ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
21 февраля 2024 года
Дело № А46-14070/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14766/2023) Главного управления контрактной системы Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2023 по делу № А46-14070/2023 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Главного управления контрактной системы Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 644099, <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 644010, <...> а), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 644112, <...>), общества с ограниченной ответственностью «Монтажпроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 125481, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Северное Тушино, улица Свободы, дом 89, корпус 5, этаж/помещение 1/12, офис 1), о признании недействительным решения от 27.07.2023 № 055/06/106-840/2023 в части признания в действиях нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления контрактной системы Омской области – ФИО1 по доверенности от 10.03.2023 № 145 сроком действия 1 год;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области – ФИО2 по доверенности от 01.02.2024 № 17-03/ЕК сроком действия до 31.12.2024;
установил:
Главное управление контрактной системы Омской области (далее – заявитель, ГУКС Омской области, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – заинтересованное лицо, Омское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 27.07.2023 № 055/06/106-840/2023 в части признания в действиях нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» (далее – БУЗОО «КРД № 6»), общество с ограниченной ответственностью «Монтажпроект» (далее – ООО «Монтажпроект»).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.11.2023 по делу № А46-14070/2023 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУКС Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ГУКС Омской области ссылается на то, что форма извещения об осуществлении закупки не предполагает заполнение исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие требованиям, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. ГУКС Омской области утверждает о том, что Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, о требованиях к их формам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60 (далее - Положение), не противоречит пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, является подзаконным правовым актом уточняющим порядок формирования извещения об осуществлении закупки.
Заявитель обращает внимание на то, что документы, прикрепленные к извещению об осуществлении закупки (0152200004723001233) считаются его неотъемлемой частью, в файле «требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» было указано на то, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, требуются в соответствии с пунктом 4 требований к участникам, установленных извещением об осуществлении закупки, выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» или копия акта лицензирующего органа о принятом решении. Настаивает на том, что извещение об осуществлении закупки содержало исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Антимонопольный орган не представил отзыв на жалобу.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУКС Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя ГУКС Омской области и Управления, установил следующие обстоятельства.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) 04.07.2023 уполномоченным органом размещено извещение об осуществлении закупки № 0152200004723001233 с начальной (максимальной) ценой контракта 15 368 250 руб. 00 коп. (л. д. 56-60).
Изменения извещения о проведении электронного аукциона и разъяснения положений извещения об осуществлении закупки размещены 07.07.2023, 10.07.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 20.07.2023 подано три ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 164 (14 753 520 руб.), при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 4 процента.
Из протокола подведения итогов определения поставщика от 21.07.2023 следует, что заявка с идентификационным номером 164 отклонена, победителем признан участник закупки, подавший заявку с идентификационным номером 130 с ценой контракта 14 830 361 руб. 25 коп., соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В Омское УФАС России 21.07.2023 поступила жалоба ООО «Монтажпроект» (вх. № 6697-ЭП/23) на положения извещения об осуществлении закупки ввиду нарушения требований Закона № 44-ФЗ.
По результатам рассмотрения указанной жалобы заинтересованным лицом 27.07.2023 принято решение от 27.07.2023 № 055/06/106-840/2023, которым жалоба ООО «Монтажпроект» на действия ГУКС Омской области, БУЗОО «КРД № 6» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУЗОО «КРД № 6», расположенного по адресу: 644112, <...> (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) (реестровый номер 23.33.1254) (извещение № 0152200004723001233) признана необоснованной, однако в действиях заявителя установлено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ (л. д. 48-54).
Не соглашаясь с решением Омского УФАС России от 27.07.2023 № 055/06/106- 840/2023 в части признания в действиях заявителя нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, ГУКС Омской области обратилось в суд с заявлением.
24.11.2023 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжалуется заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируется Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (при наличии такого требования).
Требования к заявкам, которые предусмотрены статьей 43 Закона № 44-ФЗ, устанавливаются на основании требований к участникам закупки, которые должны быть в полной мере раскрыты в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, в извещении должны быть раскрыты все предусмотренные законом требования к участникам закупки, в том числе, дополнительные требования, установленные Правительством Российской Федерации, а также указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
При этом, указанная информация должна быть раскрыта именно в извещение об осуществлении закупки, которое формируется с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещается в единой информационной системе.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571).
Подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Как следует из материалов настоящего дела, в соответствии с извещением об осуществлении закупки объектом закупки являлось выполнение работ по капитальному ремонту здания БУЗОО «КРД № 6», расположенного по адресу: 644112, <...> (Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).
Раздел «Финансовое обеспечение закупки» извещения об осуществлении закупку содержит код вида расходов 243 «Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
В пункте 4 извещения о проведении электронного аукциона «Требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения об осуществлении закупки указано: «Установлено в соответствии с требованиями пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием следующих видов работ и услуг: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; - монтаж, техническое обслуживание и ремонта автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».
Вместе с тем, в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона, формируемое с использованием единой информационной системы, содержало ссылку на необходимость наличии лицензии на производство работ, но не содержало исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленному требованию.
То есть, в извещении о проведении электронного аукциона, формируемое с использованием единой информационной системы, не было указано на необходимость подтверждать соответствие участника требованиям статьи 31 Закона № 44-ФЗ путем представления выписки из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Оспаривая в апелляционной жалобе обстоятельства допущенного нарушения, ГУКС Омской области ссылается на то, что документы, прикрепленные к извещению об осуществлении закупки (0152200004723001233) считаются его неотъемлемой частью, в файле «требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» было указано на то, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, требуются в соответствии с пунктом 4 требований к участникам, установленных извещением об осуществлении закупки, выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» или копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Отклоняя доводы уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию Управления и суда первой инстанции относительно того, что существо установленного нарушения касается установления требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки единому требованию, содержание которого должно быть раскрыто именно в извещении об осуществлении закупки, сформированном путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
При этом подпункт «а» пункта 4 Положения предусматривает, что документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом, если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
Таким образом, утверждение подателя жалобы о том, что форма извещения об осуществлении закупки не предполагает заполнение исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие требованиям, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является ошибочным. Размещенное ГУКС Омской области извещение о проведении электронного аукциона должно было отражать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленному требованию.
Ссылки заявителя на то, что Положение не противоречит пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, является подзаконным правовым актом уточняющим порядок формирования извещения об осуществлении закупки, судом апелляционной инстанции не принимаются, так как требование о содержание исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки прямо предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Следовательно, должно было быть отражено в извещении о проведении электронного аукциона.
Доказательств невозможности включения в извещение об осуществлении закупки, сформированное с использованием ЕИС, предусмотренного пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ (в силу превышения допустимого объеме информации) требования в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, решение Омского УФАС России от 27.07.2023 № 055/06/106-840/2023 в части признания в действиях ГУКС Омской области нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ является обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований заявителя, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как заявитель освобожден от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Главного управления контрактной системы Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2023 по делу № А46-14070/2023 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председательствующий
Н.А. Шиндлер
Судьи
Н.Е. Котляров
А.Н. Лотов