ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-36926/20 от 14.12.2021 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-36926/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2021 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ткаченко Э.В.,

судей Клат Е.В.,

Курындиной А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Мурзиной Н.А. рассмотрел с использованием технологии онлайн-заседания информационной системы «Картотека арбитражных дел» рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» на решение от 18.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) и постановление от 08.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Марченко Н.В., Молокшонов Д.В.) по делу № А45-36926/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (630007, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5, эт. 7, оф. В-701, ОГРН 1125476156211, ИНН 5410772955) к товариществу собственников жилья «Север-2» (630066, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Герцена 6, 1, ОГРН 1025401314586, ИНН 5403106249) о взыскании задолженности в размере 307 137 руб. 05 коп., пени в размере 17 869 руб. 89 коп.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: 1) Некоммерческое партнерство «Новосибирская Лига Объединения домовладельцев», 2) общество с ограниченной ответственностью «Новосиб Спец Транс», 3) общество с ограниченной ответственностью «Айсберг».

В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» - Анисимова А.В. по доверенности от 30.12.2020; товарищества собственников жилья «Север-2» - Хаврат Л.Л. по доверенности от 09.04.2021.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (далее – ООО «Экология-Новосибирск», региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к товариществу собственников жилья «Север-2» (далее – товарищество, ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 307 137 руб. 05 коп. за период с 01.01.2019 по 30.11.2020, неустойки в размере 17 869 руб. 89 коп. за период с 12.02.2019 по 05.04.2020 и начиная с 01.01.2021 взыскивать неустойку по день фактической уплаты долга.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены некоммерческое партнерство «Новосибирская Лига Объединения домовладельцев» (далее –партнерство), общество с ограниченной ответственностью «Новосиб Спец Транс» (далее – ООО «Новосиб Спец Транс»), общество с ограниченной ответственностью «Айсберг» (далее – ООО «Айсберг»).

Решением от 18.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 08.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ООО «Новосибирск-Экология» просит решение и постановление отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неверное толкование судами подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505; далее – Правила № 505), пунктов 148 (30), 148 (38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354; далее - Правила № 354), пункта 24 постановления Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 176-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области»; пунктов 25, 30 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее –постановление № 1156).

Истец указывает на то, что в договоре от 01.01.2019 № 4282, в редакции протокола согласования разногласий, в связи с организацией ответчиком раздельного сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) стороны предусмотрели учет объема ТКО в соответствии с Правилами № 505; согласно заявке на заключение договора, условиям договора, выпискам из отчетов операторов по транспортированию коммерческий учет ТКО должен производиться исходя из 4 контейнеров для складирования; истцом представлены доказательства вывоза в 2020 году с контейнерной площадки товарищества раздельно накопленных ТКО на основании договора с обществом с ограниченной ответственностью «ТБО» (далее – общество «ТБО») (отчеты оператора по транспортированию, треки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, акты приема-сдачи ТКО на объект обработки ТКО), факт вывоза подтвержден третьими лицами; представленные ответчиком доказательства в подтверждение вывоза ТКО из 3 контейнеров и отсутствия вывоза раздельно накопленных ТКО (журналы учета вывоза ТКО, акты выполненных работ) составлены товариществом в одностороннем порядке, противоречат доказательствам истца; договор на оказание услуг по транспортированию раздельно накопленных ТКО с обществом с ограниченной ответственностью «Полимер Рецикл Н» (далее – ООО «Полимер Рецикл Н») не имеет юридической силы, обстоятельства его фактического исполнения судами не исследованы.

В возражениях на кассационную жалобу товарищество выразило несогласие с доводами заявителя, обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными; указывает на безосновательное завышение истцом объемов ТКО; договор с ООО «Полимер Рецикл Н» полагает действующим.

В отзыве на кассационную жалобу партнерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения; указывает, что договор с ООО «Полимер Рецикл Н» не противоречит требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ); истец в вывозе раздельно накопленного ТКО участия не принимал.

Партнерство не обеспечило участие его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание), при этом судом округа обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено, представители сторон приняли участие в судебном заседании.

В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои правовые позиции.

Законность обжалуемых решения и постановления проверена судом кассационной инстанции на основании статей 284, 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области
с 25.07.2018 - даты заключения соглашения об организации деятельности
по обращению с ТКО на территории Новосибирской области; к исполнению обязательств региональный оператор приступил с 01.01.2019.

По договору от 01.01.2019 № 4282 с протоколом согласования разногласий от 07.10.2019 (с приложением № 1) (далее – договор) региональный оператор обязался принимать ТКО с места накопления (контейнерная площадка; количество контейнеров 4; общий объем/вместимость контейнеров 4,4 куб. м), расположенного на территории МКД по адресу: г. Новосибирск, ул. Герцена 6/1, обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации; планируемый объем принимаемых ТКО в месяц 140 куб. м; планируемое количество вывозов в месяц 30,5; товарищество (исполнитель), в свою очередь, обязалось оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составляет 466 руб. / куб. м на период с 01.01.2019 по 30.06.2019,
446 руб. 82 коп. / куб. м на период с 01.07.2019 по 31.12.2019; стоимость услуг определяется на основании акта выполненных работ.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в месяц определяется на основании объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению
с ТКО:
P = V x T.

Пункт 19 договора в согласованной сторонами редакции предусматривает учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации. При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, а также для МКД с закрытыми дворовыми территориями, закрытыми контейнерными площадками и при наличии мусоропроводов, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из количества
и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО.

Спор об оплате услуги регионального оператора в период с 01.01.2019 по 30.11.2020 возник из-за разницы в данных об объемах ТКО, вывезенных
с контейнерной площадки товарищества.

Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема
и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема
и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила № 505 устанавливают порядок коммерческого учета объема
и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом
в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса: а) ТКО в местах их накопления: сортированных ТКО; несортированных ТКО; крупногабаритных отходов;
б) ТКО, транспортируемых операторами по обращению с ТКО;
в) ТКО, поступающих на объекты обработки, обезвреживания
и (или) захоронения ТКО и транспортируемых с таких объектов.

Пунктом 5 Правил № 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (подпункт «а»); исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения (подпункт «б»).

Пунктом 6 Правил № 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, то есть расчетным путем.

В силу пункта 8 Правил № 505 учет твердых коммунальных отходов при раздельном накоплении ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 названных Правил, то есть исходя
из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных
в местах накопления.

Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен при наличии раздельного накопления ТКО.

Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

При этом организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья
6 Закона № 89-ФЗ).

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в соответствии со статьей 13.3 Закона № 89-ФЗ утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с ТКО.

Раздельное накопление ТКО считается организованным, когда отрасль обращения с отходами имеет замкнутый цикл (обустроены площадки для раздельного накопления ТКО, имеются объекты обработки (сортировки) ТКО, и соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения с отходами (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 № АКПИ20-956).

Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил № 354 установлена возможность расчета цены за услугу по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО в случае раздельного накопления сортированных отходов.

Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе
их раздельного сбора) на территории Новосибирской области утвержден постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017
№ 176-п.

Таким образом, расчет цены услуги по обращению с ТКО, исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, возможен при фактическом соблюдении потребителями условий раздельного накопления сортированных отходов, установленных постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 176-п.

Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, условия договора допускают раздельное накопление ТКО.

Позиции участвующих в деле лиц аргументированы, в том числе ссылкой на заключение договора в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 176-п
«Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области».

Содержащиеся в статье 168 АПК РФ предписания, обязывающие арбитражный суд при принятии решения оценивать доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определять, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, устанавливать права и обязанности лиц, участвующих в деле, решать, подлежит ли иск удовлетворению, будучи направленными на обеспечение принятия арбитражным судом законного и обоснованного решения, являются процессуальной гарантией права на судебную защиту (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 1522-О, от 29.09.2020 № 2274-О).

Исходя из заявленного предмета требования, в круг обстоятельств, подлежащих исследованию, входят вопросы об объеме оказанных услуг
и их стоимости.

Между тем суд первой инстанции, разрешая спор, вопреки положениям статей 40, 65, 66, 71, 168 АПК РФ, необоснованно не учел согласованное сторонами условие о раздельном накоплении ТКО при его фактической реализации; не установил обстоятельства, имеющие значение для дела,
в том числе обстоятельства, связанные с организацией на территории Новосибирской области раздельного накопления, наличия замкнутого цикла обращения с отходами, объектов обработки (сортировки) ТКО, их места нахождения и включения соответствующих маршрутов транспортирования в территориальную схему обращения с отходами; связанные с определением объема и стоимости предъявленных ко взысканию услуг (какие контейнеры установлены в спорный период, их количество, объем/вместимость); не определил момент начала раздельного накопления и вывоза ТКО с контейнерной площадки товарищества; не исследовал субъектный состав операторов, осуществлявших транспортирование ТКО с контейнерной площадки товарищества в спорный период, в том числе по договору от 14.01.2020 № 08/03/19-18 с ООО «ТБО», заключенному в целях оказания услуг по транспортированию раздельно собранных отходов с территории ряда домов, в том числе по адресу: г. Новосибирск, ул. Герцена, 6/1.

Доводы ООО «Экология-Новосибирск» о том, что разница в объемах возникла, в том числе за счет транспортируемых региональным оператором раздельно накопленных отходов, а также крупно-габаритных отходов, оценки судов не получили; доказательства, представленные истцом в подтверждение транспортирования региональным оператором с контейнерной площадки товарищества раздельно накопленных ТКО и сдачи их на объект обработки ТКО, не исследованы.

Суды, соглашаясь с позицией товарищества о складировании в спорных периодах ТКО в 3 контейнера, установленных на контейнерной площадке, в подтверждение чего представлен акт осмотра от 15.08.2019, не дали оценки содержанию заявки товарищества и условиям договора с протоколом согласования разногласий от 07.10.2019, согласно которым размещение ТКО производится в 4 контейнера, а также выпискам из отчетов операторов по транспортированию, с указанием на такое же количество контейнеров. Судами не исследован вопрос добросовестности действий сторон при заключении указанного договора.

Кроме того, судами не учтено, что, устанавливая порядок оказания услуг
по обращению с ТКО посредством заключения соответствующего договора
с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи
23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось,
в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными
и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).

Указание в статье 24.6 Закона № 89-ФЗ на обязанность регионального оператора оказывать услуги по обращению с ТКО всем потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания
или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги
по обращению с ТКО региональному оператору при представлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически
не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться
за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.

Учитывая изложенное, следует признать, что вывод об отсутствии
на стороне ответчика обязательства по оплате истцу стоимости услуг по обращению с ТКО в заявленном размере сделан судом преждевременно.

Апелляционный суд не устранил допущенные судом первой инстанции недостатки.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в условиях неполного исследования имеющихся
в деле доказательств, а суд кассационной инстанции на основании статьи
286 АПК РФ лишен возможности устанавливать факты и оценивать доказательства по делу, допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, в связи с чем, судебные акты подлежат отмене на основании статьи 288 АПК РФ, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении; определить круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего спора; дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, в том числе доводам истца о наличии у ответчика обязанности по оплате оказанных услуг исходя из объема вывезенных ТКО, включая раздельный сбор ТКО; исследовать обстоятельства и представленные в их подтверждение доказательства, касающиеся организации на территории Новосибирской области раздельного накопления ТКО и включения соответствующих маршрутов транспортирования в территориальную схему обращения с отходами; фактического транспортирования раздельно накопленных ТКО и сдачи их на объект обработки ТКО, для чего разрешить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле иных операторов, осуществлявших в спорный период транспортирование ТКО с контейнерной площадки товарищества, установить объем и стоимость оказанных услуг исходя из условий договора и применяемого тарифа, проверить расчет договорной неустойки, оценить добросовестность действий сторон, применить нормы права, подлежащие применению; принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт, распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 08.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-36926/2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Э.В. Ткаченко

Судьи Е.В. Клат

А.Н. Курындина