Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-9441/2011
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2012 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2012 года |
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Мартыновой С.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.10.2011 (судья Попова И.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 (судьи Колупаева Л.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу № А45-9441/2011 по заявлению открытого акционерного общества «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» (630032, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Станционная, дом 28, ИНН 5404161429, ОГРН 102540186373) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (630054, город Новосибирск, улица Костычева, дом 20, ИНН 5404239731, ОГРН 1045401536883) о признании действий незаконными.
Суд установил:
открытое акционерное общество «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска, выразившиеся в выдаче справки № 109094 о состоянии расчетов с бюджетом с указанием задолженности, в виде штрафа в размере 2 375 528 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.10.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание все доказательства и обстоятельства по делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ, проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыва на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Обществу была выдана справка № 109094 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.03.2011, в которой в графе 11 отражена задолженность по отсроченным, рассроченным, приостановленным санкциям, в том числе: до 16.07.2015 касающаяся налоговых санкций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 2 158 949 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 216 579 руб.
Считая, что действия налогового органа по включению в справку вышеуказанной задолженности, образовавшейся в 2006 году и по которой истек срок для принудительного взыскания, не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ), Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходили из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов. В справке должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату Инспекцией возможности ее взыскания.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@.
В силу пункта 3 Методических указаний по заполнению справки при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации» делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм: на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации; которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»; которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи справки.
Согласно пункту 4 Методических указаний по заполнению справки при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации».
Исходя из названных Методических указаний, справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в установленных размерах осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения органов Пенсионного фонда в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона № 167-ФЗ.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями статьи 25 Закона № 167-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006, следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Как установлено судами в ходе судебного разбирательства, взыскание задолженности за несвоевременное представление налоговой декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в общей сумме 2 375 528 руб. в порядке статей 45-47 НК РФ не производилось.
Письмом от 19.10.2007 № 4584-10/01-15 Пенсионный фонд в ответ на запрос сообщил налоговому органу, что у Пенсионного фонда отсутствуют правовые основания для взыскания штрафа, решение № 5 отделением Пенсионного фонда принято к сведению.
При указанных обстоятельствах вывод судов двух инстанций о том, что в нарушение статьи 65 АПК РФ налоговым органом не представлено правового обоснования включения суммы штрафа в сумме 2 158 949 руб. и 216 579 руб. в графу 11 справки № 109094 с указанием даты 16.07.2015 являются обоснованным.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 № 334-О-О, недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера (статья 59 НК РФ). Таким образом, основаниями признания числящейся за налогоплательщиками недоимки безнадежной, прямо установленными НК РФ, законодатель назвал объективные обстоятельства экономического, социального и юридического характера, наличие которых не позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку. Несмотря на отсутствие порядка списания задолженности по пеням, сроки взыскания которой истекли, у налогового органа, тем не менее, не имеется законных оснований учитывать ее в качестве недоимки, а также предоставлять информацию и наличии такой недоимки.
Таким образом, установленный законом срок взыскания указанной задолженности в бесспорном и судебном порядке истек.
Наличие или отсутствие у налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, пени перед бюджетом является одним из критериев успешности его деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за обществом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами двух инстанций сделан правильный вывод об утрате возможности принудительного взыскания с Общества задолженности, касающейся санкций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 2 158 949 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 216 579 руб., отраженной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 109094.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконными действия налогового органа по включению в графу 11 справки № 109094 указанных выше сумм на основании решения от 03.05.2006 как не соответствующие Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Новосибирской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.10.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 по делу № А45-9441/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.А. Кокшаров
Судьи С.А. ФИО2
ФИО1