ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Город Омск
25 декабря 2017 года
Дело № А46-13658/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14839/2017) Контрольно-счетной палаты Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу № А46-13658/2017 (судья Яркова С.В.)
по заявлению Администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Контрольно-счетной палате Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным представления от 28.06.2017 №03-547 в части
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 13.11.2017 сроком действия до 31.12.2017; ФИО2 по доверенности № 1 от 28.08.2017 сроком действия до 31.12.2017; глава Администрации ФИО3 по удостоверению № 02 выдано 13.09.2013 действительно до 09.09.2018, выписке из ЕГРЮЛ от 30.10.2017;
от заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности № 01-862 от 30.10.2017 сроком действия один год; ФИО5 по доверенности № 01-862 от 30.10.2017 сроком действия один год.
установил:
Администрация Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1 представления Контрольно-счетной палаты Омской области (далее - заинтересованное лицо, Контрольно-счетная палата Омской области) от 28.06.2017 №03-547 об установлении не обеспечения надлежащего контроля за целевым использованием средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог в поселке Ключи; установлением факта нецелевого использования бюджетных средств в сумме 1 838,7 тыс. рублей, в том числе, средств областного бюджета -1 746,7 тыс. рублей и средств местного бюджета - 92,0 тыс. рублей, выделенных на ремонт автомобильных дорог в поселке Ключи, направленных на выполнение работ по ремонту разворотной площадки и стоянки для транспорта; пункта 5 представления в части предложения возместить в областной бюджет средства в сумме 1 746,7 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу №А46-13658/2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительным пункт 1 представления Контрольно-счетной палаты Омской области от 28.06.2017 №03-547 об установлении не обеспечения Администрацией Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области надлежащего контроля за целевым использованием средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог в пос. Ключи; установлением факта нецелевого использования бюджетных средств в сумме 1 838,7 тыс. рублей, в том числе средств областного бюджета -1 746,7 тыс. рублей и средств местного бюджета - 92,0 тыс. рублей, выделенных на ремонт автомобильных дорог в пос. Ключи, направленных на выполнение работ по ремонту разворотной площадки и стоянки для транспорта; пункт 5 в части предложения Администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области возместить в областной бюджет средства в сумме 1 746,7 тыс. руб.
В обоснование решения суд указал на то, что заявителем не было допущено нецелевое расходование бюджетных средств.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу №А46-13658/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку целью предоставления заявителю субсидий из областного бюджета являлся ремонт автомобильной дороги в поселке Ключи, а не ремонт разворотной площадки и стоянки транспорта, в связи с чем, применение бюджетных мер принуждения является обоснованным, а выданное представление законным.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит оставить решение суда без изменения, поскольку Контрольно-счетная палата не представила каких-либо доказательств того, что субсидия не ремонт автомобильной дороги была потрачена на цели, не соответствующие условиям ее получения.
В заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, а заявитель – доводы своего отзыва.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 03.02.2016 №15-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2016 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» Ключевскому сельскому поселению на ремонт автомобильных дорог в пос. Ключи выделено 13 287 500 руб.
Подпрограммой «Поддержка дорожного хозяйства Ключевского сельского поселения на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Администрации от 01.10.2013 №92-П объем финансирования мероприятия «Ремонт автомобильных дорог общего пользования в сельском поселении: <...> выездная дорога от ул. Березовая до трассы на пос. Береговой» в 2016 году предусмотрен в сумме 850 000 руб. (средства местного бюджета).
Выездная автомобильная дорога в пос. Ключи от ул. Березовая до трассы на пос. Береговой протяженностью 750 п.м. и автомобильная дорога по ул.Березовая протяженностью 1 218 п.м находятся в муниципальной собственности Ключевского сельского поселения. На автомобильные дороги имеются свидетельства о государственной регистрации права: серии 55-AA №190520 и №190522 от 04.04.2011 соответственно.
По итогам электронного аукциона от 10.10.2016 №0152200004716000516/2 с обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-торговой компанией «СтройИнвест» (Подрядчик) 21.09.2016 был заключен муниципальный контракт №Ф.2016.303655 на ремонт автомобильных дорог в пос. Ключи (от улицы Березовая до трассы на пос. Береговой). Оплата по муниципальному контракту произведена в размере 13902 700 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 13 207 000 руб. и за счет местного бюджета - 695 700 руб.
В рамках контракта по ремонту автомобильных дорог произведен ремонт разворотной площадки и стоянки транспорта, расположенных у здания по адресу: <...> общей площадью 1 423,62 кв. м. Сумма оплаченных Администрацией работ по ремонту площадки составила 1 838 700 руб.
Контрольно-счетной палатой Омской области проведено контрольное мероприятие «Проверка Администрации по вопросу законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2016 году на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов в рамках государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы Омской области».
По результатам проверки, заинтересованным лицом, помимо прочего, установлено, что бюджетные средства в сумме 1 838,7 тыс. рублей, в том числе, средства областного бюджета - 1 746,7 тыс. рублей и средства местного бюджета - 92,0 тыс. рублей, выделенные на ремонт автомобильных дорог в поселке Ключи, были направлены на выполнение работ по ремонту разворотной площадки и стоянки для транспорта.
По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Омской области выдано представление от 28.06.2016 №03-547 о принятии соответствующих мер по устранению выявленных нарушений, недостатков и недопущению их в дальнейшем, о возмещении в областной бюджет средств в сумме 1 746 700 руб.
Не согласившись с указанным представление в названной выше части, Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу № А46-13658/2017 требования были удовлетворены в полном объеме. Означенное решение обжалуется заинтересованным лицом в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит решение не подлежащим отмене исходя из следующего.
По смыслу статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
В силу статей 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета осуществляется, в частности, с учетом принципов адресности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств. То есть бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели использования и должны использоваться экономно (с достижением заданных результатов с наименьшим объемом средств) и (или) результативно (с достижением наилучшего результата с определенным объемом средств).
Согласно 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №133-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий и области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При этом, в силу части 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Как следует из материалов проверки, Администрации вменяется нецелевое использование бюджетных средств, полученных в качестве субсидии на основании Постановления Правительства Омской области от 03.02.2016 №15-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2016 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области», согласно которому Ключевскому сельскому поселению на ремонт автомобильных дорог в пос. Ключи выделено 13 287 500 руб.
Из содержания указанного нормативного акта следует лишь установленная сумма субсидии и возможность расходования ее на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в поселениях. Иных условий целевого использования денежных средств в указанном нормативном акте не содержится.
По мнению суда апелляционной инстанции, заявителем указанные субсидии были израсходованы в полном объеме на те цели, на которые субсидия была выделена.
Как было выше сказано, во исполнение Постановления Правительства Омской области от 03.02.2016 №15-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2016 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» Администраций Ключевского сельского поселения была принята подпрограмма «Поддержка дорожного хозяйства Ключевского сельского поселения на 2014-2018 годы», утвержденная постановлением Администрации от 01.10.2013 №92-П. Согласно условиям подпрограммы объем финансирования мероприятия «Ремонт автомобильных дорог общего пользования в сельском поселении: <...> выездная дорога от ул. Березовая до трассы на пос. Береговой» в 2016 году предусмотрен в сумме 850 000 руб. (средства местного бюджета).
Таким образом, названными нормативными актами определен размер средств, выделяемых на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в поселениях из областного и местного бюджетов, а также определен конкретный объект, подлежащий ремонту в сельском поселении -выездная автомобильная дорога в пос. Ключи от ул. Березовая до трассы на пос. Береговой протяженностью 750 п.м. и автомобильная дорога по ул. Березовая протяженностью 1 218 п.м.
Как следует из свидетельств о государственной регистрации права серии 55-AA №190520 и №190522 от 04.04.2011 названные дороги находятся в муниципальной собственности Ключевского сельского поселения, в связи с чем, обоснованно определены в качестве объектом ремонта как автомобильные дороги сельских поселений.
По итогам электронного аукциона с обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-торговой компанией «СтройИнвест» (Подрядчик) 21.09.2016 был заключен муниципальный контракт №Ф.2016.303655 на ремонт автомобильных дорог в пос. Ключи (от улицы Березовая до трассы на пос. Береговой). Оплата по муниципальному контракту произведена в размере 13902 700 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 13 207 000 руб. и за счет местного бюджета - 695 700 руб.
В рамках контракта произведен как ремонт самих автомобильных дорог, что не оспаривается заинтересованных лицом, так и ремонт разворотной площадки и стоянки транспорта, расположенных у здания по адресу: <...> общей площадью 1 423,62 кв. м.
Сумма оплаченных Администрацией работ по ремонту разворотной площадки и стоянки транспорта на ул. Березовая, которая рассматривается Контрольно-счетной палатой Омской области как нецелевое расходование средств, составила 1 838 700 руб.
Однако, заинтересованным лицом, которое делает выводы о нецелевом расходовании бюджетных средств, не учтено следующее. Как правильно указал суд первой инстанции, автомобильная дорога, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 11.11 Свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.12.2016 №1034/пр, установлено, что в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог предписано устраивать площадки для разворота автомобилей и, при необходимости, средств общественного пассажирского транспорта.
Таким образом, автомобильная дорога - это сложный объект, состоящий, в том числе, не только непосредственно из полотна дороги, его покрытия, но и иных дорожных элементов, к числу которых, относится площадка для разворота автомобилей, обязательная для тупиковых улиц.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заинтересованных лицом, ул. Березовая является тупиковой, спорная площадка является конечным остановочным пунктом общественного пассажирского транспорта, следовательно, представляет собой неотъемлемый элемент автомобильной дороги.
Указанное подтверждается техническим паспортом на сооружение дорожного хозяйства от 13.06.2017, дислокацией дорожных знаков и разметки (проект 135-12-ОДД).
При этом, утверждение Контрольно-счетной палаты Омской области о том, что разворотная площадки транспорта на ул. Березовая является самостоятельным объектом, отличным от автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Ключевского сельского поселения на основании свидетельств о государственной регистрации права серии 55-AA №190520 и №190522 от 04.04.2011, не подтверждено не одним первичным документом.
Следовательно, ремонт разворотной площадки по ул.Березовая обоснованно включен в предмет муниципального контракта №Ф.2016.303655, заключенного 21.09.2016 по итогам электронного аукциона с обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-торговой компанией «СтройИнвест» (Подрядчик) на ремонт автомобильных дорог в пос. Ключи (от улицы Березовая до трассы на пос. Береговой), и оплачен, в том числе, за счет средств, полученных из областного бюджета в качестве субсидии, предоставленной на основании Постановления Правительства Омской области от 03.02.2016 №15-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2016 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» для целей ремонта автомобильных дорог сельских поселений.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе заинтересованного лица судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Контрольно-счетной палата Омской области была освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2017 по делу № А46-13658/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А. Шиндлер
Судьи
А.Н. Лотов
О.А. Сидоренко