ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-6370/2011 от 28.02.2012 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-6370/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ильина В.И.

судей Маняшиной В.П.

Новоселова В.И.

при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Региональные электрические сети» на решение от 29.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области(судья ФИО1) и постановление от 17.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу № А45-6370/2011 по заявлению закрытого акционерного общества «Региональные электрические сети» (630005, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу (630091, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ.

В заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества «Региональные электрические сети» - ФИО2 (доверенность от 20.07.2011), Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу – ФИО3 (доверенность от 11.01.2012).

Суд установил:

Закрытое акционерное общество «Региональные электрические сети» (далее – ЗАО «РЭС») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 14.02.2011 № 755, в выдаче разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке; обязании Департамента Росприроднадзора устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО «РЭС» путем выдачи разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке в соответствии с расчетами, содержащимися в приложениях к заявлению.

Решением от 29.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных ЗАО «РЭС» требований отказано.

Постановлением от 17.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ЗАО «РЭС», ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

ЗАО «РЭС» полагает, что в условиях отсутствия прямого правового регулирования и существующего в праве пробела по утверждению нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в отношении неорганизованного сброса (поверхностный сток), отказ государственного органа от выполнения возложенных на него обязанностей влечет фактическое навязывание обязанности по возмещению платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая является несоразмерной последствиям такого воздействия.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент Росприроднадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ЗАО «РЭС» судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ЗАО «РЭС» ФИО2 поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Департамента Росприроднадзора ФИО3 пояснил доводы, изложенные в отзыве.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ЗАО «РЭС» 18.01.2011 обратилось в Департамент Росприроднадзора с заявлением о выдаче разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке для филиалов ЗАО «РЭС» с приложением расчетов объемов стоков и количества загрязняющих веществ в составе дождевых, талых и поливомоечных вод с территории филиалов.

Письмом от 14.02.2011 № 753 Департамент Росприроднадзора отказал ЗАО «РЭС» в удовлетворении этого заявления, указав на отсутствие у заявителя утвержденных в установленном законом порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ на водосборную площадь речного бассейна.

Не согласившись с выводами Департамента Росприроднадзора, ЗАО «РЭС» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Исходя из смысла и содержания названного Федерального закона выдача разрешений и установление лимитов на сброс загрязняющих веществ направлены на ограничение негативного воздействия на окружающую среду ( пункты 3, 4 статьи 23).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования внесены изменения, согласно которым Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена полномочиями по выдаче в установленном порядке лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух (пункт 5.3.15 Положения).

Департамент Росприроднадзора является территориальным органом Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, наделенным полномочиями по выдаче в установленном порядке разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Полномочиями на установление и утверждение нормативов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду Департамент Росприроднадзора не обладает. (Приказ Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717»).

Порядок выдачи разрешений на сбросы вредных веществ в окружающую среду установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.11.2008 № 12741 (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2 Административного регламента в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, показатели сброса загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) (т/год; Бк/год) и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов; в пределах установленных лимитов на сбросы.

Пунктом 8.2 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему регламенту, и документов, перечисленных в этом пункте, в том числе нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

В соответствии с пунктом 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов заявителя) либо наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.

Поскольку полномочиями на установление и утверждение нормативов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду Департамент Росприроднадзора не обладает, а в составе представленных ЗАО «РЭС» документов отсутствовали нормативы допустимых сбросов, утвержденные в установленном порядке, у суда не имелось правовоых оснований для признания незаконным отказа Департамента Росприроднадзора в выдаче названному акционерному обществу разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке и для возложения на контролирующий орган обязанности выдать такое разрешение.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.06.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-6370/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.И. Ильин

Судьи В.П. Маняшина

В.И. Новоселов