги ПК132+30-ПК150+00» раздела 2.3 «Дорожная одежда»
главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить
на 2 107 158,31 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 14 «Съезды транспортная развязка на ПК141+32 (включая участок основной дороги ПК132+30- ПК150+00)» раздела 2.3 «Дорожная одежда» главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить на 2 547 300,95 руб. с НДС;

сумму к оплате по столбцу «Порядковый номер этапа работ» строки 15 «Участок основной дороги ПК 225+00-ПК238+50» раздела 2.3 «Дорожная одежда»
главы 2 «Основные объекты строительства» по 2 пусковому комплексу увеличить
на 183 965,53 руб. с НДС.

1.5) приложение № 4 к контракту «Смета контракта» изменить в части позиций 156, 965, 1001, 1019, 1044, 1102, 1134, 1182, 1214, 2291, увеличив их стоимость пропорционально увеличению стоимости единицы измерения на 383,53 руб. без учета НДС.

Решением от 14.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области
в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением от 02.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Заявитель кассационной жалобы ссылается на следующее: в момент произведения корректировки сметы контракта и расчет новой цены контракта, а также направления предложения заказчику о заключении дополнительного соглашения с применением коэффициента корректировки цены контракта к конструктивному решению (элементу), комплексу (видам) работ с применением строительного материала «песок» и отказа
ФКУ «Сибуправтодор» в заключении дополнительного соглашения к контракту
на основании произведенных расчетов действовали положения Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 № 841/пр (далее - Методика), предусматривающие в случае внесения изменения в смету контракта
в связи с включением в нее ранее не предусмотренных сметой контракта видов работ
и (или) затрат, стоимость которых определена в уровне цен на дату определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого
с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) индексами изменения сметной стоимости, принятыми в сметной документации, используемой
при формировании НМЦК, и затем переводилась в уровень цен периода исполнения контракта индексами прогнозной инфляции, примененными при расчете НМКЦ, применение коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) к стоимости ранее
не предусмотренных проектной документацией дополнительных работ и (или) затрат; при определении новой цены работ расчет Ккор определяется на основании сметной документации, определяющей сметную стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при НМЦК, без учета внесенных в нее корректировок в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, а применений Ккор осуществляется в смете контракта, с учетом внесенных в нее изменений, в том числе
в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений.

С позиции кассатора, суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и пришли к неправильному выводу о том, что коэффициент корректировки цены контракта не распространяется на измененные работы, материалы и технологические решения.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит судебные акты оставить
в силе.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции
по спору.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами между
АО «Новосибирскавтодор» (подрядчик) и ФКУ «Сибуправтодор» (заказчик) заключен контракт на строительство автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» -
от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией на участке НовосибирскЛинево (1 этап км 14 - км 34), Новосибирская область. Этапы 1А, 1Б, 1В (далее - Объект).

В соответствии с пунктом 2.1 контракта АО «Новосибирскавтодор» обязалось выполнить работы по объекту, а также иные работы, определенные в контракте
и технической документации, а ФКУ «Сибуправтодор» обязалось принять работы
и оплатить их в соответствии с условиями контракта.

Согласно пункту 5.1 контракта цена контракта составила 3 763 177 070 руб., в том числе НДС.

В процессе исполнения контракта возникли обстоятельства, связанные
с увеличением стоимости строительных ресурсов, о чем заказчик уведомлен письмом
от 21.01.2022 № УП- ИС-163, от 13.04.2022 УП-ИС-1083; ФКУ «Сибуправтодор» письмом от 25.08.2022 № 7715 сообщило АО «Новосибирскавтодор» о выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2324-р от 19.08.2022) денежных средств и предложило предоставить расчет корректировки сметы контракта, расчет новой цены контракта, откорректированную смету контракта, откорректированные графики выполнения и оплаты строительно-монтажных работ с целью заключения дополнительного соглашения.

АО «Новосибирскавтодор» 26.09.2022 направило в адрес ФКУ «Сибуправтодор» расчет корректировки сметы контракта, расчет новой цены контракта.

ФКУ «Сибуправтодор» 27.09.2022 письмом уведомило АО «Новосибирскавтодор»
о несогласовании представленных расчетов и выполнило их корректировку.

Сторонами подписано дополнительное соглашение № 248/22 от 14.10.2022, предусматривающее повышение его цены до 4 684 053 778 руб.

АО «Новосибирскавтодор» направило в адрес ФКУ «Сибуправтодор» предложение внести изменения в контракт согласно проекту дополнительного соглашения к контракту с приложениями, которым предлагало увеличить цену контракта до 4 726 195 291,83 руб., то есть еще на 42 141 513,45 руб.

Отказ ответчика вносить изменения в контракт послужил основанием для обращения
с иском в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того,
что выполнение подрядчиком работ по государственному контракту в согласованный срок до заявления требования о необходимости увеличения цены контракта исключает возможность применения положений Постановления № 1315 о возможности внесения изменений в условия о цене контракта. При этом судами принято во внимание,
что условия для увеличения стоимости работ по контракту, установленные пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), истцом не соблюдены.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, верно указали, что правоотношения сторон, возникшие в связи с заключением контракта, регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)
о подряде во взаимосвязи со специальными положениями Закона № 44-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных
или муниципальных нужд.

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 указанного Кодекса (статья 765 ГК РФ).

Нормами статьи 527 ГК РФ предусмотрено, что государственный
или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров
для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями,
должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

К целям контрактной системы в силу норм статей 1, 6 и 8 Закона № 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий
для участников.

В силу положений пункта 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта; при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию (пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году принято Постановление № 1315.

Постановлением № 1315 установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30 процентов) стоимостью более 1 млн. руб., предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключенного до 01.01.2022 в соответствии
с Законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, в связи с ростом
цен на строительные ресурсы, включая контракты, которые заключены на срок менее одного года.

При применении положений Постановления № 1315, положенного истцом
в обоснование заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил
из обязанности истца доказать наличие в совокупности обстоятельств, предусмотренных
в подпункте «а» пункта 2 Постановления № 1315, статье 95 Закона № 44-ФЗ, статье
451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 451 ГК РФ определено, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств
не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора
и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

При этом в силу пункта 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи
с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения
по соглашению сторон, в том числе, в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 указанного закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе, необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9 - 12, 14, 14.1, 14.2 и 14.3 Методики в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ (пункт 8 Методики).

В частности, в соответствии с пунктом 14 Методики обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика, оказывающего влияние на изменение (увеличение) цены контракта, оформляется в письменной форме
в виде предложения подрядчика с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными сметой контракта, с учетом выявленного в процессе исполнения контракта существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, поставляемых подрядчиком.

Таким образом, нормы действующего законодательства предусматривают возможность изменения существенных условий контракта, в частности, увеличения его твердой цены при совокупности вышеприведенных условий, в том числе в судебном порядке.

Проанализировав содержание указанных норм, суды пришли к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1315, для изменения существенных условий спорного контракта.

Одним из условий изменения цены контракта изложено в абзаце третьем подпункта «а» пункта 2 Постановления № 1315: объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не меняются.

В абзаце втором Порядка изменения цены контракта, корректировки сметы контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов, утвержденном федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы» разъяснено, что при изменении цены контракта при изменении цены контракта учитывается, в том числе, что физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не должны изменяться.

При исполнении контракта подрядчик обратился к ФКУ «Сибуправтодор»
с письмом о внесении изменений в проектную документацию по контракту в части изменения материала конструкции дорожной одежды, подстилающего слоя основания
из песка толщиной 0,2 метра с материала «песок средний» на материал «песок мелкий».

На производство такой замены получено положительное заключение
от ФАУ «Главгосэкспертиза России» № 3363-2022. В связи с чем государственный заказчик ФКУ «Сибуправтодор» согласовал замену материала «песок средний»
на материал «песок мелкий» по контракту и в настоящее время принимает работы
по исполнению этого контракта с применением материала «песок мелкий».

Все требования предоставленной заказчиком проектной документации
на строительство являются безусловно обязательными для подрядчика,
и, следовательно, изменение проектной документации в ходе процесса строительства
в части замены указанных в ней материалов по любым причинам для такой замены -
есть изменение организационно-технологических и других решений.

Соответственно, в ходе исполнения сторонами контракта по инициативе подрядчика АО «Новосибирскавтодор» имело место произведённое в установленном порядке изменение организационно-технологических и других решений, что лишает подрядчика права на изменение цены контракта в размере, соответствующем цене таковых изменений.

При этом судами установлено, что ФКУ «Сибуправтодор» не отказало
АО «Новосибирскавтодор» в изменении цены контракта, и согласился с рядом позиций после чего сторонами подписано дополнительное соглашение от 14.10.2022 № 248/22
к контракту, предусматривающее повышение его цены с изначальной 3 763 177 070 руб. до 4 684 053 778 руб. (то есть цена государственного контракта возросла на 25,59 процентов).

ФКУ «Сибуправтодор» отказало подрядчику АО «Новосибирскавтодор»
в повышении цены контракта только по одной из заявленных последним в его обращении позиций - применяемый при исполнении контракта строительный материал «песок мелкий», стоимость которого и составляет 42 141 513,45 руб.

При таких обстоятельствах оснований для заключения дополнительного соглашения к контракту у ответчика не имелось.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 95 Закона
№ 44-ФЗ, Постановления № 1315, Методики, подрядчик при обращении к заказчику с предложением

об изменении цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, должен представить информацию и документы, обосновывающие такое предложение.

Принимая во внимание принцип равенства участников правоотношений и свободы договора, само по себе изменение экономической ситуации в части увеличения роста цен на строительные ресурсы является естественным следствием экономических процессов
и не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть.

Стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен на строительные ресурсы в период исполнения сделки.

В рассматриваемом случае в нарушение положений пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, Постановления № 1315 АО «Новосибирскавтодор» при обращении
к заказчику с предложением об изменении цены контракта в связи с увеличением
цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, подрядчик
не представил информации и документов, обосновывающих такое предложение.

На основании изложенного, истцом не доказано наличие оснований для увеличения стоимости работ по контракту, установленных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона
№ 44-ФЗ, Постановлением № 1315.

Вопреки доводам кассационной жалобы оснований для удовлетворения исковых требований у судов не имелось, при том что как следует из анализа спорных правоотношений в их совокупности и хронологии при изменении вида материала стороны исходили из отсутствия оснований для изменения цены контракта.

Несогласие заявителя жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование применительно к обстоятельствам дела положений Закона № 44-ФЗ не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся
в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение от 14.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 02.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-32579/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий М.Ю. Бедерина

Судьи Е.В. Клат

М.Ф. Лукьяненко