Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-7840/2022
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2022 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГК Шеба» на определение от 29.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 07.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Зайцева О.О.) по делу № А45-7840/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГК Шеба» (630088, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле, – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области Новосибирский клинический Центр крови (630054, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>); директор и учредитель общества
с ограниченной ответственностью «ГК Шеба» – ФИО2 (город Новосибирск).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «ГК Шеба» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – антимонопольный орган, управление) от 16.02.2022 № РНП-54-85.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области Новосибирский клинический Центр крови, директор и учредитель общества с ограниченной ответственностью «ГК Шеба» ФИО2.
Одновременно обществом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер
в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта
до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Определением от 29.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, отказано в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявление
о применении обеспечительных мер.
По мнению подателя кассационной жалобы, включение в реестр недобросовестных поставщиков влечет для общества значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку ограничивает его право на участие в закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В силу части 1 статьи 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 Кодекса, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений.
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 АПК РФ).
При этом понятие «ущерб», использованное в данной норме, охватывает как ущерб, определяемый по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации,
так и неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства
и деловой репутации (пункт 2 Информационного письма от 13.08.2004 № 83
«О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 9, 10 Постановления от 12.10.2006 № 55
«О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее – Постановление
№ 55), арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует,
в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя
о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Исходя из положений пункта 29 Постановления № 55 приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет
их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением,
уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна, а также оценивать, насколько непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта.
В рамках настоящего дела общество оспаривает решение антимонопольного органа о включении сведений о нем, его директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Частями 1 и 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также
о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты
по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В рассматриваемом случае общество, обращаясь в арбитражный суд с ходатайством о приостановлении оспариваемого решения антимонопольного органа, ссылалось
на ограничение его права на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд, причинение ему значительного ущерба.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, само по себе включение сведений
об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не препятствует ему
в осуществлении обычной хозяйственной деятельности и не свидетельствует
о причинении значительного ущерба, в то время как истребуемая обеспечительная мера может нарушить публичные интересы и интересы третьих лиц при заключении
и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено,
что оспариваемое решение антимонопольного органа фактически исполнено, сведения
об обществе внесены в реестр недобросовестных поставщиков 14.03.2022
(до его обращения с ходатайством в суд).
В связи с этим испрашиваемая обществом обеспечительная мера в виде приостановления действия оспариваемого решения обоснованно признана судами неэффективной.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом ходатайства.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно
к установленным обстоятельствам. Иное толкование обществом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований
для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определением от 29.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-7840/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Т. Шохирева
Судьи Ю.Н. Киричёк
ФИО1