ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-12181/2017 от 13.03.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А46-12181/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   марта 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Сириной В.В.

судей                                                    Зиновьевой Т.А.

                                                             ФИО1

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Главное управление обустройства войск»
на решение от 29.08.2017 Арбитражного суда Омской области (судья
Яркова С.В.) и постановление от 04.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Веревкин А.В., Кливер Е.П.)
по делу № А46-12181/2017 по заявлению акционерного общества «Главное управление обустройства войск» (119021, г. Москва, проспект Комсомольский, д. 18, стр. 3, ОГРН 1097746390224, ИНН 7703702341)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391)о признании незаконным решения.

Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области.

В заседании принял участие представитель акционерного общества «Главное управление обустройства войск» ФИО3 по доверенности
от 21.12.2017.

Суд установил:

акционерное общество «Главное управление обустройства войск» (далее – АО «ГУОВ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, оформленного уведомлением
от 23.06.2017 № 55/17-17826, и обязании осуществить постановку
на кадастровый учет земельного участка площадью 7 600 кв. м по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ,
улица 4-я Транспортная, дом 10, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068 по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ,
улица 4-я Транспортная, дом 10, согласно межевому плану от 02.05.2017.

К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»)
в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области.

Решением от 29.08.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 04.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований общества отказано.

АО «ГУОВ» обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

В обоснование жалобы приведены следующие доводы: фактического пересечения границ спорного земельного участка с границами иных земельных участков не существует; многократно учитываемая в Едином государственном реестре недвижимости часть одной и той же земной поверхности свидетельствует о внесении в реестр сведений с нарушением законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества; имеющиеся в настоящий момент сведения в Едином государственном реестре недвижимости о государственном кадастровом учете земельных участков 130, 3007, 3008, 3043, 3044 являются техническими ошибками, негативные последствия которых (в виде указания на пересечения границ указанных объектов как на одно из оснований отказа
в государственном кадастровом учете) не могут быть возложены
на общество; отказав в осуществлении кадастрового учета, управление фактически уклонилось от исполнения вынесенного в пользу АО «ГУОВ» судебного решения по делу № А46-8727/2016; в связи с отсутствием
в Едином государственном реестре недвижимости сведений
о правообладателе земельного участка 3068 также незаконной причиной отказа в проведении государственного кадастрового учета является неисполнимое требование управления о необходимости проведения государственного кадастрового учета спорного земельного участка
с одновременной государственной регистрацией прав на него,
а также о необходимости выбора именно правообладателем земельного участка вида разрешенного использования земли.

В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Омской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

В судебном заседании представитель общества доводы жалобы поддержал.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи
со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФГУП «ГУОВ Минобороны России», предприятие).

Приказом министра обороны Российской Федерации от 26.06.2009
№ 576 «Об условиях приватизации ФГУП «ГУОВ Минобороны России»» был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия, в число которого под номером 46 подраздела 1.1 раздела 1 «Основные средства» был включен земельный участок площадью 0,76 га по адресу: <...>, а также расположенные на нем здания.

В 2010 году АО «ГУОВ» в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на 4 здания, расположенные
на спорном земельном участке.

На момент приватизации спорный земельный участок прежним собственником – Российской Федерацией в лице Минобороны России –  сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет не был.

С целью оформления земельно-правовых отношений в соответствии
с действующим законодательством обществом были проведены землеустроительные мероприятия по подготовке схемы расположения
на кадастровой карте (плане) территории земельного участка площадью
7 600 кв. м по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 4-я Транспортная, дом 10, который подлежит образованию путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068.

По результатам проведенных работ АО «ГУОВ» обратилось
в Арбитражный суд Омской области с требованием о разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 общей площадью
65 143 кв. м по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 4-я Транспортная, дом 10, с сохранением исходного в измененных границах и образовании земельного участка площадью 7 600 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов
по вышеуказанному адресу.

Решением от 22.09.2016 Арбитражного суда Омской области по делу
№ А46-8727/2016, оставленным без изменения постановлением
от 13.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда
и постановлением от 16.03.2017 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, были удовлетворены требования АО «ГУОВ» в части раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068
с сохранением исходного в измененных границах и образовании земельного участка общей площадью 7 600 кв. м с координатами точек границ земельного участка.

На основании решения суда был подготовлен межевой план
от 14.02.2017. АО «ГУОВ» обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением от 16.03.2017 № 30-4225990 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068.

Уведомлением от 23.03.2017 № 55/17-6816 заинтересованное лицо сообщило о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по следующим причинам:

– с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

– указанный в межевом плане вид разрешенного использования образуемого земельного участка «Для размещения военных объектов»
не предусмотрен градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой он расположен;

– в представленном межевом плане отсутствуют сведения об объектах недвижимости, расположенных на образуемом земельном участке.

АО «ГУОВ» 20.04.2017 предоставило в Управление Росреестра
по Омской области уточненный межевой план от 30.03.2017, по результатам рассмотрения которого заинтересованное лицо решением от 28.04.2017
№ 55/17-11229 дополнительно уведомило общество о наличии оснований для приостановления кадастрового учета в связи с тем, что форма и содержание межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства,
а именно:

– в нарушение пункта 15 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее – Приказ № 921), уточненный межевой план в формате XML
не прошел форматно-логический контроль;

– в нарушение пункта 51 Приказа № 921 не приложен документ
об установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка;

– в нарушение частей 2, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования
и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», вид разрешенного использования земельного участка «Мастерские по ремонту и техническому обслуживанию» не соответствует виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом для территориальной зоны (Ж3.597 – зона жилой застройки средней этажности), в которой он расположен.

АО «ГУОВ» в Управление Росреестра по Омской области 19.05.2017 был дополнительно представлен межевой план от 02.05.2017, который, согласно указаниям управления, был дополнен: сведениями об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 55:36:090205:13150, 55:36:090205:14770, 55:36:000000:23963, 55:36:000000:23912; был изменен вид разрешенного использования земельного участка на соответствующий установленному градостроительным регламентом для территориальной зоны (Ж3.597 – зона жилой застройки средней этажности), в которой
он расположен: «Административные здания и офисы, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду,
не требует установления санитарно-защитных зон».

Вместе с тем АО «ГУОВ» получено уведомление от 23.06.2017
№ 55/17-17826 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, в связи с неустранением обществом причин приостановления, приведенных в уведомлении Управления Росреестра по Омской области от 23.03.2017 № 55/17-6816,
а также по причине несоблюдения пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

АО «ГУОВ» полагая, что указанное решение заинтересованного лица
не соответствует закону и нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Из оспариваемого обществом отказа следует, что в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении спорного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, оформленного письмом от 23.06.2017 № 55/17-17826, было отказано по причине неустранения обществом причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, изложенных в уведомлении от 22.03.2017, выразившихся в несоблюдении пунктов 2, 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона 3 218-ФЗ, а также нарушение пункта 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.

Судами также установлено, что из кадастровой выписки о земельном участке от 08.06.2015 № 55/204/15-255025 следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.02.2007.

Сведения о правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068
с учетным номером 3, площадью 9 164 кв. м передана Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее – ТУ Росимущества по Омской области) в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Инжинирингстройсервис» (номер записи 55-01/088/2014-599 от 30.04.2014).

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068 образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090205:3042 и 55:36:090205:3044 на основании распоряжения ТУ Росимущества по Омской области от 07.12.2006 № 1175-р; границы установлены на основании описания земельных участков
от 13.02.2007, выполненного муниципальным предприятием города Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость» по заказу
ТУ Росимущества по Омской области.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3042 является архивным, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3044 внесен в государственный кадастр недвижимости 21.07.2006. Площадь последнего – 64 575 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения военных объектов, статус земельного участка – ранее учтенный. Право собственности
не зарегистрировано.

Указанные выше земельные участки были образованы путем перераспределения из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090205:3007, 55:36:090205:3008 и 55:36:090205:157 на основании распоряжения ТУ Росимущества по Омской области от 23.06.2006 № 429-р. Границы установлены на основании описания земельных участков
от 27.06.2006, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости» по заказу гаражного строительного кооператива «Восток-88».

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3008 внесен
в государственный кадастр недвижимости 29.06.2005; площадь земельного участка – 65 143 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения военных объектов, статус земельного участка – ранее учтенный, право собственности
не зарегистрировано.

При этом земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3008 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130 на основании распоряжения ТУ Росимущества по Омской области от 23.06.2005 № 348-р. Границы установлены на основании описания земельных участков от 16.06.2005, выполненного Западно-Сибирским филиалом федерального государственного унитарного предприятия «Госземкадастрсъемка-Висхаги» по заказу Омской квартирно-эксплуатационной части Сибирского военного округа.

В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:130 внесен в государственный кадастр недвижимости 15.08.2003; площадь земельного участка – 156 258 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации учреждениями, подразделениями и служащими квартирно-эксплуатационной части Омского гарнизона, статус земельного участка – ранее учтенный.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (26.01.2007 запись № 55-55-01/100/2006-810) и право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (30.04.2014 запись № 55-55-01/088/2014-59).

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел
к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068 был образован в результате неоднократного преобразования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130, находящегося собственности Российской Федерации (номер записи 55-55-01/100/2006-810 от 26.01.2007) и принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Из имеющегося в Едином государственном реестре недвижимости описания местоположения границ земельных участков следует, что граница земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 02 05:130, 55:36:09 02 05:3008 и 55:36:09 02 05:3044; границы земельного участка
с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068 полностью совпадают
с границами земельного участка 55:36:09 02 05:3008 и частично с границами земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3044. При этом все указанные земельные участки полностью определяются в границах земельного участка с кадастровым номером 55:3609 02 05:130, находящегося в собственности Российской Федерации.

Отказ в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции со ссылкой на пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) мотивировал тем, что земельный участок
с кадастровым номером 55:36:09 02 05:130 не прекратил своего существования, в то время как при образовании земельных участков путем раздела исходный земельный участок прекращает свое существование. Кроме того, устранение указанных противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости возможно только по инициативе
и участии правообладателя земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:130 или решения суда.

Поскольку согласно пункту 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ пересечение границ земельного участка, сведения о котором содержатся
в реестре (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости), о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который подано заявление, является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, исходя
из того, что преобразуемым земельным участком является только земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 06:3068, а земельные участки
с кадастровыми номерами 55:36:09 02 05:3008, 55:36:09 02 05:3044
и 55:36:09 02 05:130 преобразуемыми не являются, суд пришел к выводу, что пересечение образуемого земельного участка с их границами правомерно явилось основанием для приостановления государственного кадастрового учета.

Исходя из установленного пунктом 2 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ требования об осуществлении государственного кадастрового учета
и государственной регистрации прав одновременно с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами
8 – 10 части 5 данной нормы, поскольку спорный земельный участок образован из земельного участка, находящегося в федеральной собственности (55:36:09 02 05:130), и полностью определяется в его границах, следовательно, не может быть отнесен к земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, суд счел, что
в данном случае проведение государственного кадастрового учета
по заявлению общества не представляется возможным, а собственник – Российская Федерация – в лице уполномоченных органов с таким заявлением не обращался, доказательств его уклонения от проведения государственного кадастрового учета участка материалы дела не содержат.

Кроме того, руководствуясь пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона
№ 218-ФЗ, пунктом 51 Приказа № 921, частями 2, 4 статьи 37 ГрК РФ, исходя из сведений межевого плана от 19.05.2017, суд пришел к выводу, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка согласно межевому плану от 19.05.2017 «Административные здания и офисы иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду
и не требует установления санитарно-защитных зон» не был выбран правообладателем земельного участка, при этом акт органа государственной власти или вступивший в законную силу судебный акт, устанавливающий разрешенное использование образуемого земельного участка, в нарушение пункта 51 Приказа № 921 в состав приложения к межевому плану
не включен.

Ссылку АО «ГУОВ» на преюдициальное значение судебных актов
по делу № А46-8727/2016, суд первой инстанции не принял, поскольку вопрос о постановке образованного земельного участка на кадастровый учет судом не рассматривался, соответствующее указание органу кадастрового учета о постановке на кадастровый учет образуемого участка резолютивная часть решения не содержит.

Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества
и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации,
и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество
в Едином государственном реестре недвижимости.

Основания приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены в статье 26 Закона
№ 218-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктами 2, 5, 7, 20 части 1 статьи 26 Закона
№ 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

– с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

– не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

– форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

– границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).

Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3068 был образован в результате неоднократного преобразования земельного участка с кадастровым номером
55:36:09 02 05:130, который находится в собственности Российской Федерации (номер записи 55-55-01/100/2006-810 от 26.01.2007)
и принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 6 статьи, и в случаях, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки,
из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки) прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности
и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки  в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, за исключением случаев, указанных
в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляется в соответствии со статьями 11.4 – 11.7 ЗК РФ (пункт 1 статьи 11.8 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости,
за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 – 10 части 5 приводимой нормы.

В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется
в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,
в соответствии с частью 14 статьи 41 Закона № 218-ФЗ.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068 образован в результате неоднократного преобразования исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130, находящегося в федеральной собственности, и полностью определяется в его границах, права на образованные из исходного участки не зарегистрированы, следовательно земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:130 не прекратил своего существования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что такой земельный участок
не может быть отнесен к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, таким образом,
в силу пункта 2 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ проведение государственного кадастрового учета земельного участка, образованного
из земельного участка 55:36:090205:3068, должно осуществляться
с одновременной государственной регистрацией прав на такой земельный участок.

В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, – при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.

Учитывая, что АО «ГУОВ» собственником земельного участка
с кадастровым номером 55:36:090205:3068 не является, в свою очередь, Российская Федерация в лице уполномоченных органов с таким заявлением не обращалась, соответственно, проведение государственного кадастрового учета на образованный земельный участок по заявлению общества
не представлялось возможным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что отказ управления
в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, ввиду несоблюдения пункта 2 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ основан на нормах права.

Кроме того, как следует из имеющегося в Едином государственном реестре недвижимости описания местоположения границ земельных участков, граница участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090205:130, 55:36:090205:3008 и 55:36:090205:3044. Границы земельного участка с 55:36:09 02 05:3068 полностью совпадают с границами земельного участка 55:36:090205:3008 и частично с границами земельного участка 55:36:090205:3044. Все указанные земельные участки полностью определяются в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:130, находящегося в собственности Российской Федерации.

Пунктом 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если границы земельного участка,
о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в реестре
(за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Судами установлено, что согласно сведениям, содержащимся в межевом плане, преобразуемым земельным участком является только земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3068.

В свою очередь, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090205:3008, 55:36:090205:3044 и 55:36:090205:130 преобразуемыми
не являются, соответственно, пересечение образуемого земельного участка
с их границами являлось основанием для приостановления государственного кадастрового учета и последующего отказа в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068.

Как следует из оспариваемого отказа, основанием для его вынесения,
в том числе, послужило неустранение обществом нарушений пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, согласно которым осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора
в случае: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ
в установленном федеральным законом порядке. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (части 12 и 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 51 приложения № 2 к Приказу № 921 вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются на основании, в том числе:

– градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне,
в границах которой расположен земельный участок;

– акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения
об утверждении проекта межевания территории;

– вступившего в законную силу судебного акта.

Согласно частям 2, 4 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Основные
и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков
и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Вид разрешенного использования образуемого земельного участка – «Административные здания и офисы иных организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон», указанный в межевом плане от 02.05.2017 (подготовлен
с учетом ранее поступивших замечаний управления), соответствовал установленному градостроительным регламентом для территориальной зоны (Ж3.597 – зона жилой застройки средней этажности), в которой
он расположен.

Вместе с тем указанный вид разрешенного использования был выбран не правообладателем земельного участка, при этом акт органа государственной власти или вступивший в законную силу судебный акт, устанавливающие разрешенное использование образуемого земельного участка, в нарушение пункта 51 приложения № 2 к Приказу № 921, в состав приложения к межевому плану также был не включен.

Доказательств, опровергающих изложенное, равно как и то, что собственник земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068 уклоняется от проведения государственного кадастрового учета участка, либо изменения его разрешенного использования, материалы дела
не содержат.

Ссылка общества на то, что основанием для государственного кадастрового учета является решение по делу № А46-8727/2016, отклонена судами обоснованно, поскольку требование по указанному делу было заявлено к Министерству обороны Российской Федерации
и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, вопрос о постановке
на кадастровый учет образованного земельного участка в рамках указанного дела не рассматривался, действия публичного органа, на который возложены обязанности по ведению кадастра недвижимости, регламентированы законами и подзаконными актами, следовательно, при осуществлении государственного кадастрового учета подлежат соблюдению положения земельного и градостроительного законодательства.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли
к правомерному выводу об обоснованности оспариваемого отказа управления в осуществлении кадастрового учета по причине неустранения обществом нарушений пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.

Также судебная коллегия учитывает, что общество не представило доказательств уклонения собственника исходного земельного участка
от кадастрового учета спорного участка, и кроме того, общество, полагая отсутствующим спор о праве, не обосновало и отсутствие иной возможности восстановления и защиты его прав, в том числе посредством рассмотрения спора об исключении сведений об исходных земельных участках из ЕГРН.

Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу, что отказ Управления Росреестра по Омской области в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образованного
из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3068, оформленный уведомлением от 23.06.2017 № 55/17-17826, является законным и обоснованным.

Таким образом, доводы истца не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку
и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии
со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при обжаловании судебных актов
в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.

На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.

Между тем вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета может быть разрешен только при наличии оригинала документа, подтверждающего ее уплату.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.08.2017 Арбитражного суда Омской области и постановление от 04.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-12181/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.В. Сирина

Судьи                                                                  Т.А. Зиновьева

                                                                            М.А. Севастьянова