Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А46-11677/2016
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2017 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2017 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение от 02.11.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 02.02.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу № А46-11677/2016 по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) о признании недействительными решения и предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, – общество с ограниченной ответственностью «Желдорэкспедиция».
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Зорина О.В.) в заседании участвовали представители: от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО2 по доверенности от 01.10.2015, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области ФИО3 по доверенности от 10.01.2017.
Суд установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
(далее – ОАО «РЖД», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения
и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы
по Омской области (далее – управление, антимонопольный орган)
от 12.05.2016 № 04/39-15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Желдорэкспедиция» (далее –
ООО «Желдорэкспедиция»).
Решением от 02.11.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.02.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО «РЖД», ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального
и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, судами нарушены часть 3 статьи 9, часть 3 статьи 15, статьи 71, 65, 168, часть 4 статьи 170, часть 4 статьи 200, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; статьи 421, 424, 779, 784, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18, 27, 61, 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее – Устав железнодорожного транспорта), пункты 163-169, 209 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 19.12.2013 № 473 (далее – Правила № 473), статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации (далее – Закон № 17-ФЗ), приложения № 29, 33 Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 27.07.2010 № 156-Т/1 (далее – Тарифное руководство), пункты 1.1, 3.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее – МПС) от 18.06.2003 № 45, пункт 1 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности (приложение № 1 к распоряжению МПС Российской Федерации от 27.03.2000 № Д-720у).
Заявитель утверждает, что в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства и ущемление интересов ООО «Желдорэкспедиция», поскольку стороны договора перевозки добровольно предусмотрели возможность оказания обществом дополнительных услуг, цены на которые прямо не урегулированы законодательством Российской Федерации, что не противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО «РЖД» судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон
и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ООО «Желдорэкспедиция» (заказчик) и ОАО «РЖД» (исполнитель) заключен договор от 23.12.2011
№ Д-3/389 на оказание услуг (далее – Договор), по условиям которого исполнитель обязуется производить по заявке заказчика постановку и уборку вагонов, принадлежащих заказчику, прибывающих пассажирской скоростью, под погрузо-выгрузочные операции на путь № 8 парка «Б» железнодорожной станции Омск – Пассажирский Омского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (далее – Станция) после раскредитования документов.
Исполнитель обязуется производить дополнительные услуги по учету: нахождения почтово-багажных вагонов на путях Станции и маневровой работы, не связанной с подачей и уборкой почтово-багажных вагонов (далее – дополнительные услуги), по просьбе заказчика. Заказчик обязуется производить погрузочно-разгрузочные операции в условленные технологическим процессом сроки.
Согласно пункту 3.1.1. Договора ООО «Желдорэкспедиция» уплачивает ОАО «РЖД» сбор за работу локомотива по подаче вагонов на пути общего пользования и по уборке вагонов после окончания погрузочно-разгрузочных операций на основании пункта 168 Правил № 473 по ставкам приложения № 29 Тарифного руководства, с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Договора ООО «Желдорэкспедиция» уплачивает ОАО «РЖД» сбор за нахождение вагонов
для заказчика на путях Станции по ставкам приложения № 29 Тарифного руководства, с учетом повышающих коэффициентов
и коэффициентов индексации. При неотправлении вагона со Станции
в течение 30 суток с момента прибытия, оплата за нахождение вагона
на путях Станции производится ежемесячно до момента отправления вагона со Станции.
Согласно пункту 3.1.3. Договора ООО «Желдорэкспедиция» уплачивает обществу сбор за дополнительные услуги, оказываемые ОАО «РЖД» при работе с вагонами ООО «Желдорэкспедиция», не связанные с работой локомотива в размере 1 416,45 руб.
Дополнительным соглашением № 4 от 30.12.2014 к Договору стоимость платы за дополнительные услуги была увеличена до 1 697,10 руб.
ООО «Желдорэкспедиция» обратилось в адрес Западно-Сибирской дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» с письмом от 08.04.2015 исх. № 16, в котором просило разъяснить, какие дополнительные услуги (сбор за дополнительные услуги, оказываемые ОАО «РЖД» при работе с вагонами ООО «Желдорэкспедиция», не связанные с работой локомотива) оказываются на Станции согласно пункту 3.1.3 Договора
и дополнительному соглашению № 4 от 30.12.2014. Этим же письмом
ООО «Желдорэкспедиция» просило предоставить расчеты цены указанной услуги.
Письмом от 16.04.2015 исполнитель сообщил заказчику о том, что, согласно приложению № 33 Тарифного руководства услуги, оказываемые
ООО «Желдорэкспедиция» при обслуживании на Станции, не входят в перечень работ (услуг), выполняемых регулируемой организацией – владельцем инфраструктуры при перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа, пробеге пассажирских вагонов, багажных вагонов и специализированного подвижного состава в дальних поездах, затраты по которым возмещаются тарифами на данные услуги и, соответственно, должны оплачиваться на основании отдельно заключенного договора.
При этом в приложенном «Расчете ставки платы за дополнительные услуги, оказываемые Станцией, при работе с собственными и арендованными вагонами, прибывающими пассажирской скоростью по просьбе грузополучателей (грузоотправителей), не связанных с работой локомотива», указаны следующие дополнительные услуги, оказываемые ОАО «РЖД» при работе с вагонами ООО «Желдорэкспедиция», не связанные с работой локомотива:
1. Учёт времени нахождения вагонов на путях общего и необщего пользования. Работа с грузополучателями (грузоотправителями) в течение всего периода нахождения вагонов на станции. Оформление памяток приёмосдатчика формы ГУЛ 5ВЦ на подачу и уборку вагонов. Оформление актов обшей формы ГУ-23 ВЦ. Уведомление о планируемой подаче с записью в книгу ГУ-2ВЦ, Получение информации о завершении грузовых операций с занесением в книгу ГУ-2А ВЦ. Учёт количества и состояния багажных вагонов грузополучателя (грузоотправителя) и выдача справок.
Осуществление приёма вагонов после выгрузки на местах общего и необщего пользования, а также проверка правильности размещения и крепления грузов при погрузки вагонов.
2. Передача информации о состоянии вагонов грузополучателя (грузоотправителя). Предоставление печатной информации грузополучателю (грузоотправителю).
3. Передача информации о состоянии вагонов грузополучателя (грузоотправителя) причастным работникам. Дача распоряжений, контроль за наличием приказов на приценку или отцепку вагонов. Организация, координация и планирование работы с вагонами.
ООО «Желдорэкспедиция» письмом от 06.05.2015 № 30 просило
ОАО «РЖД» рассмотреть возможность исключения дополнительных услуг, предусмотренных в пункте 1.2 Договора, в связи с тем, что указанные дополнительные услуги согласно приложению № 33 Тарифного руководства уже включены в стоимость подачи/уборки вагонов в составе пассажирских поездов перевозчика – акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (далее – АО «ФПК») по путям общего пользования от места формирования к платформе (станции) отправления (прибытия) поезда в пределах технологического процесса работы станции. Более того, дополнительные услуги, согласно дополнительному соглашению № 4 и расчету ставки за эти услуги, должны входить в Единый перечень работ
и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.
Этим же письмом заказчик просил разъяснить разницу в расчете ставки от 01.03.2015 (ставка 1 754,64 руб.) и цены услуги, указанной в оригинале Дополнительного соглашения № 4 к Договору (1 697,10 руб.) на оказание дополнительных услуг на 2015 год, и произвести перерасчет по оказанным дополнительным услугам с момента подписания Договора.
Не получив ответа на это обращение и считая указанные действия ОАО «РЖД» неправомерными, ООО «Желдорэкспедиция» обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения контрольных мероприятий управление приняло решение от 12.05.2016 № 04/39-15, которым действия ОАО «РЖД», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с долей более 50 процентов, выразившиеся в ущемлении интересов ООО «Желдорэкспедиция» путем взимания экономически, технологически и иным образом не обоснованной платы за услуги в соответствии с пунктом 1.2 Договора, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).
С целью устранения указанного нарушения обществу выдано предписание от 12.05.2016 № 04/39-15.
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами антимонопольного органа, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ОАО «РЖД» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг железнодорожных перевозок, на которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
Частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» дано разъяснение о том, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона № 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно перечням услуг (операций), оказываемых в рамках пунктов 1.1 и 1.2 Договора, по пункту 1.1 Договора ОАО «РЖД» выполняются следующие работы (операции):
– работа локомотива железной дороги по подаче вагонов на путь общего пользования и по уборке вагонов после окончания погрузочно-разгрузочных операций;
– предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при подаче и уборке собственных/арендованных вагонов локомотивом перевозчика.
По пункту 1.2 Договора обществом выполняются следующие работы (операции):
а) передача информации о состоянии вагонов грузополучателя (грузоотправителя) дежурным по пассажирскому парку;
б) предоставление печатной информации грузополучателю (грузоотправителю) грузоотправителя) дежурным по пассажирскому парку;
в) передача информации о состоянии вагонов грузополучателя (грузоотправителя) причастным работникам маневровым диспетчером;
г) дача распоряжений, контроль за наличием приказов на прицепку или отцепку вагонов маневровым диспетчером;
д) организация, координация и планирование работ с вагонами маневровым диспетчером;
е) учет времени нахождения вагонов на путях общего и необщего пользования приемосдатчиком груза и багажа (ПВД);
ж) работа с грузополучателями (грузоотправителями) в течение всего периода нахождения вагонов на станции приемосдатчиком груза и багажа (ПВД);
з) оформление памяток приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ на подачу и уборку вагонов приемосдатчиком груза и багажа (ПВД);
и) оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ приемосдатчиком груза и багажа (ПВД);
к) уведомление о планируемой подаче с записью в книгу ГУ-2-ВЦ приемосдатчиком груза и багажа (ПВД);
л) получение информации о завершении грузовых операций с занесением в книгу ГУ-2а-ВЦ приемосдатчиком груза и багажа (ПВД);
м) учет количества и состояния багажных вагонов грузополучателя (грузоотправителя) и выдача справок приемосдатчиком груза и багажа (ПВД);
н) осуществление приема вагонов после выгрузки на местах общего и необщего пользования, а также проверка правильности размещения и крепления грузов при погрузке вагонов приемосдатчиком груза и багажа (ПВД).
Из содержания статьи 50 Устава железнодорожного транспорта следует, что для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Примерная форма указанного договора устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
В соответствии с договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику такие услуги для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги.
На основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры может быть предусмотрено выполнение следующих работ (услуг):
- предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа объектов инфраструктуры;
- обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры;
– управление движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта;
– предоставление возможности не связанного с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок;
– заключение владельцами инфраструктур от имени перевозчика договоров на эксплуатацию, договоров на подачу, уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;
– погрузка, выгрузка, хранение грузов и иные работы (услуги).
Владельцы инфраструктур и перевозчики вправе заключать иные предусматривающие выполнение других работ (услуг) договоры.
Согласно статье 51 Устава железнодорожного транспорта порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре для перевозок грузов и оказания иных услуг по использованию инфраструктуры устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры.
Нормативными документами, действующими на железнодорожном транспорте, предусмотрено ведение первичной документации для учёта времени нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и необщего пользования: памятки приёмосдатчика формы ГУ-45ВЦ.
Памятка приёмосдатчика ГУ-45ВЦ утверждена распоряжением МПС Российской Федерации от 27.03.2000 № Д-720у «Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчёта платы за пользование вагонами» и составляется при погрузке или выгрузке грузов на местах общего пользования и необщего пользования, в том числе при подаче (уборке) вагонов морским и речным портам, на новостроящиеся линии, на линии узкой колеи, в пункты подготовки вагонов и на пути ПТО, ВЧД для ремонта и других предприятий железнодорожного транспорта.
Руководствуясь названными нормативными правовыми актами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что ряд операций (пункты а – е), перечисленных ОАО «РЖД» как работы (операции), выполняемые в рамках услуги по пункту 1.2. Договора, заявитель уже производит при оказании услуг по пункту 1.1 Договора.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2007 № 333р «Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчётности при грузовых перевозках ОАО «РЖД» (далее – Инструкция) утверждены «Книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку» (форма ГУ-2-ВЦ) и «Книга уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь» (форма ГУ-2а-ВЦ).
В соответствии с разделом 3 Инструкции в Книге уведомлений формы ГУ-2-ВЦ указывается время передачи уведомлений о времени подачи вагонов, номера вагонов и планируемое время подачи вагонов к местам погрузки/выгрузки.
В соответствии с разделом 3 Инструкции Книга уведомлений о завершении грузовой операции формы ГУ-2а-ВЦ заполняется перевозчиком на основании поступившего уведомления от владельца (пользователя, клиента) о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь.
Для информирования ООО «Желдорэкспедиция» о состоянии вагонов за подписью маневрового диспетчера формируются натурные листы на поезда, прибывающие пассажирской скоростью, в которых указывается номер и ожидаемое время подачи вагонов.
Эта же информация передаётся посредством телефонной связи дежурным по парку станции или маневровым диспетчером по запросу ООО «Желдорэкспедиция».
Кроме того, по устному запросу грузополучателя производится информирование о месте нахождения вагонов в пути следования, что свидетельствует о дублировании производимых работ (услуг).
Пунктом 163 Правил № 473 предусмотрено, что перевозка грузобагажа осуществляется повагонными отправками и отдельными местами по одному перевозочному документу, для перевозки которых не требуется предоставления отдельного вагона. Повагонной отправкой считается отправка грузобагажа в отдельном вагоне от станции отправления до станции назначения по одному перевозочному документу.
Согласно пункту 209 Правил № 473 погрузка грузобагажа в вагоны
и выгрузка его из вагонов, принадлежащих другим юридическим
и физических лицам, не являющимся перевозчиками, производится отправителем и получателем. Размещение грузобагажа в вагоне осуществляется в соответствии с порядком размещения и крепления багажа и грузобагажа в багажных вагонах, установленным настоящими Правилами,
и должно обеспечивать возможность перевозчика и владельца инфраструктуры осуществлять проверку в соответствии со статьями 18 и 27 Устава железнодорожного транспорта.
В связи с этим антимонопольный орган в оспариваемом заявителем решении указал, что работы по оценке и проверке грузобагажа могут быть выполнены только в процессе оказания услуг по перевозке грузобагажа, т.е. за пределами работ по Договору на оказание услуг от 23.12.2011№ Д-3/389.
Доводам ОАО «РЖД» о том, что Станция открыта по Тарифному руководству № 4 для коммерческих операций только по знаку «П» и параграфу 3, а также выводам антимонопольного органа о том, что такие грузовые операции, как работа с грузополучателями (грузоотправителями), оформление актов общей формы ГУ-23 приёмосдатчиком груза и багажа, осуществление приёма вагонов после выгрузки на местах общего и необщего пользования, а также проверка правильности размещения и крепления грузов при погрузке вагонов приёмосдатчиком груза и багажа, вне зависимости от того, для каких операций открыта станция, уже осуществляются при перевозке грузов (грузобагажа) в соответствии с Правилами № 473, следовательно, выведение данных операций за пределы договора на осуществление перевозок противоречит действующему законодательству, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку выводов двух судебных инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.11.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.02.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-11677/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.И. Ильин
Судьи Д.В. Григорьев
О.Ю. Черноусова