ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-10200/2011 от 02.05.2012 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                   Дело № А46-10200/2011

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Ильина В.И. 

судей                                                    Беловой Л.В.

                                                     Новоселова В.И.,

при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение                   от 07.11.2011 Арбитражного суда Омской области (судья                                 Солодкевич И.М.) и постановление от 24.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу № А46-10200/2011 по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Омска (644099, город Омск,                       улица Краснофлотская, 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)                             к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании частично недействительным распоряжения от 30.06.2011 № 118/1-р, а также по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782)                         к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска и к администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.

В заседании приняли участие представители: Департамента имущественных отношений администрации города Омска – Унжакова И.С. (доверенность от 10.02.2012) и Территориального управления Федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Омской области – Усько М.П. (доверенность от 10.01.2012).

Суд установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее – Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации города Омска и Департамента имущественных отношений администрации города Омска (далее – Департамент), выразившегося в непринятии в муниципальную собственность:

-здания спортивного павильона, здания пристройки к зданию спортивного павильона, назначение: нежилое, общей площадью 1 730 кв.м, литер Б, Б1, этажность 2, расположенных по адресу: г. Омск,                                ул. Челюскинцев, д. 98, корпус 1;

-трансформаторной подстанции № 7, назначение: нежилое, общей площадью 49 кв.м , литера АА, этажность 1, расположенной по адресу:                 г. Омск, ул. Рабиновича, д. 91;

-жилых помещений в общежитии с блоком обслуживания (№ 8П), назначение: жилое, число этажей 9, общей площадью 4 497,3 кв.м,                 литера А, жилое, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Рабиновича, д. 91;

-коллектора ливневой канализации протяжённостью 476 м, по адресу: г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев;

-спортивного ядра с легкоатлетической дорожкой СТК «Энергия», назначение: спортивное, общей площадью 11 491,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 98, корпус 1;

-земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 14:287, площадью 33 000 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для организации зелённого массива и спортивного ядра.

Обязании администрации города Омска и Департамента осуществить фактические действия по принятию в муниципальную собственность посредством внесения перечисленных объектов в реестр муниципального имущества города Омска, государственной регистрации права муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обеспечить управление и техническую эксплуатацию этих объектов.

Департамент обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Росимущества о признании недействительным распоряжения № 118/1-р от 30.06.2011 в части безвозмездной передачи в муниципальную собственность трансформаторной подстанции № 7, жилых помещений в общежитии с блоком обслуживания (№ 8П) и коллектора ливневой канализации.

Решением от 07.11.2011 Арбитражного суда Омской области отказано в удовлетворении всех требований, заявленных Департаментом и Управлением Росимущества.

Постановлением от 24.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права,  просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении его требований и принять новое решение о признании недействительной оспариваемой части распоряжения № 118/1-р от 30.06.2011.

По мнению Департамента, оспариваемое распоряжение от 30.06.2011 № 118/1-р принято без согласия органа местного самоуправления и без учета финансово-экономических интересов муниципального образования, его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, возможности финансовой поддержки местного бюджета, достаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Департамента и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, приказом Федерального агентства                  по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество)                                       от 31.07.2008 № 222 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.07.2008 № 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии», со ссылкой на Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон                                   № 178-ФЗ), утверждён перечень федеральных государственных предприятий, решения об условиях приватизации которых принимают территориальные управления Росимущества.

В этот перечень включено  ФГУП «ОПЗ им. Козицкого», город Омск.

Приказом Росимущества от 10.06.2009 № 163 «О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включённых                        в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества                   за 2009 год», вновь утверждён данный перечень, где в числе федеральных государственных предприятий, решение об условиях приватизации которых принимают территориальные управления Росимущества, оставлено ФГУП «ОПЗ им. Козицкого».

Распоряжением Управления Росимущества от 31.12.2009 № 477-р решено приватизировать ФГУП «ОПЗ им. Козицкого» в открытое акционерное общество «ОПЗ им. Козицкого», утверждён состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП                        «ОПЗ им. Козицкого», а также перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП                              «ОПЗ им. Козицкого», в котором спорные объекты названы   в приложении № 2.

После этого Управлением Росимущества вынесено распоряжение от 30.06.2011  № 118/1-р, которым со ссылкой на статью 30 Закона                       № 178-ФЗ, часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004                         № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов                       «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) и положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утверждённое приказом Росимущества  от 29.09.2009 № 278, передано в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области имущество, являющееся федеральной собственностью и закреплённое на праве хозяйственного ведения и на праве аренды за      ФГУП «ОПЗ им. Козицкого».

Отказывая в удовлетворении требований Департамента о признании недействительной оспариваемой части распоряжения от 30.06.2011                       № 118/1-р, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 30 Закона № 178-ФЗ объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры. При этом такие объекты, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

-если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

-если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Департамент вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие у муниципального бюджета города Омска возможности обеспечить надлежащее содержание переданных из федеральной собственности объектов.

Признавая необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на принятие имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, а также необходимость согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации при реализации решений о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, судебные инстанции пришли к выводу о том, что в оспариваемой части распоряжения не содержится указаний на понуждение к безвозмездной передаче спорных объектов в муниципальную собственность. Следовательно, не утрачена возможность разрешения вопроса о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную с использованием механизмов, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой Департаментом части.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.11.2011 Арбитражного суда Омской области                             и постановление от 24.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-10200/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     В.И. Ильин

Судьи                                                                  Л.В. Белова

                                                                            В.И. Новоселов