ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-15871/20 от 03.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 февраля 2021 года

Дело № А46-15871/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14519/2020) Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2020 по делу № А46-15871/2020 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хэллоу Скул» (основной государственный регистрационный номер 1145543001834, идентификационный номер налогоплательщика 5506229073, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 89, квартира 7) к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска (основной государственный регистрационный номер 1045507036816, идентификационный номер налогоплательщика 5504097777, адрес: 644001, Омская область, город Омск, улица Красных Зорь, дом 54, корпус 5) о признании незаконными отказов № 608612 от 27.05.2020, № 1521286 от 30.06.2020, № 99830 от 29.07.2020,

при участии в судебном заседании представителей:

от Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска – представитель Асланян Л.Н. (по доверенности № 03-01-20/00816 от 19.01.2021 сроком действия по 31.01.2022), представитель Шабанина Ю.А. (по доверенности № 03-01-20/00341 от 13.01.2021 сроком действия по 31.01.2022);

от общества с ограниченной ответственностью «Хэллоу Скул» – представитель Пауль Е.Н. (по доверенности от 04.09.2020 сроком действия 1 год), директор Девяткин П.А. (на основании выписки из ЕГРЮЛ);

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Хэллоу Скул» (далее ? ООО «Хэллоу Скул», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее ? ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска, инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене отказов № 608612 от 27.05.2020, № 1521286 от 30.06.2020, № 99830 от 29.07.2020. Впоследствии требования заявителем уточнены путём исключения из формулировки слов «и отмене».

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.11.2020 по делу № А46-15871/2020 требования общества удовлетворены. Отказы Инспекции № 608612 от 27.05.2020, № 1521286 от 30.06.2020, № 99830 от 29.07.2020 признаны незаконными как несоответствующие Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Постановление № 434, Перечень).

Суд обязал Инспекцию в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявления общества с ограниченной ответственностью «Хэллоу Скул» о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» и принять по ним решения, соответствующие Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Не соглашаясь с принятым по делу решением, ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что одним из основных условий, содержащихся в подпункте «б» пункта 3 Правил № 576 (который не был принят во внимание судом), является включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ). Податель жалобы отмечает, что законодатель в Постановлении № 434 привел конкретный перечень ОКВЭД, которым полагается субсидия, а также Постановлением № 576 закрепил четкое положение о необходимости соответствия критериям по состоянию на 01.03.2020, а Постановлением № 976 о необходимости соответствия критериям по состоянию на 10.06.2020.

В представленных до начала судебного заседания дополнениях к апелляционной жалобе, Инспекция отмечает, что для определения получателя субсидии используется исключительно тот основной код ОКВЭД, который внесен в установленном порядке в ЕГРИП и в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020. Кроме того, на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) содержится ссылка на раздел сайта Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru) «Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России» содержащий переходные ключи между ОКВЭД КДЕС Ред. 1 и ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2. Таким образом, информация о предстоящем приведении в соответствии ОКВЭД являлась общедоступной, в связи с чем риск, а также последующие негативные последствия в связи с несоответствием кодов по ОКВЭД2 фактически осуществляемым видам деятельности, а также основному виду деятельности несет непосредственно субъект предпринимательской деятельности - ООО «Хэллоу Скул». Юридическое лицо должно самостоятельно проверить соответствуют ли коды по ОКВЭД после перекодировки осуществляемым им видам деятельности.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители общества с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что в целях реализации права на получение субсидии ООО «Хэллоу Скул» обратилось в ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска с заявлениями о предоставлении соответствующей меры поддержки № 1 от 26.05.2020 (за апрель 2020 года), № 2 от 29.06.2020 (за май 2020 года), № 1 от 29.07.2020 (за июнь 2020 года).

В предоставлении таковой отказано по причине того, что отрасль, осуществляемая лицом, претендующим на получение субсидии, не поименована в Перечне (сообщение об отказе № 608612 от 27.05.2020, сообщение об отказе № 1521286 от 30.06.2020, сообщение об отказе № 99830 от 29.07.2020).

Не согласившись принятыми ИФНС России № 2 по Центральному административному округу г. Омска решениями, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.

Судом первой инстанции требования общества удовлетворены, что явилось поводом для обращения Инспекции в апелляционный суд с настоящей жалобой.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 Арбитражный процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.

Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).

На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее – Правила).

Настоящими Правила устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, а именно:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2:

б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

г) получатель субсидии – организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей, при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением № 434.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 (аналогично 10.06.2020) основным видом деятельности ООО «Хэллоу Скул» являлся вид деятельности, соответствующий коду по ОКВЭД ? 85.42.9 (деятельность по дополнительному профессиональному образованию, не включённая в другие группировки), не предполагающий предоставление субсидии, поскольку сведения о таком не включены в Перечень.

Как установлено судом первой инстанции, ООО «Хэллоу Скул» зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет деятельность с 20.01.2014.

В пункте 2.2 Устава поименованы основные виды деятельности общества: ? образование для взрослых и прочие виды образования, не включённые в другие группировки;

? дополнительное образование детей;

? обучение на подготовительных курсах для поступления в учебные заведения высшего профессионального образования.

На основании сведений учредительных документов основным видом экономической деятельности при регистрации общества определено «образование для взрослых и прочие виды образования, не включённые в другие группировки», что соответствовало действующему на момент внесения сведений коду экономической деятельности 80.42.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт того, что изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, касающиеся основного вида деятельности, по инициативе заявителя не вносилось.

Как следует из представленного в материалы дела ответа Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области от 26.06.2020 №05-27/25675 (л.д. 21), в результате проверки соответствия записей, содержащихся в ЕГРЮЛ, документам, имеющимся в регистрационном деле юридического лица ООО «Хэллоу Скул», в части сведений, касающихся видов экономической деятельности, установлено, что при государственной регистрации юридического лица ООО «ХЭЛЛОУ СКУЛ» при создании, в представленном 13.01.2014 в регистрирующий орган заявлении по форме № Р11001 указан в качестве основного вида экономической деятельности «Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки» - код по ОКВЭД 80.42.

С 11.07.2016 для целей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности OK 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее - ОКВЭД2).

Коды, внесенные в ЕГРЮЛ до 11.07.2016 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) (далее -ОКВЭД2001), приведены в соответствие с ОКВЭД2 автоматически без участия регистрирующего органа, а также без уведомления налогоплательщика с учетом переходных ключей между ОКВЭД2001 и ОКВЭД2, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации. Указанные переходные ключи размещены на сайте Минэкономразвития России по адресу: http.77economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.

В результате код основного вида деятельности 80.42 – «Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки» изменен на код 85.42.9 - «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки».

Таким образом, по состоянию на 01.03.2020 основным видом экономической деятельности ООО «ХЭЛЛОУ СКУЛ», согласно сведениям ЕГРЮЛ, является «Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки» - код по ОКВЭД 80.42, который не включен в Перечень.

Сведения о виде деятельности 85.41.9 - «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки» согласно переходным ключам соответствует коду 80.30.4 - «Обучение на подготовительных курсах для поступления в учебные заведения высшего профессионального образования» справочника ОКВЭД2001. Указанный код по ОКВЭД 80.30.4 в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 указан заявителем как дополнительный.

Из приведённого усматривается, что изменение кода на 85.42.9 (деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включённая в другие группировки) явилось следствием не волеизъявления заявителя, а некорректной работы программного обеспечения, предоставленного для синхронизации ранее и вновь установленных кодов, что не может, по убеждению суда, повлечь возложение на общество негативных последствий в виде непризнания за ним права претендовать на получение субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в рассматриваемом случае именно осуществление конкретного вида деятельности лица, претендующего на государственную поддержку, по смыслу применяемых нормативных правовых актов, является одним из основополагающих условий, при соблюдении которого должна быть предоставлена государственная поддержка.

Ссылка апеллянта на то, что юридическое лицо должно самостоятельно проверить, соответствуют ли коды по ОКВЭД после перекодировки осуществляемым им видам деятельности отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не относится к существу оспариваемых нормативных актов.

Апелляционная коллегия отмечает, что вопреки доводам подателя жалобы, в рассматриваемом случае фактически произведена смена основного вида деятельности юридического лица без его письменного или устного согласия, что существенно влияет на права и обязанности общества, фактически лишая его возможности воспользоваться предусмотренными законодателем мерами по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Учитывая изложенное, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о не соответствии оспариваемого решения налогового органа действующему законодательству и удовлетворил заявленные обществом требования.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2020 по делу № А46-15871/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

А.Н. Лотов