ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
07 апреля 2021 года
Дело № А46-15407/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2474/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2021 по делу № А46-15407/2020 (судья Третинник М.А), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 644007, <...>) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – представитель ФИО2 (по доверенности № 16 от 11.01.2021 сроком действия по 31.12.2021);
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Россреестра по Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, Росреестр) об отказе государственного кадастрового учета от 12.05.2020 № КУВД-001/2020-308514/6; об обязании регистрирующий орган внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:080101:10220 площадью 54,9 кв. м, расположенного по адресу: <...>, помещение 5П, по заявлению ИП ФИО1 № MFC-0136|2020|-6150-1 от 16.01.2020.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.01.2021 требования ИП ФИО1 удовлетворены., решение от 12.05.2020 № КУВД-001/2020-308514/6 Управления об отказе государственного кадастрового учета признано незаконным. Суд обязал Управление внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:080101:10220 площадью 54,9 кв. м, расположенного по адресу: <...>, помещение 5П, по заявлению предпринимателя.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что выполненные работы согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) являются реконструкцией объектов капитального строительства. Податель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 1.7.2 Постановления Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат) ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нём оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Управление указывает, что из представленного Проекта вышеуказанного помещения, в результате выполнения работ по перепланировке закладывается дверной проем- выход из помещения в подъезд жилого дома. Вход в помещение предполагается с улицы через бывшее окно, организуемый путем демонтажа стены под оконным проемом до уровня пола помещения, а также возводится крыльцо. Возводимое заявителем крыльцо к принадлежащему ему помещению занимает часть земельного участка под многоквартирным домом. Таким образом, осуществляемые заявителем действия влекут фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка, на котором расположен этот дом и также вследствие устройства дверного проема – в результате которого происходит уменьшение ограждающих конструкций многоквартирного дома.
Податель апелляционной жалобы также указывает, что в представленных для осуществления государственного кадастрового учета документ, подтверждающий 100% согласие собственников на перевод жилого помещения в нежилое, отсуствует. Кроме того, в протоколе общего собрания отсутствует информация о разрешении нарушения целостности несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома.
Апеллянт полагает, что в рассматриваемом случае нарушены права и законные интересы третьих лиц и присутствует угроза их жизни и здоровью.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.
В заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение: квартира №5, общей площадью 54,9 кв.м., по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о регистрации права №55-55/001-55/205/002/2016-3060/3 от 15.04.2016.
ИП ФИО1 осуществлены действия по переводу данного жилого помещения в нежилое: заложен существующий дверной проем, осуществлен демонтаж подоконного пояса с сохранением простеночных зон, по ширине и высоте отметки оконного проема произведено устройство отдельного входа с одномаршевой лестницей, оборудованной пандусом для МГН, благоустройство прилегающей территории. Общая площадь помещений остается неизменной.
Указанные работы отражены в Проекте перепланировки и переустройства, оформленном ООО «Группа компаний «Градпром» в 2016 году.
07.08.2017 Администрацией Центрального административного округа города Омска издано распоряжение №925 «О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, корпус №19, квартира №5 в нежилое». 23.10.2017 в соответствии с Актом №429 приемочной комиссией по приемке работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений принято решение о принятии нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, корпус №19, квартира №5, в эксплуатацию.
16.01.2020 в Управление Росреестра по Омской области поступило заявление ИП ФИО1 Т.Т, о государственном учете изменений помещения с кадастровым номером 55:36:0800101:10220 в части изменений о назначении помещения.
12.05.2020 ИП ФИО1 было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, по форме и (или) содержанию документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета не соответствуют требованиям законодательства РФ, представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП ФИО1 в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением от 27.01.2021 Арбитражным судом Омской области требования предпринимателя удовлетворены, что послужило основанием для обращения Управления с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ № 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно положениям статьи 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является не представление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 10 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ представление (поступление) информации от органа местного самоуправления об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам, является основанием для приостановления государственной регистрации. Доказательств приостановления государственной регистрации не представлено.
Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона №218-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с оспариваемым решением, Управление Росреестра по Омской области указало на то, что по проекту в результате выполнения работ по перепланировке закладывается дверной проем – выход из помещения в подъезд жилого дома. Вход в помещение предполагается с улицы через бывшее окно, организуемый путем демонтажа стены под оконным проемом до уровня пола помещения, а также возводится крыльцо. Возводимое заявителем крыльцо к принадлежащему ему помещению занимает часть земельного участка под многоквартирным домом. Осуществленные действия влекут фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно: земельного участка, на котором расположен этот дом и также вследствие устройства дверного проема – в результате которого производит уменьшение ограждающих конструкций многоквартирного дома. Данные действия следует расценивать как реконструкцию многоквартирного дома. Поскольку при осуществлении работ по переводу жилого дома в нежилое усматриваются признаки реконструкции многоквартирного дома, на такие работы требуется 100% согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями Ведомственных строительных норм «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования СН 61-89 (р)», утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 № 250, реконструкция жилого дома – комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований.
Реконструкция жилого дома может включать:
- изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания;
- повышение уровня инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных);
- замену изношенных и морально устаревших конструкций и инженерного оборудования на современные, более надежные и эффективные, улучшающие эксплуатационные показатели жилого дома;
- улучшение архитектурной выразительности здания, а также благоустройство прилегающей территории.
В силу пункта 1.7.1 Постановления Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно пункту 1.7.2 поименованных правил, переоборудование и перепланировка жилых домов, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, не допускаются. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с пунктом 4.2.4.9 поименованных правил не допускается: в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы (то есть проводить демонтаж части стены под подоконником по высоте вниз до плиты перекрытия).
Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определены в приказе Министерства регионального развития России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Пунктом 2 обозначенного приказа определено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит только такие виды работ, для производства которых требуется получение разрешения на строительство.
В соответствии с Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, такие работы, как разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей (подпункт 2.1 пункта 2 раздела III), являются работами, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом. На территории Омской области такими полномочиями обладает Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию после реконструкции на территории Омской области осуществляется Департаментом строительства Администрации г. Омска.
Судебная коллегия отмечает, что Постановлением Правительства Омской области от 31.05.2017 № 150-п «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Омской области» установлено, что что помимо случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 ГрК РФ, получение разрешения на строительство не требуется в случаях: устройства и изменения входных групп площадью застройки не более 50 кв.м (с созданием лестниц, крылец, тамбуров, с устройством козырьков и навесов) на первых, подвальных и цокольных этажах зданий в существующих дверных, оконных проемах (с демонтажем подоконной части конструкции, не несущих ограждающих Конструкций балкона или лоджии) с сохранением высотной отметки не ниже уровня существующей отметки пола помещений, а также ширины данных проемов (при наличии проектной документации, подготовленной индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования) (подпункт 9 пункта 1 вышеобозначенного постновления).
В соответствии пунктами 1, 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанным вопросам, поставленным на голосование, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколами. Общее собрание собственников правомочно (имеется кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в доме или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 представлено решение собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование о представлении ФИО1 в части имущества собственников помещений в многоквартирном доме в виде земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому по ул. Завертяева, д. 9, корп. 19, для организации входа в аптеку при переводе жилого помещения в нежилое согласно проекта перепланировки и переустройства.
Вместе с тем, как установлено частью 2 статьи 40 ЖК РФ, при осуществлении работ по переводу жилого помещения в нежилое усматриваются признаки реконструкции многоквартирного дома, на такие работы требуется 100% согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В представленных для осуществления государственного кадастрового учета документ, подтверждающий 100 % согласие собственников, отсутствует. Также в протоколе общего собрания отсутствует информация о разрешении нарушения целостности несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома.
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома требуется на осуществление любой реконструкции, фактически влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома.
По сведениям Департамента строительства Администрации города Омска (информационное письмо от 03.02.2020) жилой дом, расположенный по адресу: <...>, представляет собой модификацию крупнопанельной серии 90 с наружными и внутренними несущими стеновыми панелями на гибких связях.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» - не допускается: - в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы (то есть проводить демонтаж части стены под подоконником по высоте вниз до плиты перекрытия) – использование балконов, эркеров и лоджий не по назначению, размещение на них громоздких и тяжелых вещей, их захламление и загрязнение.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в материалах дела имеются достаточные доказательства того, что совершенные действия повлекли уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома (разрушение части наружной стены для устройства двери), что в настоящем случае следует расценивать как нарушение прав и законных интересов третьих лиц, угрозу их жизни и здоровью, поскольку в протоколе общего собрания отсутствует информация о разрешении нарушения целостности несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемой ситуации в спорном помещении по проекту в результате выполнения работ по перепланировке закладывается дверной проем – выход из помещения в подъезд жилого дома. Вход в помещение предполагается с улицы через бывшее окно, организуемый путем демонтажа стены под оконным проемом до уровня пола помещения, а также возводится крыльцо. Возводимое заявителем крыльцо к принадлежащему ему помещению занимает часть земельного участка под многоквартирным домом. Осуществленные действия влекут фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно: земельного участка, на котором расположен этот дом и также вследствие устройства дверного проема – в результате которого производит уменьшение ограждающих конструкций многоквартирного дома.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанные мероприятия могут повлечь внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путем частичного разрушения внешней стены дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией.
Учитывая, что в ходе проведения указанных работ происходит изменение параметров многоквартирного дома, в частности, изменяется площадь, суд апелляционной инстанции полагает, что данные работы следует расценивать именно как реконструкцию, следовательно, на такие работы требуется 100% согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе: отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт. Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции предусмотрены статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку спор между сторонами разрешен неправильно, то в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2021 по делу № А46-15407/2020 подлежит отмене, а апелляционная жалоба Росреестра – удовлетворению. В случае отмены решения арбитражного суда первой инстанции апелляционным судом принимается новый судебный акт (часть 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2021 по делу № А46-15407/2020 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 644007, <...>) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю. Рыжиков
Судьи
Н.Е. Иванова
Н.А. Шиндлер