СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-4087/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2017 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска, г. Новосибирск (№ 07АП-5850/17)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 мая 2017 года по делу № А45-4087/2017 (судья Наумова Т.А.)
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Сибири при Федеральном агентстве специального строительства», г. Железногорск Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска, г. Новосибирск
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска, г. Новосибирск
об оспаривании решения от 09.12.2016 года,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Сибири при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска (далее – Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 09.12.2016 № 064С04160018683.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее – третье лицо, налоговая инспекция).
Решением от 31.05.2017 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что филиал СМУ № 913 состоит на учете в УПФР в Калининском районе г. Новосибирска как страхователь, в связи с чем правомерно привлечен к ответственности как плательщик страховых взносов.
У Пенсионного фонда отсутствовала обязанность по отслеживанию вручения или невручения страхователю акта проверки и решения, поскольку в соответствии со статьями 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ)в случае направления акта проверки или решения по почте заказным письмом датой прочтения считается шестой день с даты отправления заказного письма.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам, в связи с чем суд обязан был произвести правопреемство и заменить ответчика на ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска.
Подробно доводы Пенсионного фонда изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие, соглашаясь с выводами судов первой инстанции, просит оставить обжалуемое Пенсионным фондом решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Письменный отзыв третьим лицом на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, предприятие является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, зарегистрировано в Пенсионном фонде России под номером 064-004-089062 и зарегистрировано по адресу: 662972, <...>.
В Калининском районе города Новосибирска страхователь стоит на учете по месту осуществления деятельности филиалом-Строительно-монтажным управлением № 913.
Пенсионным фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
Камеральная проверка проводилась в отношении филиала заявителя — «Строительно- монтажного управления № 913» в период с 23.09.2016 по 21.10.2016 на основе отчета РСВ-1 ПФР за полугодие 2016 года.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт от 21.10.2016 № 064С03160010942, согласно которому плательщик страховых взносов «Строительно-монтажное управление № 913» предоставил расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 1 полугодие 2016 с нарушением установленного пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ срока.
Расчет РСВ-1 ПФР за 1 полугодие 2016 был предоставлен 23.09.2016 по ТКС, что подтверждается квитанцией о доставке.
Нарушений в порядке исчисления и уплаты страховых взносов не установлено, страховые взносы исчислены верно, уплачены своевременно, доначислений и пеней по результатам камеральной проверки не было.
09.12.2016 заместителем начальника Пенсионного фонда вынесено решение № 064С04160018683 в отношении «Строительно-монтажного управления № 913» о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в размере 262 071 рубль 21 копейка.
Предприятие, не согласившись с решением Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что «Строительно-монтажное управление № 913» является филиалом федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Сибири при Федеральном агентстве специального строительства», не имеет расчётных счетов, самостоятельно не предоставляет отчетность, следовательно, в силу требований Закона № 212-ФЗ, не является плательщиком страховых взносов, а так же субъектом ответственности, предусмотренной Законом № 212-ФЗ; несоблюдении Пенсионным фондом процессуальных требований к производству по делу о нарушении законодательства о страховых взносах.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах на момент вынесения решения были урегулированы Федеральным законом № 212-ФЗ.
На основании части 1 статьи 18 названного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Согласно статье 10 Федерального закона № 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
На основании части 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явилось нарушение сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 1 полугодие 2016. Расчет РСВ-1 ПФР за 1 полугодие 2016 был предоставлен 23.09.2016 по ТКС, что подтверждается квитанцией о доставке.
Оспариваемое решение от 09.12.2016 № 064С04160018683 вынесено в отношении филиала заявителя — «Строительно- монтажного управления № 913».
При рассмотрении довода Пенсионного фонда о том, что обязанным лицом в спорной ситуации является филиал заявителя — «Строительно- монтажное управление № 913» суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статьей 41 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений, регулируемых Законом № 212-ФЗ, может быть принято только в отношении плательщика страховых взносов - юридического лица.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации способность юридического лица иметь гражданские права и нести соответствующие обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами и поэтому не могут быть признаны субъектами ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ.
Строительно-монтажное управление № 913 является филиалом федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Сибири при Федеральном агентстве специального строительства». При этом данный филиал не имеет расчетных счетов, самостоятельно не предоставляет отчетность. Следовательно, в силу требований Федерального закона № 212-ФЗ не является плательщиком страховых взносов, а так же субъектом ответственности, предусмотренной указанным Законом.
Довод Пенсионного Фонда о том, что филиал состоит на учете как страхователь, позицию заявителя жалобы по рассматриваемому спору также не подтверждает, поскольку постановка филиала на учет по месту своего нахождения не свидетельствует о получении им статуса страхователя и, соответственно, о возникновении у него соответствующих прав и обязанностей.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой на момент вынесения решения были урегулированы Федеральным законом № 212-ФЗ, следовательно, при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная Законом № 212-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона № 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
На основании части 5 статьи 38 Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В силу части 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.10.2016 Пенсионным фондом составлен акт камеральной проверки, в котором зафиксировано, что Строительно-монтажное управление № 913 предоставило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 1 полугодие 2016 с нарушением установленного пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ срока.
Данный акт от 21.10.2016 составлен в отсутствие представителя предприятия, в акте отсутствует подпись представителя о получении данного акта, либо отметка об отказе от подписания акта.
09.12.2016 Пенсионным фондом в отсутствие страхователя принято решение о привлечении «Строительно-монтажного управления № 913» к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ.
Таким образом, в нарушение вышеуказанного порядка Пенсионный фонд, не уведомив юридическое лицо о времени и месте рассмотрения результатов проверки, согласно акту проверки от 21.10.2016 № 064С03160010942 рассмотрело результаты проверки в отсутствие представителя юридического лица - ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России».
Уведомление от 21.10.2016 № 064С03160010942 было направлено по адресу филиала.
Кроме того, из информации с официального сайта «Почта России» усматривается, что акт камеральной проверки от 21.10.2016 и извещение о назначении времени и даты рассмотрения материалов были направлены в адрес заявителя почтовым отправлением с идентификатором № 63000701930070, в почтовое отделение оно поступило только 11.11.2016 и получено филиалом 26.01.2017, то есть на момент вынесения оспариваемого решения от 09.12.2016 о привлечении к ответственности плательщика страховых взносов, Пенсионный фонд не обладал надлежащим извещением плательщика, тем самым лишив его права представить свои возражения и документы в обоснование своей позиции.
Решение вынесено в отношении филиала, при этом в отсутствие доказательств извещения страхователя о времени рассмотрения материалов, данное решение также было направлено по адресу филиала и получено 28.12.2016 (информация с сайта «Почты России»).
Направление Пенсионным фондом документов не по юридическому адресу предприятия, а по адресу филиала, не свидетельствует о соблюдении процедуры привлечения к ответственности, предусмотренной Законом № 212-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Пенсионным фондом Российской Федерации процессуальных требований к производству по делу о нарушении законодательства о страховых взносах.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы Пенсионного фонда о том, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам, в связи с чем суд обязан был произвести правопреемство и заменить ответчика на ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предметом настоящего спора является не взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а оспаривание решения Пенсионного фонда от 09.12.2016.
Сама по себе передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам не является основанием для осуществления арбитражным судом процессуального правопреемства в данной ситуации.
Таким образом, судом первой инстанции выяснены все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства, дана правильная правовая оценка представленным доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.05.2017 по делу № А45-4087/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий: И.И. Бородулина
Судьи: Т.В. Павлюк
Н.А. Усанина