ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-10773/2009 от 09.02.2010 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-10773/2009

резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Тамашакина С.Н.

судей Дубининой Т.Н.

Есикова А.Н.

при участии от заявителя: ФИО1 – представителя открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» по доверенности от 18.01.2010 № 24-Д;

от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» на постановление от 11.11.2009 (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-10773/2009 по заявлению открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, третьи лица: Правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата»,

установил:

открытое акционерное общество «Газпромнефть-Омск» (далее – ОАО «Газпромнефть-Омск») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – Управление Роснедвижимости по Омской области, Управление), совершенных 27.11.2007 по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости пятнадцати земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:19 01 38:0001, 55:36:03 01 18:0005, 55:36:12 03 08:0013, 55:36:19 01 38:0002, 55:36:16 01 31:0024, 55:36:12 03 07:0042, 55:36:20 01 02:0503, 55:36:03 01 15:0009, 55:36:03 08 01:0011, 55:36:12 01 04:0002, 55:36:17 01 09:1503, 55:36:15 01 03:0005, 55:36:19 01 40:0319, 55:36:10 09 02:0019, 55:36:08 01 16:0035 и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости с указанием даты утверждения сведений 26.11.2008.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата».

Решением от 10.09.2009 (судья Стрелкова Г.В.) Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены полностью.

Постановлением от 11.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 10.09.2009 отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «Газпромнефть-Омск» требований.

В кассационной жалобе ОАО «Газпромнефть-Омск» просит постановление от 11.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, решение от 10.09.2009 оставить в силе.

ОАО «Газпромнефть-Омск» считает неправильными выводы апелляционного суда о пропуске заявителем срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По его мнению, апелляционным судом неправильно применены пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000
 № 316, Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, в результате чего необоснованными являются выводы суда о том, что утверждению органом исполнительной власти подлежат результаты государственной оценки земель, а не кадастровая стоимость земельных участков.

ОАО «Газпромнефть-Омск» считает, что внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков заявителя без ее утверждения Правительством Омской области нарушает права заявителя как плательщика земельного налога.

Заявитель указывает, что выводы апелляционного суда о том, что утверждению подлежит результат кадастровой оценки земель, а не кадастровая стоимость земельных участков является необоснованным.

В отзыве на кассационную жалобу Правительство Омской области ссылаясь на несостоятельность ее доводов просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Представитель ОАО «Газпромнефть-Омск» в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.

ОАО «Газпромнефть-Омск» на праве собственности и праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежат 15 земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:19 01 38:0001, 55:36:03 01 18:0005, 55:36:12 03 08:0013, 55:36:19 01 38:0002, 55:36:16 01 31:0024, 55:36:12 03 07:0042, 55:36:20 01 02:0503, 55:36:03 01 15:0009, 55:36:03 08 01:0011, 55:36:12 01 04:0002, 55:36:17 01 09:1503, 55:36:15 01 03:0005, 55:36:19 01 40:0319, 55:36:10 09 02:0019, 55:36:08 01 16:0035.

В адрес Управления Роснедвижимости по Омской области заявитель направил письма от 18.03.2009 № 20/659, № 20/660, № 20/661, в которых просил разъяснить результаты государственной кадастровой оценки земли и предоставить информацию о кадастровой стоимости земельных участков, дате утверждения результатов определения кадастровой стоимости, форме ее утверждения, органе, уполномоченным на ее утверждение, об официальном источнике опубликования, а также представить заверенную копию документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

Письмом от 16.04.2009 № 01-19/581 Управление Роснедвижимости по Омской области сообщило ОАО «Газпромнефть-Омск», что результаты государственной кадастровой оценки земель города Омска утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-П) «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» и внесены Управлением Роснедвижимости по Омской области в государственный земельный кадастр 27.12.2007 на основании данных отчета от 27.11.2007 № 05-09/02 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск».

Посчитав, что действиями Управления Роснедвижимости по Омской области нарушен порядок внесения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости пятнадцати земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:19 01 38:0001, 55:36:03 01 18:0005, 55:36:12 03 08:0013, 55:36:19 01 38:0002, 55:36:16 01 31:0024, 55:36:12 03 07:0042, 55:36:20 01 02:0503, 55:36:03 01 15:0009, 55:36:03 08 01:0011, 55:36:12 01 04:0002, 55:36:17 01 09:1503, 55:36:15 01 03:0005, 55:36:19 01 40:0319, 55:36:10 09 02:0019, 55:36:08 01 16:0035, которые нарушают его права и законные интересы, ОАО «Газпромнефть-Омск» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Апелляционный суд, отменяя решение арбитражного суда и принимая новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые заявителем действия соответствуют закону и не нарушают его права и законные интересы. Кроме того, апелляционным судом в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований указано на истечение трехмесячного срока для подачи заявления о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области.

Суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ установлено, что к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.

Правительство Омской области, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», приняло Постановление № 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления № 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за № 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).

Таким образом, заявитель необоснованно отождествил утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением после утверждения кадастровой стоимости земель.

То есть, утверждение, что кадастровая стоимость каждого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового района 55:36 города Омска, должна быть утверждена Правительством Омской области, является необоснованным, что также подтверждается, во-первых, пунктом 13 Административного регламента, который предусматривает возможность разъяснений как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка.

Управление не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации № 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением № 174-П в декабре 2007 года.

То обстоятельство, что в ноябре 2008 года приложение к Постановлению № 174-П было дополнено второй таблицей, «кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска...», не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена 19.12.2007, и, соответственно, не означает, что Управление не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.

Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд обоснованно признал не доказанным факт нарушения прав и законных интересов заявителя вследствие внесения 27.11.2007 в государственный кадастр недвижимости указанных сведений, не установил нарушений в действиях Управления, и сделал правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами апелляционного суда о пропуске заявителем срока для обращения в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку о нарушении прав и законных интересов, а именно о документе, на основании которого в государственный земельный кадастр была внесена оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков, заявитель узнал из ответа Управления Роснедвижимости по Омской области от 16.04.2009 № 01-19/581, то процессуальный срок на обращение в суд им не был пропущен.

Однако указанные обстоятельства не привели к принятию апелляционным судом неправильного судебного акта.

Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных апелляционным судом.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 11.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-10773/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Газпромнефть-Омск» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий С.Н. Тамашакин

Судьи Т.Н. Дубинина

А.Н. Есиков