ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-10283/14 от 06.10.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                   Дело № А46-10283/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Сириной В.В.

судей                                                    Бушмелевой Л.В.

                                                             Тихомирова В.В.

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области на постановление от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.)
по делу № А46-10283/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Омский бекон» (644504, Омская обл., Омский р-н, с. Лузино, ул. 30 лет Победы, 16, ОГРН 1025501857325, ИНН 5500000061, с 20.03.2015 – акционерное общество «Омский бекон») к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (107078,
г. Москва, переулок Орликов, 10, 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области о признании незаконным решения об отказе в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 22.04.2014 № 3855-13-ищ.

Другие лица, участвующие в деле: администрация Омского муниципального района Омской области.

В заседании от акционерного общества «Омский бекон» принял участие представитель Богатов А.Я. по доверенности от 29.07.2014 № 4.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Омский бекон» (далее – ОАО «Омский бекон», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, кадастровая палата, заинтересованное лицо), о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, содержащегося в письме
от 22.04.2014 исх. № 3855-13-ищ, в части отказа в исправлении ошибки
в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 на дату внесения ошибочных сведений, и об обязании исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, путем перерасчета кадастровой стоимости земельных участков с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2,71 руб. / кв. м.

Определением от 22.09.2014 Арбитражный суд Омской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Омского муниципального района Омской области (далее – администрация, третье лицо).

Решением от 28.01.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) в удовлетворении заявленного ОАО «Омский бекон» требования отказано. ОАО «Омский бекон» из федерального бюджета возвращено 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановлением от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 28.01.2015 Арбитражного суда Омской области отменено, по делу принят новый судебный акт. Требования, заявленные ОАО «Омский бекон», удовлетворены. Суд признал незаконным отказ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, содержащийся в письме от 22.04.2014 исх. № 3855-13-ищ, в части отказа в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков
с кадастровыми номерами: 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 на дату внесения ошибочных сведений. На филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области возложена обязанность исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, путем перерасчета кадастровой стоимости указанных земельных участков с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2,71 руб. / кв. м. С ФГБУ «ФКП Росреестра» в пользу ОАО «Омский бекон» взысканы судебные расходы
по уплате государственной пошлины в размере 3 500 руб. ОАО «Омский бекон» из федерального бюджета возвращена 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины. ОАО «Омский бекон» из федерального бюджета возвращено 1 500 руб. излишне зачтенной определением от 30.03.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-10283/2014 государственной пошлины.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области обратился
с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит постановление от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение от 28.01.2015 Арбитражного суда Омской области.

По мнению подателя жалобы, вид разрешенного использования
ни у одного из спорных земельных участков не указывает на его отнесение
к земельным участкам, предназначенным для сельскохозяйственного использования; единственным подтверждением этого является то, что данные земельные участки были расположены на землях сельскохозяйственного назначения; принятие правил землепользования и застройки какого-либо населенного пункта и установление территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, действующим законодательством не отнесено к условиям пересчета кадастровой стоимости земельных участков; применением при расчете кадастровой стоимости удельного показателя кадастровой стоимости земель 9 вида разрешенного использования не может рассматриваться как техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Омский бекон» просит оставить постановление апелляционного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству.

В судебном заседании представитель общества доводы отзыва поддержал.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное постановление подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО «Омский бекон» принадлежат на праве собственности производственные объекты недвижимости, расположенные на нижеуказанных земельных участках, находящихся в муниципальной собственности:

– земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:200, площадью 5 507 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду
ОАО «Омский бекон» на основании постановления администрации
от 29.12.2010 № 3484-п, договор аренды от 13.01.2011 № АЗ-20-15/2011.
На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 15 828,7701 руб. На земельном участке расположено здание склада запчастей и оборудования (свидетельство о государственной регистрации права
55АА 097863 от 28.07.2010);

– земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:201, площадью 2 220 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду
ОАО «Омский бекон» на основании постановления администрации
от 29.12.2010 № 3388-п, договор аренды от 13.01.2011 № АЗ-20-7/2011.
На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла
6 380,946 руб. На земельном участке расположено здание (КНС 710) (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 097848
от 27.07.2010);

– земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:202, площадью 3 942 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду
ОАО «Омский бекон» на основании постановления администрации
от 29.12.2010 № 3482-п, договор аренды от 13.01.2011 № АЗ-20-5/2011.
На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 11 330,4906 руб. На земельном участке расположено здание – теплая стоянка (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 265086
от 30.11.2010);

– земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:203, площадью 6 332 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду
ОАО «Омский бекон» на основании постановления администрации
от 29.12.2010 № 3483-п, договор аренды от 13.01.2011 № АЗ-20-9/2011.
На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 18 200,0676 руб. На земельном участке расположено здание МТМ (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 265075
от 30.11.2010);

– земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:205, площадью 19 304 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду
ОАО «Омский бекон» на основании постановления администрации
от 29.12.2010 № 3486-п, договор аренды от 13.01.2011 № АЗ-20-6/2011.
На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 55 485,4872 руб. На земельном участке расположено здание (склад
на машинном дворе) (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 097849 от 27.07.2010);

– земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:206, площадью 4 309 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду
ОАО «Омский бекон» на основании постановления администрации
от 29.12.2010 № 3490-п, договор аренды от 13.01.2011 № АЗ-20-3/2011.
На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 12 385,3587 руб. На земельном участке расположено здание нефтебазы (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 265083
от 30.11.2010);

– земельный участок с кадастровым номером 55:20:060701:207, площадью 13 249 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду
ОАО «Омский бекон» на основании постановления администрации
от 29.12.2010 № 3487-п, договор аренды от 13.01.2011 № АЗ-20-8/2011.
На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла 38 081,6007 руб. На земельном участке расположена котельная: пятиэтажное здание с одноэтажной кирпичной пристройкой (свидетельство
о государственной регистрации права 55АА 093329 от 27.07.2010);

– земельный участок с кадастровым номером 55:20:060101:2975, площадью 13 490 кв. м. Земельный участок предоставлен в аренду
ОАО «Омский бекон» на основании постановления администрации
от 08.04.2011 № 1016-п, договор аренды от 04.05.2011 № АЗ-20-285/2011.
На момент заключения договора согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного участка составляла
38 774,31 руб. На земельном участке расположено здание (насосная станция ВНС) (свидетельство о государственной регистрации права 55АА 093392
от 26.07.2010).

Все вышеуказанные земельные участки расположены в Калининском сельском поселении Омской области. На момент формирования
и кадастрового учета вышеуказанные участки находились на землях сельскохозяйственного назначения и в соответствии с целевым назначением данной категории земель были предоставлены для нужд сельского хозяйства, а именно, размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что определяет вид разрешенного использования участков.

В настоящее время вышеуказанные земельные участки отнесены
к категории земель населенных пунктов. В соответствии с полученными кадастровыми паспортами и исходя из удельного показателя кадастровой стоимости вышеуказанные земельные участки при определении кадастровой стоимости были отнесены к земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, классификационный код – 145003000000 – для прочих объектов лесного хозяйства.

Полагая, что при определении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков была допущена ошибка, подлежащая исправлению,
ОАО «Омский бекон» обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Омской области с просьбой исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков на дату внесения ошибочных сведений (письмо от 21.03.2014 исх. № 01-20/193),
а также с просьбой предоставить документы, послужившие основанием для: изменения установленного вида разрешенного использования земельных участков; отнесения вышеуказанных земельных участков к группам по видам разрешенного использования, сформированным при проведении последней государственной кадастровой оценки; определения действующей кадастровой стоимости земельных участков (письмо от 21.03.2014
исх. № 01-20/192).

В ответ на данные обращения филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Омской области письмом от 22.04.2014 исх. № 3855-13-ищ сообщил, что 12.12.2012 в результате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта села Калинино Омского района Омской области, на основании поступившего в орган кадастрового учета решения совета Калининского сельского поселения от 05.10.2009 № 32
«Об утверждении генерального плана с. Калинино Калининского сельского поселения Омского района Омской области, разработанного проектным институтом «Омскагропромпроект» в 1989 году», проведен кадастровый учет изменений земельных участков с кадастровыми номерами: 55:20:060701:199, 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:204, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 в части категории земель с «Земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населенных пунктов».

Согласно данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области расчет кадастровой стоимости земельных участков производился
в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков
и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006
№ 222 (далее – Методические указания № 222). В результате кадастрового учета изменений земельных участков их кадастровая стоимость определена
в следующем размере:

– 55:20:060701:199 кадастровая стоимость составляет 4 036 832,65 руб.;

– 55:20:060701:200 кадастровая стоимость составляет 3 102 698.87 руб.;

– 55:20:060701:201 кадастровая стоимость составляет 1 250 770,20 руб.;

– 55:20:060701:202 кадастровая стоимость составляет 2 220 962.22 руб.;

– 55:20:060701:203 кадастровая стоимость составляет 3 567 512,12 руб.;

– 55:20:060701:204 кадастровая стоимость составляет 21 695 228,87 руб.;

– 55:20:060701:205 кадастровая стоимость составляет 10 876 066,64 руб.;

– 55:20:060701:206 кадастровая стоимость составляет 2 427 733,69 руб.;

– 55:20:060701:207 кадастровая стоимость составляет 7 464 619,09 руб.;

– 55:20:060101:2975 кадастровая стоимость составляет 7 600 400,90 руб.

При этом в ходе рассмотрения обращения филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области было принято решение  от 17.04.2014
№ 55/14-36515 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, в результате чего кадастровая стоимость земельных участков
с кадастровыми номерами: 55:20:060701:199 и 55:20:060701:204 с 06.03.2013 по настоящее время составляет 19 417,15 руб. и 104 353,97 руб., соответственно. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка
с кадастровым номером 55:20:060701:199 изменилась с 4 036 832,65 руб.
на 19 417,15 руб., а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:060701:204 – с 21 695 228,87 руб. на 104 353,97 руб.

Полагая, что действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, выразившиеся в отказе в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков
с кадастровыми номерами: 55:20:060701:200, 55:20:060701:201, 55:20:060701:202, 55:20:060701:203, 55:20:060701:205, 55:20:060701:206, 55:20:060701:207, 55:20:060101:2975 неправомерны и нарушают права
и законные интересы ОАО «Омский бекон» в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, а также незаконно возлагают обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 65, 201, частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2014 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пунктом 2.1.3 Методических указаний № 222, приказом Минэкономразвития РФ
от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний
по государственной оценке земель населенных пунктов» (далее – Методические указания № 39), и исходил из того, что отнесение земельного участка к одной из 17 групп видов разрешенного использования должно осуществляться исключительно исходя из сведений о разрешенном использовании земельного участка, содержащихся в государственном кадастре недвижимости; законодательно не установлено, что при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель, при расчете кадастровой стоимости земельного участка надлежит соотносить номер группы видов разрешенного использования с тем, какие объекты расположены на земельном участке; обязанность по установлению фактического использования земельного участка в части выяснения, какие объекты недвижимости расположены на нем, их функционального назначения, характера осуществляемой обществом деятельности нормами действующего законодательства на заинтересованное лицо не возложено.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из следующего.

Руководствуясь подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), пунктами 4, 8, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила № 316), пунктом 2.3.2 Методических указаний № 222, пунктами 1.2, 1.4, 2.2.2 Методических указаний № 39, учитывая, что размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 17 видов разрешенного использования отнесен земельный участок, пришел к выводу, что правильное установление вида разрешенного использования (одного
из семнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка, при этом перечень состава видов разрешенного использования земельного участка является закрытым.

Руководствуясь подпунктом 6 пункта 1, пунктом 11 статьи 85 ЗК РФ, пунктом 9 статьи 35 ГрК РФ, учитывая, что при определении номера вида разрешенного использования спорных земельных участков, выбывающих из состава земель сельскохозяйственного назначения, заинтересованное лицо согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны эти участки входят, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости, кадастровая палата в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не предоставила
в ходе настоящего судебного разбирательства документов, свидетельствующих о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорных земельных участков, на котором настаивает общество, равно как и документов, подтверждающих невозможность отнесения спорных земельных участков к 15 виду разрешенного использования и правомерность отнесения такового к 9 виду, пришел к выводу, что кадастровая палата в рассматриваемом случае при расчете кадастровой стоимости спорных земельных участков исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель 9 вида разрешенного использования допустила ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости.

Руководствуясь пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), пунктами 4, 18, 45 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 (далее – Приказ № 42), в связи
с установлением наличия технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у кадастровой палаты в рассматриваемом случае оснований для отказа в принятии решения об исправлении технической ошибки по заявлению ОАО «Омский бекон»
от 21.03.2014 исх. № 01-20/193 об исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости спорных земельных участков, а требования общества посчитал подлежащими удовлетворению
в полном объеме.

Ссылка заинтересованного лица в обоснование своей позиции на постановление от 23.07.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, принятое по делу № А46-26327/2012, судом апелляционной инстанции не была принята во внимание, поскольку выводы суда кассационной инстанции в рамках приведенного арбитражного дела основаны на материалах и конкретных фактических обстоятельствах, существенно отличающихся от рассматриваемого дела.

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности
к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии
с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются
в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу положений статей 30, 32, 37 ГрК РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем
на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами № 316.

В силу пунктов 4, 8 Правил № 316 государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению
и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади
в границах этих зон.

При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил № 316).

В соответствии с пунктами 11 и 13 Правил № 316 разработаны Методические указания № 222 по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков
в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний № 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Пункт 1.2 Методических указаний № 39 позволяет определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 видов разрешенного использования.

Согласно пункту 1.4 Методических указаний № 39 определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 указанных Методических указаний, осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости
и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (подпункт 2.2.2 Методических указаний № 39).

Учитывая, что размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 17 видов разрешенного использования отнесен земельный участок, суд апелляционной инстанции пришел
к обоснованному выводу, что правильное установление вида разрешенного использования (одного из семнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка, при этом перечень состава видов разрешенного использования земельного участка является закрытым.

Методическими указаниями № 39 установлено, что к 9 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; к 15 виду разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

Из материалов делу следует, что спорные земельные участки относятся к вновь образованным, поэтому первоначально их кадастровая стоимость была определена посредством умножения площади участка на средние для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы, установленные постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 175-п «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Омской области».

Указанным нормативно-правовым актом были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Омской области для следующих групп земель
(в соответствии с пунктом 1.7 Методических рекомендаций № 222, действовавшим в 2007 году):

I – сельскохозяйственные угодья;

II – земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции,
а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;

III – земли под замкнутыми водоемами;

IV – земли  под древесно-кустарниковой растительностью
(за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;

V – земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся
у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования.

Решением Совета Калининского сельского поселения от 05.10.2009 № 32 «Об утверждении генерального плана с. Калинино Калининского сельского поселения Омского района Омской области, разработанного проектным институтом «Омскагропромпроект» в 1989 году» был утвержден генеральный план с. Калинино Калининского сельского поселения Омского района Омской области, в результате чего спорные земельные участки вошли
в состав названного населенного пункта, в связи с чем категория земельных участков должна была быть изменена с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний № 222 в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом,
в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В связи с выявлением органом кадастрового учета технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков, заключающейся в том, что указанным земельным участкам не исправлены сведения о категории земель и, соответственно,
о кадастровой стоимости, заинтересованным лицом были внесены изменения в сведения о категории земель «земли населенных пунктов» и удельном показателе кадастровой стоимости.

После внесения в государственный кадастр недвижимости в отношении спорных земельных участков сведений о смене категории земель, для расчета кадастровой стоимости земельных участков заинтересованным лицом должен был быть определен вид разрешенного использования спорных земельных участков в соответствии с Методическими указаниями № 39.

В настоящее время, как и на момент внесения изменений в сведения кадастрового учета, все спорные земельные участки заняты зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения
и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь, определяет специфичный вид разрешенного использования,
а именно – использование в сельхозпроизводстве.

При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отметил,
что включение спорных земельных участков в состав земель населенного пункта не влечет автоматической потери у спорных земельных участков сельскохозяйственного значения, учитывая, что, как указывалось выше, ранее они относились к землям сельскохозяйственного назначения II группы: земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения
и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, могут входить в состав земель населенных пунктов.

В пункте 11 статьи 85 ЗК РФ указано, что под земельными участками
в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях следует понимать земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения. В данном пункте также предусмотрено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

Согласно пункту 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.п.), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения
и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, в данном случае при изменении категории спорных земель происходит определение номера вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с Методическими указаниями № 39, которое должно соответствовать их фактическому использованию и назначению расположенных на участке объектов недвижимости. При этом наличие оснований и ограничений относительно конкретного вида разрешенного использования в соответствии со статьей 65 АПК РФ должно доказать заинтересованное лицо, что следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № 12651/11.

Учитывая, что кадастровая палата в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не предоставила документов, свидетельствующих о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорных земельных участков, на котором настаивает общество, равно как
и документов, подтверждающих невозможность отнесения спорных земельных участков к 15 виду разрешенного использования и правомерность отнесения такового к 9 виду, суд апелляционной инстанции пришел
к правомерному выводу, что кадастровая палата в рассматриваемом случае при расчете кадастровой стоимости спорных земельных участков исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель 9 вида разрешенного использования допустила ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости.

В связи с установлением выше наличия ошибки
в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у кадастровой палаты в рассматриваемом случае оснований для отказа в принятии решения об исправлении технической ошибки по заявлению ОАО «Омский бекон» от 21.03.2014 исх. № 01-20/193 об исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении показателя кадастровой стоимости
и кадастровой стоимости спорных земельных участков, а, значит, требования общества правомерно удовлетворены в полном объеме.

Довод заявителя жалобы о том, что допущенная ошибка не является технической, отклоняется, поскольку по существу рассмотрен спор, связанный с выявлением недостоверных сведений об объекте кадастрового учета.

Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-10283/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.В. Сирина

Судьи                                                                  Л.В. Бушмелева

                                                                            В.В. Тихомиров