ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-33620/2022 от 08.08.2023 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А45-33620/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 г.

В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2023 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Назарова А.В.

судей: Аюшева Д.Н.,

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания проводимого без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Комиссаровой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (№ 07АП-5412/2023) общества с ограниченной ответственностью «Экология» на решение от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-33620/2022 (судья Емельянова Г.М.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экология» (630555, Новосибирская область, Новосибирский район, поселок Голубой Залив, жск приморье, дом 15, ОГРН: <***>, ИНН: <***>,) к муниципальному унитарному предприятию г. Новосибирска «Горводоканал» (630099, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании задолженности,

без участия представителей сторон в судебном заседании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Экология» (далее – истец, общество) обратилось с иском в суд к муниципальному унитарному предприятия города Новосибирска «Горводоканал» (далее – ответчик, предприятие) о взыскании 186 685 рублей 66 копеек стоимости оказанных услуг по транспортировке сточных вод.

Решением от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец не согласился с принятым судебным актом и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование своих требований апеллянт указывает, что несмотря на отмену тарифа, существенного изменения обстоятельств оказания услуг, так как в противном случае нивелируется смысл добросовестного осуществления гражданских прав; фактически отношения по транспортировке сточных вод между истцом и ответчиком не прекращены; договор между сторонами является действующим.

Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.

В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является организацией коммунального хозяйства, осуществляющей транспортировку сточных вод на территории поселка Голубой Залив Новосибирского района Новосибирской области.

Общество является единственной организацией, принимающей сточные воды от физических лиц и от организаций, расположенных на территории поселка Голубой Залив и обеспечивающей их транспортировку до сетей предприятия.

Между предприятием (ответчик) и обществом (транзитная организация) 01.10.2018 года заключен договор № 99-т на транспортировку сточных вод (далее – договор), согласно которому транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети обязуется осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

При заключении указанного договора сторонами определены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации, о чем подписан акт о разграничении балансовой принадлежности.

Данный договор до настоящего времени является действующим.

По указанному договору истец осуществляет транспортировку сточных вод от точки приема до точки отведения, своевременно и в полном объеме выполняя обязательства по договору.

В сентябре 2022 года истцом было транспортировано стоков в объеме 10595,1 куб. м. Объем оказанных услуг определен истцом на основании показаний коммерческих узлов учета холодной воды абонентов. Исходя из ранее действовавшего тарифа стоимость услуг составляет 186 685 рублей 66 копеек.

Пунктом 8 вышеуказанного договора предусмотрено, что транзитная организация не позднее 5-го числа месяца следующего за расчетным предоставляет организации водопроводно-канализационного хозяйства оформленный в двух экземплярах акт об оказании услуг.

Акт № 0000009 от 30.09.2022 года за период - сентябрь 2022 года и счет на оплату № 9 от 30.09.2022 был предоставлен в МУП г. Новосибирска «Говодоканал» 30 сентября 2022 года, о чем имеется отметка получателя -входящий номер № 55209 от 30.09.2022 года. Однако, оплата ответчиком произведена не была.

Претензия ответчика оставлена истцом без удовлетворения, что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия на то правовых оснований.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), и Правилами регулирования.

В силу пункта 25.1 статьи 2 Закона № 416-ФЗ транзитная организация - организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения к транзитным организациям.

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2009 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Правила № 644 дополнены пунктами 45(1) и 45(2), которыми установлены критерии отнесения собственников и иных законных владельцев канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (далее - критерии отнесения к транзитным организациям); в Правила регулирования внесены изменения, предусматривающие, что тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод не устанавливаются в отношении организаций, не соответствующих критериям отнесения к транзитным организациям, а установленные тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод подлежат отмене с 01.09.2022 в отношении организаций, не соответствующих критериям отнесения к транзитным организациям.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 11.03.2022 № 201/22 Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 № 1154-э, дополнен пунктом 17.1, согласно которому по итогам заседания правления (коллегии) орган регулирования принимает решение об отказе в установлении цен (тарифов) в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов) в случае несоответствия собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям.

Согласно пунктам 11(2), 17 Правил регулирования основанием для установления (корректировки, пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на транспортировку сточных вод в отношении собственника или иного законного владельца канализационных сетей и (или) сооружений на них является его соответствие критериям отнесения к транзитным организациям; к заявлению об установлении тарифов среди прочих документов прилагаются документы и иная информация, подтверждающие соответствие указанного лица критериям отнесения к транзитным организациям.

Пунктом 45(1) Правил № 644 установлено, что отнесение собственников или иных законных владельцев канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям осуществляется при их соответствии на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов) одному из критериев, указанных в пункте 45(2) данных Правил, либо в совокупности критериям, определенным подпунктами «а» - «г» пункта 45(1) названных Правил.

Так, подпунктом «а» пункта 45(1) Правил № 644 одним из необходимых критериев отнесения к транзитным организациям в совокупности с иными, указанными в данном пункте, является владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев канализационными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке сточных вод в целях водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей водоотведение), при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной централизованной системы водоотведения с учетом условий суммарной численности населения муниципальных образований (поселений, городских округов), в пределах которых она расположена, должна составлять не менее значений предусмотренных абзацами вторым - шестым данного подпункта: для поселений, городских округов с суммарной численностью населения 1 млн. человек и более не менее 7 километров (абзац третий); от 500 тыс. человек до 1 млн. человек не менее 3 километров (абзац четвертый); от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек не менее 1 километра (абзац пятый); менее 250 тыс. человек не менее 500 метров (абзац шестой) (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей).

Обстоятельства отказа в установлении обществу на 2023 год тарифа на транспортировку сточных вод были предметом рассмотрения в рамках дела А45-22715/2022, где суды пришли к выводу об отсутствии у общества необходимых критериев для отнесения к транзитной организации, признали законным приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.05.2022 № 85.

В соответствии со статьей 31 Закона № 416-ФЗ водоснабжение, транспортировка воды относятся к регулируемым видам деятельности, цена на подобные услуги определяется органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В части 3 статьи 11 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что собственники и иные владельцы водопроводных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным сетям в целях обеспечения холодного водоснабжения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким водопроводным сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных сетей.

Собственники участков сетей не вправе взимать плату за перемещение ресурса через свои участки в том числе на основании норм ГК РФ о кондикции, так как подобная деятельность регулируется государством посредством установления тарифов на основе анализа совокупности всех отношений, связанных с производством, передачей и потреблением ресурса по конкретной сети с соблюдением баланса интересов всех участников этих отношений.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца права на взимание с ответчика платы за транспортировку вод в отсутствие утвержденного тарифа являются правомерными. В связи с изложенным, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями АПК РФ.

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные АПК РФ, не установлены.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины, с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3 000 рублей на основании статьи 102 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-33620/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Экология» в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий А.В. Назаров

Судьи Д.Н. Аюшев

ФИО1