ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-15348/14 от 13.08.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А46-15348/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Буровой А.А.

судей                                                    Кокшарова А.А.

                                                              ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение от 21.01.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Погосткина Е.А.) и постановление от 23.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Смольникова М.В., Зорина О.В., Шарова Н.А.) по делу
№ А46-15348/2014 по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043, Омская область, г. Омск,
ул. Красный Путь, 3; ОГРН <***>,  ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 969 000 руб.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовал представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - ФИО3 по доверенности
от 08.06.2015 № ИСХ-15/МНЦХ-2956.

Суд установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
(далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – Предприниматель, Генрих А.А., ответчик) 969 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта.

Решением от 21.01.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 23.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, Министерству отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Министерство считает, что Предприниматель нарушил условия предоставления гранта, представив план расходов бизнес-плана, не соответствующий требованиям Порядка предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм
в 2012-2014 годах, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 20.06.2012 № 127-п (далее – Порядок).

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, 18.04.2013 Предприниматель подал в конкурсную комиссию Министерства конкурсную заявку и приложенные к ней документы на получение гранта. На основании протокола заседания конкурсной комиссии Министерства от 29.05.2013 Генрих А.А. включен в Перечень глав КФХ, которым предоставляется грант, утвержденный распоряжением Министерства от 06.06.2013 №р-13-МСХ-102.

18.06.2013 денежные средства в сумме 2 906 976,75 руб. перечислены на счет Генриха А.А. (платежное поручение № 7791 на перечисление средств областного бюджета в сумме 1 250 000 руб. и заявка на кассовый расход
№ 7855 на перечисление средств федерального бюджета
в сумме 1 656 976,75 руб.).

Проверкой, проведенной Контрольно-счетной палатой Омской области с 10 марта по 11 апреля 2014 года, установлено, что Генрих А.А. получил грант из областного бюджета с нарушением подпункта 9 пункта 7 и пункта 13 Порядка, а именно, в плане расходов Предпринимателя указана сумма общих затрат в размере 3 230 000 руб., в том числе за счет гранта в размере              2 907 000 руб. и за счет собственных средств в размере 323 000 руб., что составляет 90 и 10 процентов соответственно.

Таким образом, размер полученного Предпринимателем гранта по сравнению с суммой его общих затрат составляет 90%, тогда как пунктом 13 Порядка размер гранта не может превышать 60% затрат, указанных в плане расходов.

В соответствии с пунктом 23 Порядка Министерство уведомило Предпринимателя о необходимости возврата в областной бюджет неправомерно полученных из областного бюджета в качестве гранта денежных средств в сумме 969 000 руб. (разница между размером гранта, рассчитанным на основании плана расходов и подлежащим предоставлению Генриху А.А., и фактически полученным размером гранта).

Требования Министерства о возврате гранта до настоящего момента Предпринимателем не выполнены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Порядком, и исходили из недоказанности нарушения Предпринимателем условий предоставления гранта.

Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов обеих инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами по делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Омской области от 20.06.2012 № 127-п утвержден Порядок предоставления в 2012-2014 годах грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм.

Целью предоставления грантов является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Омской области семейных животноводческих ферм, включая: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных (пункт 2 Порядка).

В соответствии с пунктами 3, 5, 9 Порядка  критерием отбора получателей грантов является признание главы КФХ победителем конкурса для предоставления грантов в соответствии с названным Порядком; конкурс проводится в два этапа; первый этап конкурса предусматривает подачу главами КФХ в конкурсную комиссию в срок до 20 апреля текущего года конкурсных заявок, включающих документы, предусмотренные пунктом 6 названного Порядка, их рассмотрение конкурсной комиссией в течение 15 рабочих дней со дня поступления на предмет соответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 7 названного Порядка, соблюдения срока подачи конкурсной заявки и представления полного пакета документов; второй этап конкурса проводится в срок до 31 мая текущего года и предусматривает оценку конкурсной комиссией бизнес-планов, а также очное собеседование с главой КФХ с использованием балльной системы оценок.

Результат конкурса оформляется протоколом, к которому прикладывается перечень участников конкурса, указанный в абзаце третьем пункта 12 Порядка, с перечислением победителей конкурса и размеров предоставляемых грантов; на основании протокола заседания конкурсной комиссии Министерство в течение 15 календарных дней принимает решение о предоставлении гранта (пункты 15, 18 Порядка).

Условия предоставления грантов указаны в пункте 16 Порядка.

Судами установлено, что на основании протокола заседания конкурсной комиссии Министерства от 29.05.2013  ИП Генрих А.А. признан победителем  конкурса для предоставления гранта и включен в Перечень глав КФХ, которым предоставляется грант.

Порядок возврата гранта в случае нарушения условий, установленных при его предоставлении, оговорен в разделе 4 Порядка.

Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 23 Порядка истец имеет право требовать возврата гранта только в том случае, если условия, установленные при его предоставлении, были нарушены именно ответчиком, и учитывая, что доказательства того, что Предпринимателем при обращении в конкурсную комиссию были представлены недостоверные сведения, в материалах дела отсутствуют; претензии истца к целевому использованию гранта не заявлялись, пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Министерства, поскольку истцом не доказано наличие оснований для возврата гранта, предусмотренные указанным пунктом  Порядка.

В целом доводы кассационной жалобы Министерства направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что к полномочиям суда кассационной инстанции по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 21.01.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 23.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-15348/2014 оставить без изменения, кассационную  жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     А.А. Бурова

Судьи                                                                  А.А. Кокшаров

                                                                            Е.В. Поликарпов