Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-3809/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Малышевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение от 23.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нефедченко И.В.)
и постановление от 22.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Аюшев Д.Н., Колупаева Л.А., Назаров А.В.) по делу
№ А45-3809/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Минусинск) к Министерству труда
и социального развития Новосибирской области (ОГРН <***>,
ИНН <***>, 630007, <...>,
офис 200), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 630007, <...>)
о взыскании денежных средств.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Министерству труда и социального развития Новосибирской области (далее – Министерство, ответчик), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации
по Новосибирской области (далее – Фонд, ответчик) о взыскании компенсации за установку (транспортировку) памятников Героям Социалистического Труда ФИО2, ФИО3, ФИО4
в общей сумме 158 130 руб.
Решением от 23.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые
по делу судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования.
Министерство и Фонд представили возражения на кассационную жалобу, в которых просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального
и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Между Предпринимателем (исполнитель) и родственниками Героев Социалистического Труда ФИО2, ФИО3 и ФИО4 (заказчики) в период с 10.01.2020 по 01.06.2020 заключены договоры,
по условиям которых исполнитель обязался выполнить в соответствии
со сметой работы и услуги по установке надгробий на могиле умерших Героев Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета,
а заказчики – принять надлежащим образом оказанные услуги
и выполненные работы по актам приема-передачи (п. 1.1. договоров).
Согласно пункту 2.3. договоров заказчики передали исполнителю право требования оплаты надгробий в отношениях с государственными органами
в рамках программы установки надгробий Героям Социалистического Труда
в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997
№ 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» (далее –
Закон № 5-ФЗ).
Стоимость работ определена сторонами в сумме 393 210 руб. (пункт 3.1. договора), является твердой договорной и изменению не подлежит
(пункт 3.2. договора).
Виды работ и услуг по установке надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда определены в сметах, согласованных заказчиками.
Предприниматель в соответствии с договорами выполнил работы
по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме,
о чем составлены соответствующие акты приемки выполненных работ.
Денежные средства по заявлениям заказчиков были перечислены Министерством на расчетный счет Предпринимателя платежными поручениями от 19.11.2020 № 9596 на сумму 681 000,00 руб. и от 16.10.2020 № 8736 на сумму 340 500 руб.
Поскольку денежная компенсация была выплачена ответчиками в общей сумме 1 021 500 руб. (по 340 500 руб. за каждый памятник), но за вычетом стоимости оказанных кассатором транспортных услуг (52 710 руб. за каждый памятник), Предприниматель направил в адрес Министерства претензию
с требованием произвести оплату задолженности заказчиков (родственников Героев Социалистического Труда) в размере 158 130 руб. (52 710 руб. х 3),
то есть равной стоимости услуг по транспортировке памятников, оказанных им родственникам Героев Социалистического Труда в связи с установкой надгробий.
Письмом от 29.12.2020 Министерство отказало Предпринимателю
в возмещении указанных денежных средств.
Неисполнение обязательств по выплате компенсации по изготовлению
и установке надгробий Героям Социалистического Труда в полном объеме послужило основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили
из недоказанности Предпринимателем оказания транспортных услуг
на заявленную в иске сумму, а также отсутствия у ответчиков оснований
для возмещения стоимости таких услуг родственникам Героев Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286
АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что принятые
по настоящему делу судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 6.1 Закона № 5-ФЗ сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В соответствии с частями 1-3 статьи 7 Закона № 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего закона, финансируются
за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета
на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах
по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией Закона № 5-ФЗ, и потребности в средствах на следующий месяц.
В развитие Закона № 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.12.2006 № 740 (далее – Постановление № 740), которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на изготовление и установку таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления № 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета
на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы
в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона № 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных
с изготовлением и установкой надгробия).
Из названных нормативных положений следует, что выплата спорной компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Фонда, в связи с чем кассационная инстанция поддерживает вывод судов, что указанные Предпринимателем лица являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
При этом в силу положений статей 5, 6 Федерального закона
от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), обоснованно признан уполномоченным лицом, которое может заявить о выплате в его адрес сумм, подлежащих компенсации родственникам Героев Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета.
В тоже время кассационная инстанция полагает ошибочным вывод суда о необоснованном включении Предпринимателем спорных сумм в расчет компенсации согласно Закону № 5-ФЗ.
Нормативными актами, в том числе Законом № 5-ФЗ,
Постановлением № 740 в состав подлежащих компенсации средств включены расходы родственников Героев Социалистического Труда
по изготовлению и установке надгробий. Процесс установки надгробий
на могилах, как верно указал кассатор, безусловно предполагает факт перемещения изготовленного памятника от места изготовления до места установки, равно как и процесс погрузки/выгрузки надгробного памятника значительного веса с сохранением полировки. Указанные расходы согласно смете отнесены сторонами договоров к транспортным, без них установка надгробия невозможна.
Доводов и доказательств относительного того, что изготовление надгробий происходило в непосредственной близости от места захоронения, что позволило бы избежать спорных расходов, заявлено и представлено
не было.
Судами установлено и материалами дела подтверждается факт выполнения Предпринимателем обязательств по установке памятников согласно заключенным договорам, что ответчиками не оспаривается.
В обоснование выплаты в его пользу стоимости оказанных услуг, связанных с транспортировкой памятников, истец сослался на утвержденные между ним и родственниками Героев Социалистического Труда сметы, согласно которым транспортные расходы, подлежащие оплате родственниками (заказчиками) в адрес Предпринимателя, и, соответственно, возмещению за счет средств федерального бюджета, составляют 52 710 руб. за каждый памятник.
Исходя из наименования работ (услуг), указанных в сметах, транспортные расходы включали в себя доставку памятника на место установки, разгрузку, погрузку, перемещение памятника к месту установки, услуги крана (л.д. 37, 65, 100 том 1).
Таким образом, заявленные Предпринимателем к оплате спорные суммы непосредственно связаны с установкой надгробий.
Кассационная инстанция полагает, что у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку материалами дела (в том числе сметами от 10.01.2020, 01.06.2020, актами
от 10.08.2020, от 05.08.2020, от 07.07.2020) подтверждается размер обязательств родственников Героев Социалистического Труда перед Предпринимателем, связанных с оплатой за доставку, разгрузку, погрузку, перенос памятника к месту установки, оказание услуг крана, подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета.
Не соглашаясь с выводами судов о документальной неподтвержденности суммы, заявленной Предпринимателем к оплате, кассационная инстанция исходит из того, что доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия на месте, несоответствия заявленных цен по доставке, разгрузке, погрузке, перемещению памятника
к месту установки, услугам крана, рыночным ценам ответчиками
не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что
без указанных в акте конкретных видов услуг по доставке памятника (его разгрузке, погрузке, перемещению, услуг крана), стоимость которых была заявлена к взысканию, была возможна установка надгробия.
Суд округа также принимает во внимание, что ответчиками
в пользу Предпринимателя была произведена выплата стоимости работ, связанных с изготовлением памятников Героям Социалистического Труда
ФИО2, ФИО3, ФИО4, в общей сумме 1 021 500 руб.
Поскольку сооружение (изготовление и установка) на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, то в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов была обязанность компенсировать родственникам Героев Социалистического Труда расходы
в полном объеме (то есть не только по изготовлению, но и установке памятника) или, в рассматриваемом случае с учетом условий заключенных договоров, произвести выплату в пользу Предпринимателя спорных сумм.
С учетом изложенного суд округа считает, что оспариваемые решение
и постановление судов подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ как принятые при несоответствии выводов судов указанным выше установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Поскольку обстоятельства спора установлены судами верно, но выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся
в деле доказательствам, суд округа считает возможным, не направляя дело
на новое рассмотрение, отменить судебные акты и принять новый судебный акт: обязать Министерство и Фонд произвести выплату компенсации Предпринимателю за установку (транспортировку) памятников Героям Социалистического Труда ФИО2, ФИО3, ФИО4
в общей сумме 158 130 руб.
При рассмотрении дела истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общем размере 11 744 руб., которые подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 22.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-3809/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Обязать Министерство труда и социального развития Новосибирской области и государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосибирской области произвести выплату компенсации индивидуальному предпринимателю ФИО1 за установку (транспортировку) памятников Героям Социалистического Труда ФИО2, ФИО3, ФИО4 в общей сумме 158 130 руб.
Взыскать с Министерства труда и социального развития Новосибирской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 872 руб.
Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 872 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи А.А. Бурова
И.А. Малышева