Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-13741/2015
Резолютивная часть постановления объявлена января 2017 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме января 2017 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Сириной В.В.,
ФИО1,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НИКО» на решение от 27.06.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) и постановление от 05.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-13741/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НИКО» (644027, <...> РККА, д. 298, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), департаменту имущественных отношений администрации города Омска(644043, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (107078, <...>, копр. 1, ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала по Омской области, департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, <...>, копр. 1, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий, обязании совершить действия.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «НИКО» - ФИО2 по доверенности от 30.11.2016.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «НИКО» (далее – заявитель, общество, ООО «НИКО») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит:
1. Признать незаконным распоряжение департамента имущественных отношений администрации города Омска от 18.11.2010 № 8710-р в части присвоения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:1050 - «для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», как не соответствующее подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по неосуществлению государственного земельного надзора путем проведения административного обследования земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:1050 и анализа распоряжения департамента имущественных отношений администрации города Омска от 18.11.2010 № 8710-р в части присвоении вида разрешенного использования земельному участку «для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» и принятию мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.
3. Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «НИКО», исключив из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:1050 - «для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
4. Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска:
1) принять решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой земельному участку с кадастровым номером 55:36:120302:1050 установить вид разрешенного использования «склады», соответствующий номеру 6.9. в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
2) обеспечить подготовку документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой земельному участку с кадастровым номером 55:36:120302:1050 установить вид разрешенного использования «склады», соответствующий номеру 6.9. в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
3) обеспечить подготовку проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой земельному участку с кадастровым номером 55:36:120302:1050 установить вид разрешенного использования «склады», соответствующий номеру 6.9. в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска, департамент имущественных отношений администрации города Омска, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области).
Решением от 27.06.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 05.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «НИКО» просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационных требований заявитель указал на непредоставление заинтересованным лицом доказательств использования земельного участка в целях торговли на момент издания оспариваемого распоряжения департамента имущественных отношений администрации города Омска от 18.11.2010 № 8710-р.
Также общество указывает на преюдициальное значение решения от 11.06.2009 Арбитражного суда Омской областипо делу №А46-3062/2009, которым присвоение вида разрешенного использования «для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания» в отношении спорного земельного участка признано незаконным.
По мнению заявителя, вид разрешенного использования земельного участка следует определять исходя из функционального назначения расположенного на нем объекта недвижимости с учетом данных кадастрового паспорта и содержания договора купли-продажи склада от 19.12.2015.
От филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области и департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых они просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя, ссылаясь на доводы кассационной жалобы, поддержал заявленные требования
Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «НИКО» является собственником склада – двухэтажного здания, общей площадью 4988,90 кв.м, литера Л, расположенного по адресу: <...> РККА, д. 298, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ № 196584, выданным 19.12.2005 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120302:1050 (площадью 3460 кв.м., расположен по адресу: Омская область, г. Омск, ФИО3, ул. 20 лет РККА, д. 298).
Указанный земельный участок образован в связи с образованием земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером 55:36:120302:109. Границы образованного земельного участка установлены на основании межевого плана от 15.07.2009, изготовленного ОАО «ОмскТИСИЗ» по заказу ООО «НИКО».
Дата постановки на государственный кадастровый учет - 18.11.2009.
Распоряжением департамента имущественных отношений администрации города Омска от 18.11.2010 № 8710-р во исполнение решения рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с государственной кадастровой оценкой земель на территории Омской области, принятого на заседании 08.09.2010, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 395-п, в целях приведения характеристик земельных участков в соответствие с Типовым перечнем видов разрешенного использования, установленных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», и обеспечения принципа платности использования земли установлен вид использования - для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - в отношении земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:1050 (пункт 81 Приложения).
Вышеуказанный вид разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:1050 внесен в государственный кадастр недвижимости 16.12.2010.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 16.12.2010 был утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:1050.
Полагая, что решение о присвоении вида разрешенного использования спорному земельному участку - «для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» принято органом местного самоуправления без учета сведений об имеющихся капитальных строениях на данном участке, что нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «НИКО» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что присвоение земельному участку с кадастровым номером 55:36:120302:1050 вида разрешенного использования «для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» в полной мере соответствует Решению Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», а также проекту планировки территории, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утвержденному Постановлением администрации города Омска от 09.06.2011 № 578-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области». Кроме того, суды пришли к выводу, что фактическое использование объекта недвижимости (склада), расположенного на спорном земельном участке и принадлежащего заявителю, совпадает с видом разрешенного использования, присвоенным оспариваемым распоряжением.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 85 ЗК РФ зонирование территорий устанавливается градостроительным регламентом.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений, устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (абзац 3 части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (подпункт 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), части 2 статьи 30, статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка установлен на основании градостроительного регламента, который содержится в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201«Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее – Правила).
Статьей 45 Правил предусмотрено, что общественно-деловые зоны (ОД) выделены для обеспечения правовых условий использования и строительства новых объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В общественно-деловых зонах могут размещаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице № 1 (статья 42 Правил) и статье 43 настоящих Правил.
Вместе с тем граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
На основании статей 9, 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В качестве доказательства заявленных требований и в качестве доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на кадастровый паспорт нежилого помещения и договор купли-продажи склада от 19.12.2005.
Однако, как установлено судебными инстанциями, достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что присвоение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:1050 «для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» не соответствует фактическому использованию объекта недвижимости (склада), обществом не представлено.
Поскольку действующее законодательство не содержит запретов на организацию оптовой и розничной торговли с территории склада, учитывая возражения заинтересованного лица, настаивающего на том, что фактически объект недвижимости заявителя, расположенный в составе оптовой базы «Третий разъезд», используется для реализации алкогольной и другой продукции, на обществе лежала обязанность по доказыванию заявленных требований не только исходя из наименования здания, указанного в правоустанавливающей и технической документации, но и путем фиксации его фактического использования с участием заинтересованных и (или) незаинтересованных лиц.
Однако в материалах делах не имеется безусловных доказательств, свидетельствующих об использовании здания склада и, как следствие, земельного участка под ним, исключительно для хранения товарно-материальных ценностей.
Довод заявителя о преюдициальном значении решения от 11.06.2009 Арбитражного суда Омской области по делу №А46-3062/2009 обоснованно отклонен судами, поскольку указанные судебное разбирательство предшествовало изданию оспариваемого распоряжения, а выводы суда по названному делу сделаны без учета принятой позднее градостроительной документации, то есть основаны на иных фактических обстоятельствах.
При таких обстоятельствах, исходя из принципов равноправия сторон и состязательности арбитражного процесса (статьи 8, 9 АПК РФ), а также положений статьи 65 АПК РФ об обязанности доказывания, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, при разрешении спора суды пришли к правильному доводу о недоказанности позиции заявителя об отсутствии оснований для признания распоряжения департамента имущественных отношений администрации города Омска от 18.11.2010 № 8710-р в части присвоения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:120302:1050 - «для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Доводы подателя кассационной жалобы, по которым выражено несогласие с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.06.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 05.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-13741/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.А. Зиновьева
Судьи В.В. Сирина
В.В. Тихомиров