ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-7841/17 от 25.12.2017 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-7841/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ильина В.И.

судей Киричёк Ю.Н.

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Новосибсертификация +» на решение
от 20.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья
Попова И.В.) и постановление от 21.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.)
по делу № А45-7841/2017 по заявлению Управления Федеральной службы
по аккредитации по Сибирскому федеральному округу (660049,
г. Красноярск, ул. Марковского, 45) к обществу с ограниченной ответственностью «Новосибсертификация +» (630005, г. Новосибирск,
ул. Некрасова, 50, ИНН 5403200298, ОГРН 1075403011617) о привлечении
к административной ответственности.

Другое лицо, участвующее в деле, – общество с ограниченной ответственностью «Сибирский научно-исследовательский институт строительных материалов и новых технологий».

Суд установил:

Управление Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому федеральному округу (далее – управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Новосибсертификация+» (далее – ООО «Новосибсертификация+», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СибНИИстроительных материалов и новых технологий».

Решением от 20.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление управления удовлетворено,
ООО «Новосибсертификация+» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

В кассационной жалобе ООО «Новосибсертификация+», ссылаясь
на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного управлением требования.

ООО «Новосибсертификация+» не согласно с выводом судов о надлежащем уведомлении законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и полагает, что общество необоснованно привлечено к вменяемой управлением административной ответственности за несоблюдение не являющегося нормативным документом или техническим регламентом ГОСТа Р 56836-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.01.2016 № 1-ст (далее – ГОСТ Р 56836-2016).

В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые обществом судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон
и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО «Новосибсертификация+» аккредитовано в качестве органа по сертификации продукции и услуг (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11СГ43),в область аккредитации которого входит сертификация цементной продукции.

В соответствии с приказом общества от 02.03.2016 № 03/П «О внедрении ГОСТ» данный орган по сертификации обязан проводить сертификацию цемента в порядке, предусмотренном ГОСТом Р 56836-2016.

При проведении внеплановой выездной проверки управлением установлен факт выдачи ООО «Новосибсертификация+» сертификата соответствия от 21.07.2016 № РОСС LT.CT43.B02711, подтверждающего соответствие цементной продукции Портландцемент Cement I 42,5N (ЦЕМ I 42,5Н ГОСТ 31108-2003) изготовителя АВ «Akmenes cementas» (АО «Акмянес цеменгас»), Литва (серийный выпуск, далее – спорная цементная продукция) требованиям ГОСТа 31108-2003 «Цементы общестроительные. Технические условия» и ГОСТа 30515-2013 «Цементы. Общие технические условия».

По результатам проверки административный орган пришел к выводу, что сертификат соответствия от 21.07.2016 № РОСС LT.CT43.B02711 выдан ООО «Новосибсертификация+» в нарушение положений пунктов 4.2.3, 7.5.6 Руководства по качеству (проведение работ по сертификации в соответствии с ГОСТом Р 56836-2016, проведение испытаний и анализа полученных результатов), подпунктов 6.1, 6.9.3, 6.11, 6.11.1 пункта 6 ГОСТа Р 56836-2016, поскольку обществом не проведены испытания показателя – прочность на сжатие в возрасте 28 суток и анализа полученных результатов в установленном порядке, что в кассационной жалобе не опровергается.

Уполномоченным должностным лицом управления составлен протокол от 13.04.2017 № АЮ12-14.47/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в последующем направлено в арбитражный суд заявление о привлечении общества к указанной административной ответственности.

Частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании в виде наложения на юридических лиц административного штрафа от четырехсот тысяч
до пятисот тысяч рублей.

Удовлетворяя требование управления о привлечении общества к названной административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон № 412-ФЗ) ООО «Новосибсертификация+», аккредитованное в качестве органа по сертификации продукции и услуг, обязано соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 412-ФЗ установлено, что к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, относится утверждение критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти).

Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 утверждены критерии аккредитации, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее – Приказ № 326, Критерии аккредитации).

Согласно пункту 6 Приказа № 326 одним из критериев аккредитации органов по сертификации является наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации.

Из содержания пункта 14.11 Критериев аккредитации следует, что документы системы менеджмента качества органа по сертификации должны содержать правила выполнения работ по сертификации, включающие в себя, описание схем сертификации, правила подачи и рассмотрения заявок на сертификацию, правила выбора схемы сертификации, правила проведения оценки объектов подтверждения соответствия, правила проведения анализа результатов работ по сертификации, правила принятия решений в рамках проведения работ по сертификации.

Пунктом 8 Критериев аккредитации определена обязанность органов
по сертификации соблюдать в процессе деятельности по оценке соответствия требования документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.

ООО «Новосибсертификация+» аккредитовано в качестве органа по сертификации, в область аккредитации которой входит сертификация цементной продукции, в область аккредитации включен ГОСТ Р 56836-2016. В соответствии с приказом ООО «Новосибсертификация+»
от 02.03.2016 № 03/П «О внедрении ГОСТ» данный орган по сертификации обязан проводить сертификацию цемента в порядке, предусмотренном ГОСТом Р 56836-2016, которым определен порядок сертификации цементной продукции.

Согласно Руководству по качеству ООО «Новосибсертификация+», утверждённому в соответствии с пунктом 6 Критериев аккредитации, данный документ регламентирует порядок проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным в системе ГОСТ Р, и обязательна для применения сотрудниками названного органа по сертификации продукции при проведении работ по подтверждению соответствия. В указанном Руководстве по качеству содержится ссылка на ГОСТ Р 56836-2016.

Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (абзац первый пункта 3 статьи 46 Закона № 184-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, который на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 № 930 дополнен разделом 2523 (Цемент) и в который к числу подлежащей обязательной сертификации продукции отнесена спорная цементная продукция (портландцемент).

С учетом изложенного обе судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «Новосибсертификация+» состава вменяемого управлением административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 6 Критериев аккредитации, несоблюдении обществом правил проведения работ по сертификации, установленных в пункте 4.2.3, пункте 7.5.6 Руководства по качеству, ненадлежащем выполнение аккредитованным лицом работ по обязательной сертификации, повлекших выдачу сертификата соответствии на спорную цементную продукцию с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.

Доводам общества о ненадлежащем уведомлении его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении дана объективная правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 20.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-7841/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.И. Ильин

Судьи Ю.Н. Киричёк

О.Ю. Черноусова