Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-16402/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуиндивидуального предпринимателя ФИО2 на решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е.) и постановление
от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу № А46-16402/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>,
ИНН <***>) к администрации города Омска (644099, Омская обл., г. Омск,
ул. Гагарина, д. 34, ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации Октябрьского административного округа города Омска (644021, Омская обл., г. Омск,
ул. Лизы ФИО3, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании признать недействительным в таблице № 3 строки 27 постановления администрации города Омска от 22.04.2019 № 320-п «О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п», которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в части исключения из схемы нестационарного торгового объекта в районе дома № 26 A по проспекту Космическому, об обязании вернуть в схему нестационарный торговый объект в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: 3160 <...>, Октябрьский административный округ), об обязании применить к договору на размещение нестационарных торговых объектов
№ ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 действие пункта 48.2 постановления администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска».
Суд установил:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее –
ИП ФИО2, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации города Омска (далее – администрация города) и администрации Октябрьского административного округа города Омска
(далее – администрация округа) об обязании администрации города признать недействительным в таблице № 3 строки 27 постановления от 22.04.2019 № 320-п
«О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 04.08.2014
№ 1041-п» (далее – Постановление № 320), которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее – схема размещения), в части исключения из схемы принадлежащего предпринимателю нестационарного торгового объекта (далее – НТО) в районе дома № 26A, расположенного по адресу: <...>; об обязании администрации города
и администрации округа вернуть в схему размещения НТО на территории города Омска НТО предпринимателя в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: <...>, Октябрьский административный округ; об обязании администрации округа применить к договору на размещение НТО № ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 действие пункта 48.2 постановления от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (далее – Постановление № 1812-п).
Решением от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП ФИО2, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции
и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы предприниматель указывает на то, что НТО предпринимателя не находится в границах отвода автомобильной дороги, а расположено на территории общего пользования; считает, что на земельном участке согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и соответствующих федеральных законов могут быть расположены НТО, а исключение спорного НТО
из схемы размещения НТО является незаконным.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение
и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП ФИО2 является владельцем НТО, расположенного относительно ориентира по адресу: пр-т Космический, д. 26А (25 м севернее).
Как указывает предприниматель, 20.12.2010 между департаментом имущественных отношений администрации г. Омска (арендодатель, ДИО администрации г. Омска)
и ИП ФИО2 (арендатор) заключен договор № Д-О-21-8932 аренды части земельного участка, согласно которому, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 3 (три) года часть земельного участка площадью 9.0 кв. м
с учетным кадастровым номером 14, из состава земельного участка, находящегося
в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов
в границах г. Омска с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: <...>
, участок предоставляется для размещения киоска.
В исковом заявлении предприниматель также указывала на то, что в письме ДИО администрации г. Омска от 28.01.2014 № ДИО/168-ОО сообщалось, что договор аренды № Д-О-21-8932 является действующим и считается возобновленным на неопределенный срок.
12.08.2015 в письме Исх.-ДИО/13633 предпринимателю сообщено, что
ДИО администрации г. Омска отказывается от договора аренды № Д-О-21-8932
и по истечении трехмесячного срока договор № Д-О-21-8932 будет прекращен, а также указано, что согласно Постановлению № 1812-п владельцы НТО, имеющие действующие договоры аренды земельных участков, имеют право на заключение с администрацией административного округа договоров на размещение НТО без проведения аукциона
по продаже права на заключение договора на размещение НТО.
17.02.2016 между администрацией округа (далее – уполномоченный орган)
и ИП ФИО2 (далее – владелец) заключен договор № ОАО-НТО-ГЗ-30-0082
на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее – договор).
Согласно пунктам 1.1 – 1.5 договора уполномоченный орган предоставляет,
а владелец принимает сроком на 5 лет место для размещения НТО, площадью 9 кв. м,
в соответствии с паспортом НТО. Тип торгового объекта: киоск. Местоположение НТО: установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: проспект Космический, дом 26А (25 м севернее) Вид торговой деятельности: розничная торговля. Специализация НТО: ремонт обуви.
Согласно пункту 1.7 договора предоставление места под НТО уполномоченным органом владельцу, а также возврат места владельцем уполномоченному органу осуществляется на основании акта приема-передачи места размещения НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 9.1 договора указанный договор вступает в силу
с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие
с 06.11.2015.
Пунктом 3.2.10 договора предусмотрено, что по истечении срока его действия,
а также в случае его досрочного расторжения владелец обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Письмом от 27.01.2021 № 1-15/126 администрация округа уведомила предпринимателя о том, что после окончания срока действия договора будет принято решение об исключении из схемы размещения НТО места, используемого по договору,
в связи с несоответствием НТО требованиям пункта 18 Постановления № 1812-п в части запрета на размещение НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта). В указанном письме предпринимателю сообщено о предоставлении предпринимателю преимущественного права в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления, реализовать которое возможно на аукционе в отношении компенсационного места, не обремененного правами третьего лица, включенного в схему размещения НТО.
В соответствии с протоколом заседания комиссии администрации округа
по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Комиссия) от 20.02.2019 Комиссией принято решение
об исключении из схемы размещения НТО места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: проспект Космический, д. 26А. Указанное решение направлено в департамент городской экономической политики администрации города.
Полагая, что исключение НТО произведено незаконно, с нарушением установленных требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 26.06.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ), в отсутствие доказательств того, что принадлежащий ИП ФИО2 НТО расположен в пределах полосы отвода автомобильной дороги, предприниматель обратилась в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу
о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:3160 расположен
в границах полосы отвода автомобильной дороги, следовательно, место размещения спорного НТО не соответствует подпункту 1 пункта 18 Постановления № 1812-п, в связи
с чем Комиссией принято законное решение об исключении спорного места размещения НТО из схемы размещения НТО; срок действия договора на размещение НТО
от 17.02.2016 № ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 истек 06.11.2020; договор аренды земельного участка от 20.12.2010 № Д-О-21-8932 прекратил действие в 2016 году; предусмотренных
пунктом 24 Порядка № 1812-п оснований для размещения НТО без аукциона
у предпринимателя не имеется.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит
из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории города Омска, осуществляется на основании схемы размещения
в соответствии с Законом № 381-ФЗ).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией
и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом № 381-ФЗ, а также Правилами включения НТО, расположенных
на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся
в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.09.2010 № 772.
Частью 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ определено, что НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию,
не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения НТО установлены статьей 10 Закона № 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение НТО
на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся
в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется
в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования,
в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 № 28 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов» (далее – Порядок разработки схем).
На основании пункта 2 названного Порядка схема размещения НТО разрабатывается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии
с уставом муниципального образования Омской области. При этом, схема разрабатывается с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства,
а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 7 Порядка разработки схем предусмотрено, что Схема размещения НТО утверждается органом местного самоуправления Омской области, определенным
в соответствии с уставом муниципального образования Омской области.
Согласно пункту 9.5 части 1 статьи 22 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 (далее – Устав города Омска),
к полномочиям администрация города относится разработка и утверждение схемы размещения НТО в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
В рамках реализации указанных полномочий администрацией города принято постановление от 22.04.2019 № 320-п «О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п», предполагающее внесение изменений в схему размещения НТО на территории города Омска.
Постановлением администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее – Порядок № 1812-п), определяющий процедуру размещения НТО на территории
г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО
на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования
к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка № 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность
на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
Согласно пункту 9 Порядка № 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления № 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 38 Порядка № 1812-п для внесения изменений в схему размещения НТО Уполномоченным органом создается соответствующая комиссия
по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Комиссия).
Согласно пункту 44 Порядка № 1812-п в случае принятия Комиссией решения
о внесении изменений в схему размещения НТО соответствующий уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней направляет в департамент городской экономической политики администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения НТО.
Пунктом 35 Порядка № 1812-п предусмотрено, что департамент городской экономической политики администрации города Омска в течение 10 рабочих дней после поступления предложений о внесении изменений в схему размещения НТО разрабатывает проект постановления администрации города Омска о внесении изменений в схему размещения НТО.
В соответствии с протоколом заседания комиссии администрации Октябрьского административного округа города Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Комиссия)
от 20.02.2019 Комиссией принято решение об исключении из схемы размещения НТО места размещения НТО, расположенного по адресу: проспект Космический, д. 26А. Указанное решение было направлено в департамент городской экономической политики администрации города Омска.
С учетом поступившего из администрации округа протокола заседания Комиссии
от 20.02.2019, предусматривающего исключение из схемы размещения НТО места размещения НТО, расположенного по адресу: проспект Космический, д. 26А, администрацией города принято решение об исключении спорного места размещения НТО из схемы размещения НТО.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для исключения НТО предпринимателя из схемы размещения НТО послужило несоответствие места его размещения подпункту 1 пункта 18 Порядка № 1812-п.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что в соответствии
с подпунктом 1 пункта 18 Порядка № 1812-п не допускается включать в схему размещения НТО места размещения в границах отвода автомобильных дорог
(вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно письму от 05.04.2022 № Вн-ДАГ 06/2906 департамента архитектуры
и градостроительства администрации города Омска в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Берникова – граница полосы отвода железной дороги – граница Старо-Восточного кладбища – Окружная дорога – граница промышленной территории – тупик Сенной – в Октябрьском административном округе города Омска, утвержденного постановлением администрации города Омска
от 09.06.2011 № 578-п (далее – проект планировки территории), спорное место размещения НТО определяется в границах красных линий улично-дорожной сети.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу, что место размещения НТО предпринимателя, расположено в границах земельного участка
с кадастровым номером 55:36:120305:3160, который сформирован под автомобильной дорогой по адресу: проспект Космический, д. 26А.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Таким образом, место размещения спорного НТО не соответствует подпункту 1 пункта 18 Порядка № 1812-п, следовательно, Комиссией принято законное решение об исключении спорного места размещения НТО из схемы размещения НТО.
Довод предпринимателя о том, что спорный НТО не находится в границах отвода автомобильной дороги был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонен как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, правильно установив обстоятельства по делу, суды двух инстанций правомерно и обоснованно признали постановление от 22.04.2019 № 320-п «О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п», предполагающее внесение изменений в схему размещения НТО на территории города Омска в отношении спорного НТО, принятым при наличии к тому правовых оснований.
Доводов о несогласии заявителя с иными выводами судов кассационная жалоба не содержит.
Приведенные заявителем жалобы доводы повторяют его позицию по делу,
не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основанные
на фактических обстоятельствах, по существу направлены на переоценку доказательств
и установленных обстоятельств, что выходит за рамки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ. Доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, не свидетельствуют о нарушении норм права, которые
в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-16402/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Сирина
Судьи В.В. Тихомиров
ФИО1