ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-11186/2021 от 31.05.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А46-11186/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                         Щанкина А.В.

судей                                                         Зиновьевой Т.А.

                                                                    Севастьяновой М.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Гайшун И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Яковенко Александра Александровича на решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 01.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-11186/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Яковенко Александра Александровича (г. Омск, ИНН 550708717009, ОГРНИП 319554300061155) к Администрации Советского административного округа города Омска (644033, г. Омск, ул. Красный путь, д. 107, ИНН 5502040895, ОГРН 1025500536962) о признании незаконным отказа в продлении договоров на размещение нестационарных торговых объектов.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ширяй И.Ю.) в заседании участвовал представитель индивидуального предпринимателя Яковенко Александра Александровича - Щекотов Д.Д. по доверенности от 27.12.2021 (срок действия 1 год), представлен диплом, паспорт.

Суд установил:

индивидуальный предприниматель Яковенко Александр Александрович (далее - ИП Яковенко А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Советского административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в продлении договоров от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) без проведения аукционов и торгов, обязании в 30-тидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта направить предпринимателю предложение о продлении договоров от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С без проведения аукционов и торгов.

Решением от 11.10.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: согласно распоряжению Правительства от 30.01.2021 № 208-р рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов, постановление суда апелляционной инстанции противоречит указанному распоряжению, направленному на защиту малого предпринимательства; решение суда первой инстанции со ссылкой на статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и на дело № А46-15310/2020 является незаконным, в указанном деле преюдициальные обстоятельства не установлены.

Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не поступил.

В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал ранее изложенную правовую позицию.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Администрации в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией и ИП Яковенко А.А. заключены договоры от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С на размещение нестационарных торговых объектов согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Советского административного округа города Омска.

Предметом указанных договоров является предоставление мест под размещение нестационарных торговых объектов по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 7 сроком на 5 (пять) лет с момента подписания договоров с целью осуществления на данных местах торговой деятельности - специализированной торговли.

Согласно положениям указанных договоров срок предоставления мест под размещение нестационарных торговых объектов истек 29.10.2020.

ИП Яковенко А.А. обратился в Администрацию с заявлением о продлении срока действия договоров от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С.

Письмом от 10.08.2020 Администрацией отказано предпринимателю в удовлетворении его заявления.

Полагая, что отказ Администрации является незаконным, ИП Яковенко А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в продлении сроков действия договоров аренды земельных участков от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С на размещение нестационарных торговых объектов согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории САО г. Омска; обязании продлить действие договоров с ИП Яковенко А.А. от 29.10.2015 №№124-С, 123-С сроком на три года.

Решением от 20.11.2020 Арбитражного суда Омской области по делу № А46-15310/2020, оставленным без изменения постановлением от 10.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, постановлением от 16.07.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, в удовлетворении требований заявителя отказано.

ИП Яковенко А.А. 24.02.2021 вновь обратился в Администрацию Омска с заявлением, в котором, сославшись на распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 208-р, просил продлить срок действия договоров аренды от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С.

Письмом от 18.03.2021 № ИСХ-АСАО/17-504 Администрация отказала ИП Яковенко А.А. в удовлетворении его заявления.

Полагая, что отказ Администрации от 18.03.2021 в продлении сроков действия договоров от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С не соответствуют закону, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ИП Яковенко А.А. в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании незаконным отказа в продлении договоров от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С на размещение НТО без проведения аукционов и торгов, обязании в 30-тидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта направить предпринимателю предложение о продлении договоров от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С без проведения аукционов и торгов.

Руководствуясь статьями 29, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381), Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 3 772, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 208-р (далее – распоряжение № 208-р) постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», исходя из того, что распоряжение № 208-р носит рекомендательный характер, при этом в настоящий момент на территории Омской области и города Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона, суды отказали в удовлетворении заявления предпринимателя.

Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.

На основании статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 ЗК РФ).

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом № 381-ФЗ.

Пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 6 Закона № 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Согласно пункту 3 постановления Администрации города Омска от 23.12.2014         № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (далее - Порядок № 1812-п) размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 1812-п (в редакции, действовавшей на дату отказа) право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией «печатная продукция», а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов - по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 настоящего Порядка.

В силу пункта 24 Порядка № 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в следующих случаях: при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов; предоставления компенсационного места.

Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.

В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно пункту 25 Порядка № 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска (далее - Порядок предоставления компенсационного места) согласно приложению № 4 к настоящему Порядку в случаях: если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов; если нестационарный торговый объект попадает в зону проведения работ по ремонту, реконструкции, строительства линейных объектов, благоустройства территорий, строительства капитальных объектов, повлекших необходимость переноса нестационарного торгового объекта; если торгово-остановочный комплекс, владелец которого имеет действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, в отношении которого департаментом транспорта Администрации города Омска принимается решение о переносе места остановки пассажирского транспорта для посадки - высадки пассажиров на отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта (подтверждается соответствующим актом, приказом); если торгово-остановочный комплекс, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, где фактическое количество пассажиров, ожидающих пассажирский транспорт на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, не превышает 100 человек за сутки в расчете на каждый из установленных торгово-остановочных комплексов (расчеты выполняются департаментом транспорта Администрации города Омска натурным обследованием или с применением технических средств фото-видеофиксации).

Согласно пункту 27 Порядка № 1812-п на территориях, прилегающих к объектам общественного питания в местах, установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов, правообладатели объектов общественного питания имеют право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта - веранды - без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Подпунктом 4 пункта 36 настоящего Порядка № 1812-п предусмотрено, что изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены в случае необходимости предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта.

Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона или конкурса имеют лица, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимной связи, судебные инстанции установили, что 29.10.2015 между Администрацией и ИП Яковенко А.А. сроком на 5 (пять) лет заключены договоры №№ 124-С, 123-С на размещение нестационарных торговых объектов по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 7 согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Советского административного округа города Омска. Срок предоставления мест под размещение НТО истек 29.10.2020.

Администрация письмами от 10.08.2020, от 18.03.2021 отказала ИП Яковенко А.А. в удовлетворении заявления ИП Яковенко А.А. о продлении срока действия договоров от 29.10.2015 №№ 124-С, 123-С.

Судами верно установлено, что основания размещения НТО, принадлежащего предпринимателю, отсутствуют. Договоры на размещение НТО объекта прекратил свое действия, иные основания, свидетельствующие о наличии у предпринимателя права на использование места размещения, также не подтверждены.

Суды нижестоящих инстанций обосновано исходили из того, что в настоящий момент на территории Омской области и города Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона, следовательно, основания для признания отказа Администрации в продлении срока действия договоров без проведения аукционов незаконными - отсутствуют.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 АПК РФ).

В кассационной жалобе предприниматель приводит доводы о том, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, что является основанием для продления действия вышеназванных договоров.

Вместе с тем данные доводы подлежат отклонению судом округа с учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций.

Судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено что пунктом 2 указанного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для реализации пункта 1 настоящего распоряжения также рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты, при этом соответствующий акт на территории Омской области и города Омска не принят.

Основания, предписывающие органам местного самоуправления, заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона в настоящее время на территории Омской области и города Омска отсутствуют.

Договоры на размещение нестационарного торгового объекта прекратили свое действие. Иные правовые основания для продления срока действия договора не подтверждены. Доводы, приведенные предпринимателем в жалобе, не могут влечь отмену обжалуемых заявителем судебных актов с учетом фактических обстоятельств, установленных судами при разрешении спора.

Доводы предпринимателя о неправомерных выводах суда первой инстанции со ссылкой на положения статьи 69 АПК РФ и материалы дела № А46-15310/2020 отклоняются судом округа, поскольку не повлекли принятия незаконного судебного акта.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Судебными инстанциями исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить достаточным основанием для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в связи с отсутствием оснований для ее удовлетворения относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-11186/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             А.В. Щанкина

Судьи                                                                           Т.А. Зиновьева

                                                                                      М.А. Севастьянова