ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-1680/17 от 27.07.2017 АС Омской области

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 августа 2017 года

                                                Дело №   А46-1680/2017

Резолютивная часть постановления объявлена  27 июля 2017года

Постановление изготовлено в полном объеме  августа 2017 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи  Золотовой  Л.А.

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-8113/2017 ) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска

на решение Арбитражного суда Омской области от 24.05.2017 по делу № А46-1680/2017 (судья Чернышев В.И.),

принятое по заявлению Акционерного общества «Продовольственная корпорация «ОША» (ИНН 5528011313, ОГРН 1025501857864)

к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)

о признании незаконным отказа в изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565,

при участии в судебном заседании :

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Койтовой И.А. по доверенности № Исх-ДИО/18721 от 14.12.2016 сроком действия 1 год (личнсть удостоверена паспортом гражданина РФ);

от Акционерного общества «Продовольственная корпорация «ОША» - Брижатюк М.В. по доверенности от 14.06.2017 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),

установил:

Акционерное общество «Продовольственная корпорация «ОША» (далее – заявитель, АО «ПК» ОША», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее – ДИО г. Омска, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 и обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска устранить нарушение прав акционерного общества «Продовольственная корпорация «ОША» путём принятия (в месячный срок со дня вступления в силу решения суда) распорядительного акта об изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 с «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на «Обеспечение сельскохозяйственного производства (Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства» (1.8) согласно территориальной зоне СХ-2, в которой он расположен, и направлении его в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области.

Решением по делу от 24.05.2017 требования акционерного общества «Продовольственная корпорация «ОША» удовлетворены, оспариваемый отказ Департамента в изменении  вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 признан незаконным. В качестве способа восстановления нарушенных прав Общества суд обязал Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в 30-дневный срок с момента вступления в силу судебного акта по делу принять распорядительный акт об изменении разрешённого вида использования спорного земельного участка, направив его в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области.

Не согласившись с вынесенным судебным акт Департамент имущественных отношений г. Омска обратился в Восьмой арбитражный  апелляционный суд с жалобой на означенное решение.

По мнению подателя апелляционной жалобы, суд, разрешив вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565, вышел за пределы заявленных требований, полагая, что такими полномочиями наделен только Департамент. Поскольку из резолютивной части оспариваемого решения не следует, что отказ Департамента, изложенный в письме от 19.12.2016  признан незаконным, восстановление нарушенных прав заявителя способом, обозначенным в обжалуемом решении суда, Департамент полагает невозможным.

Департаментом в апелляционной жалобе также указано, что ЗАО «ПК «ОША» не наделено правом на обращение в государственный орган с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 ввиду отсутствия у него статуса правообладателя.

В отзыве на апелляционную жалобу Обществом изложена позиция о законности и обоснованности вынесенного судебного акта.

В заседании суда апелляционной инстанции представили лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 18.12.1998 Губернатором Омской области издано Распоряжение № 542-р «О сохранении производственного комплекса государственного унитарного предприятия «Птицефабрика «Омская», которым утверждены мероприятия по выходу из критического финансово-экономического положения предприятия и продолжению функционирования производства продуктов питания на базе имущественного комплекса ГУП «Птицефабрика «Омская».

04.03.1999 между ЗАО «ПК «ОША» и Омской областью в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области заключён договор № 2 аренды части имущественного комплекса ГУП «Птицефабрика «Омская» (регистрация в Учреждении юстиции Омской области 09.10.2001 № 55-07/00-35/2001-1558). Согласно пункту 1.1 данного договора Арендодатель – передаёт, а Арендатор принимает во владение и пользование часть имущественного комплекса государственного унитарного предприятия «Птицефабрика «Омская», в состав которой входят основные и оборотные средства, право пользования земельным участком и сельхозугодьями, занимаемыми указанной частью имущественного комплекса и необходимыми для его нормального хозяйственного использования.

В подтверждении указанного права Обществу Арендодателем передано свидетельство № 50235 на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 05.01.1999.

07.08.2006 между ЗАО «ПК «ОША» и Министерством имущественных отношений Омской области, выступающим от имени субъекта Российской Федерацией - Омской области, подписаны договоры № 1 и № 2 купли- продажи имущества ГУП «Птицефабрика «Омская».

В соответствии с пунктом 1.1. Договора № 1 от 07.08.2006 Продавец передаёт в собственность Покупателю, а Покупатель принимает имущество ГУП «Птицефабрика «Омская», расположенное по адресам: Омская область, г. Омск, пос. Птицефабрика, 53, и Омская область, Омский район, с. Ракитника, ул. Зеленая, 1. Перечень имущества определён в Приложении № 1 к данному договору.

В силу пункта 1.1. Договора № 2 от 07.08.2006 Продавец передаёт в собственность Покупателю, а Покупатель принимает имущество ГУП «Птицефабрика «Омская». Перечень имущества определён в Приложениях № 1, 2, 3 к данному договору.

05.02.2008 между ЗАО «ПК «ОША» и Субъектом РФ - Омской областью, представляемого МИО, подписано Дополнительное соглашение к договору № 2 аренды части имущественного комплекса ГУП «Птицефабрика «Омская» от 04.03.1999, направленное на выкуп ранее предоставленных в аренду земельных участков.

Согласно пункту 2 этого Дополнительного соглашения Арендатор в соответствии с пунктом 1.1 договора № 2 за свой счёт обеспечивает проведение необходимых землеустроительных работ, включая подготовку и утверждение проекта границ, формирование землеустроительного дела и постановку на кадастровый учёт земельного участка, а также представляет Арендодателю документы, необходимые для оформления права собственности Омской области на земельный участок».

На основании Дополнительного соглашения осуществлён выкуп земель, расположенных в Омском районе Омской области (пашни, земли под птичниками и прочие).

При обращении 03.09.2008 ЗАО «ПК «ОША» в ДИО г. Омска с заявлением о предоставлении в собственность ЗАО «ПК «ОША» земельного участка с кадастровым номером 55:36:170116:0061 (в его территорию также входил ЗУ с кадастровым номером 55:36:170111:3565), расположенного в городе Омске, установлено, что земли ЗАО «ПК «ОША» разделены на несколько участков с разными видами разрешённого использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, реализации социально-экономических проектов, ландшафты - ни один из которых не соответствует осуществляемому Обществом виду деятельности - сельскохозяйственное производство.

При таких обстоятельствах оформление прав Общества на земли, занятые птицефабрикой в ЛАО г. Омска, являлось невозможным.

По инициативе ЗАО «ПК «ОША» Мэр города Омска принял Постановление № 417- П от 03.05.2011 «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области». В 2010-2011 годах проект изменений разработан ОАО «ТПИ Омскгражданпроект», согласован с Администрацией города Омска и Правительством Омской области.

В соответствии с действующей процедурой внесения изменений проект прошёл публичные слушания. До их проведения во всех администрациях города Омска на всеобщее обозрение были выставлены материалы проекта, чтобы любое заинтересованное лицо могло представить все возможные возражения, замечания и предложения. Согласно заключению от 06.12.2011 комиссия по внесению изменений в ПЗЗ Администрации г. Омска решила одобрить предложения ЗАО «ПК «ОША».

В 2011 году материалы по проекту направлены Администрацией города Омска для рассмотрения в Омский городской Совет. Депутатами Омского городского Совета создана рабочая группа, которая в ходе неоднократных выездных и камеральных заседаний установила соответствие предложений Администрации города Омска по изменению разрешенного вида использования земельных участков ЗАО «ПК «ОША» на вид использования «СХ-2».

В течение 2011-2012 годов проект изменялся в соответствии с предложениями и замечаниями администрации города и депутатов городского Совета четыре раза, в том числе: - предприятием дополнительно подготовлена общая карта зонирования Генерального плана города Омска, которая принята Омским городским Советом, - разработана перспективная схема размещения объектов птицефабрики, проведено межевание земельных участков, уточнено их расположение и площадь.

Направляя в очередной раз доработанный проект изменений Генерального плана города Омска в Омский городской Совет, Мэр города Омска в Письме от 23.08.2012 №УД- 01-02-07/3229 указал, что проекты решений (о внесении изменений в Генплан) подготовлены в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом РФ, на основании предложений, поступивших от Ассоциации торгово-промьппленных предприятий Группа «ОША» и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, в целях приведения земельных участков ЗАО «ПК «ОША» в соответствие с фактически осуществляемым видом экономической деятельности.

Согласно Заключению Правового управления Омского городского Совета от 29.10.2012 к проекту Решения Омского городского Совета «О внесении изменения в Генеральный план ...» каких-либо замечаний или предложений не имеется, по результатам антикоррупционной экспертизы проекта Решения коррупциогенные факторы в нём не выявлены.

16.07.2014 Омским городским Советом принято Решение № 261 о внесении изменений в Генеральный план города Омска относительно земель ЗАО «ПК «ОША» в части установления для них зоны СХ-2 (сельскохозяйственное использование). Аналогичное Решение № 326 по изменению Правил землепользования и застройки города Омска принято Омским городским Советом 15.04.2015.

Поскольку АО «ПК «ОША» выполнило все необходимые, достаточные и возможные действия по приведению территориальных зон, вида разрешённого использования собственных земель в соответствие с фактическим использованием, требованиями земельного и градостроительного законодательства, Общество ожидало от Администрации г. Омска в лице Департамента имущественных отношений действий по приведению в соответствие с принятыми Решениями Омского городского Совета данных государственного кадастрового учёта.

Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области» от 01.12.2015 № 14401-12-ВИ сведения о территориальных зонах, в границах которых определяется земельный участок с кадастровым номером 55:36:170111:3565 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

В июне 2016 года АО «ПК «ОША» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о приведении сведений кадастрового учёта по земельному участку с кадастровым номером 55:36:170111:3565 в части разрешённого вида использования в соответствие с принятыми Решениями Омского городского Совета № 261 и № 326.

Как следует из ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 22.06.2016 № 7411-10-ВИ, «хотя сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:170111:3563 носят временный характер, но каких-либо ограничений по изменению вида разрешенного использования такого участка Законом о кадастре не предусмотрено. Изменения в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 могут быть внесены на основании документов, поступивших от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями, предусмотренными Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 №71. При этом вид разрешённого использования земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту территориальной зоны, в границах которой он расположен».

На очередное обращение Общества (исх. № 48 от 05.07.2016) в Мэрию г. Омска с просьбой ускорить постановку на кадастровый учёт зоны СХ-2 № 2778 был получен ответ ДИО Администрации г. Омска от 28.07.2016 № Исх-ДИО/10932 с указанием на то, что это по-прежнему невозможно сделать, так как не проведены кадастровые работы по разделу земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:170111:3611, 55:36:170116:1429, 55:36:000000:151939; 55:36:000000:151940 из-за отсутствия финансирования.

С целью урегулировать сложившуюся ситуацию мирным путём общество обратилось в Мэрию г. Омска с просьбой решить этот вопрос по существу. Однако Департамент ответил отказом.  

Согласно ответу ДИО г. Омска от 02.09.2016 № Исх-ДИО/12986 Обществу отказано в удовлетворении заявления, так как представленные документы с точки зрения специалистов департамента не позволили однозначно установить, что здание ВНС с резервуарами и здание трансформаторной подстанции необходимы для обеспечения сельскохозяйственного производства. Дополнительную документацию Департамент не запросил, в частности: проектную документацию, договоры с АО «Омскводоканал» с актами по границам ответственности и т.д., которая подтверждает, что имущественный комплекс ВНС используется только для обеспечения деятельности (подача воды на территорию основного производства птицефабрики) предприятия АО «ПК «ОША», основной вид деятельности у которого согласно ОКВЭД - 01.47 «Разведение сельскохозяйственной птицы».

10.11.2016 исх. № 78 АО «ПК «ОША» обратилось в ДИО г. Омска (Вх-АГ/11264 от 22.11.2016) с заявлением об изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 с «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на «Обеспечение сельскохозяйственного производства (Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства).

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска ответил отказом - письмо от 19.12.2016 № Исх-ДИО/18978.

Полагая, что такой отказ в изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 нарушает права и законные интересы АО «ПК» ОША», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования о признании незаконным оспариваемого отказа Департамента, суд первой инстанции исходил из совокупности обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения спора  по делу А46-13138/2015, свидетельствующих о том, что АО «ПК «ОША» имеет право на владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 55:36:170111:3565. На участке находится имущественный комплекс АО «Продовольственная корпорация «ОША» (далее по тексту «Общество», АО «ПК «ОША»), включающий в себя одноэтажное нежилое здание водонасосной станции, общей площадью 106,3 кв.м., литера ЖКА (1980 год постройки) с тремя резервуарами (литера Г, Г1, Г2) и трансформаторная подстанция, общей площадью 47 кв.м., литера ЕЛ (1987 год постройки). Объекты принадлежат АО «ПК «ОША» на праве собственности на основании Договора № 1 купли-продажи недвижимого имущества ГУП «Птицефабрика «Омская» от 07.08.2006, дополнительного соглашения от 06.10.2006 к указанному договору, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2007 серия 55 АВ № 562100, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области. В силу указанных обстоятельств именно АО «ПК «ОША» является субъектом, наделенным правом на определение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565.

Судом также сформулирован вывод о том, что Обществом совершены все необходимые действия в целях приведения вида разрешенного использования земельного участка, отраженного в сведениях ГКН, его фактическому использованию, и недоказанности Департаментом  законности оснований произведенного отказа.

Проверив в порядке статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность вынесенного судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы Департамента исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Частью 1 статьи 37 ГрК РФ установлено, что разрешённое использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешённого использования; условно разрешённые виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным  видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно части 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 39 ГрК РФ.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила), которыми определено территориальное зонирование, где для каждой территориальной зоны установлены виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 50 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области зона объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2) включает в себя участки территории города Омска, занятые сельскохозяйственными угодьями, а также иными территориями, зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства.

С момента внесения изменений в ПЗЗ и внесения соответствующих сведений в ГКН правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства могут самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать основной и вспомогательный виды разрешённого использования земельных участков согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ.

Из письма от 20.03.2014 № 14-исх/03151-ГЕ/14 Росреестра следует, что органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым принадлежат земельные участки, с учётом положений части 4 статьи 37 ГрК РФ виды разрешённого использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не выбираются, а утверждаются. Соответственно, основанием для осуществления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на соответствующем праве у названных государственных и муниципальных органов и организаций, в связи с изменением вида разрешённого использования наряду с соответствующим заявлением является распорядительный акт уполномоченного органа. Данная позиция основана на письмах Минэкономразвития России (в том числе от 26.05.2009 № Д23-1570), в которых отражено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, являясь не только собственниками предоставляемых в пользование земельных участков, но и органами власти, осуществляющими планирование использования земельных участков, не выбирают, а утверждают виды разрешённого использования земельных участков.

Судом первой инстанции в рамках рассматриваемого спора установлено, что Общество неоднократно обращалось в Администрацию г. Омска по поводу скорейшего внесения сведений о границах территориальной зоны СХ2-2778 в ГКН, но начиная с мая 2015 года (ответ ДАиГ администрации г. Омска от 25.05.2015 № 09/9539; ответ Омского городского совета от 14.07.2015 № Исх15-ОГС/15-1087) обществу указывалось на то, что необходимо проведение дополнительных кадастровых работ для устранения пересечения границ земельных участков (путём их раздела) 55:36:000000:151937; 55:36:170111:3611, 55:36:170116:1429, 55:36:000000:151939; 55:36:000000:151940, 55:36:000000:151942, находящихся в муниципальной собственности, с границами территориальной зоны.

Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области» от 17.07.2015 № 8480-12-ВИ в соответствии со статьей 1 ГрК РФ виды разрешённого использования объектов недвижимости определяются в градостроительном регламенте, который устанавливается в утверждённых органом местного самоуправления Правилах землепользования и застройки, в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

Органы местного самоуправления при принятии решений об утверждении ПЗЗ (либо внесения в них изменений), обязаны направлять документы для внесения в ГКН сведений о границах территориальных зон в течение шести месяцев с даты принятия таких решений (пункт 5 «Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 (действовали на момент возникновения правоотношений).

Таким образом, судом установлено, что соответствующие изменения в ГКН осуществляются при поступлении в орган кадастрового учета обращения и необходимых документов от органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия. Согласно части 1 статьи 13 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории города Омска осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов».

Судом первой инстанции также указано, что к полномочиям Департамента, обусловленным вышеприведенными нормативными актами входит не только первоначальное определение  вида разрешённого использования земельного участка, но и его изменение.

В силу пунктов 1, 3, 4, 5, 6 части 22 статьи 42 (Таблица №1), пункта 2 статьи 50 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области в зоне СХ-2 могут располагаться как здания (сооружения), так и сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища и прочие).

Анализ вышеперечисленных обстоятельств позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что заявление Общества об изменении разрешённого вида использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 является надлежащим образом мотивированным, соответствует   фактическому использованию земельного участка с объектами капитального строительства на нём, виду деятельности предприятия, подано надлежащим субъектом в орган, наделенным полномочиями по его разрешению.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на заявителе (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым поддержать вывод суда первой инстанции о том, что отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в оспариваемой части в нарушение указанных выше правовых норм не содержит мотивированных оснований, не позволяющих удовлетворить заявление АО «ПК «ОША».

Таким образом, в рамках рассматриваемого спора, Департаментом имущественных отношений не выполнена установленная статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности произведенного отказа, что послужило правомерным основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Доводы апелляционной жалобы Департамента о невозможности в рамках рассматриваемого спора указания в резолютивной части обжалуемого решения способа восстановления нарушенных прав, обозначенного заявителем, не основаны на существе вынесенного решения и обстоятельствах рассматриваемого спора, в связи с чем подлежат отклонению.

Как следует из текста поданного Обществом в суд первой инстанции заявления, именно отказ Департамента в изменении вида разрешенного использования земельного участка, содержащийся в письме от 19.12.2016, является предметом заявленных истцом требований и послужил непосредственным основанием для обращения Общества в суд с рассматриваемыми требованиями.

Вся предыдущая переписка Общества с Департаментом по рассматриваемому вопросу приведена Обществом в поданном заявлении в целях обоснования позиции о принятии им всех возможных мер в целях досудебного урегулирования спора и неправомерности занятой Департаментом позиции.

В связи с изложенным, довод Департамента о том, что отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, сформулированный в письме от 19.12.2016г. является действующим, противоречит буквальному содержанию абзаца первого резолютивной части вынесенного по делу решения от 18 мая 2017г.

Не указание в резолютивной части оспариваемого решения реквизитов данного ненормативного акта судом обусловлено требованиями статей 199, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключающего для суда возможность формулировать заявленные истцом требования в иной редакции, отличной от редакции, сформулированной в поданном в суд заявлении.

Таким образом, указание судом в резолютивной части вынесенного судебного акта в качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя на обязанность Департамента по принятию распорядительного акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка и направлении его в Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» соответствует предмету заявленных требований и установленным в рамках рассматриваемого спора обстоятельствам, свидетельствующим о неправомерном уклонении Департаментом от исполнения обязанностей, возложенных на него соответствующими нормативными актами.

Подлежит также отклонению довод апелляционной жалобы Департамента о том, что ЗАО «ПК «ОША» не является субъектом, наделенным полномочиями по обращению в Департамент с требованиями об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Статус АО «ПК «ОША» как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565 подтверждается выводами, сформулированными судом при рассмотрении дела А46-13138/2015, а также доказательствами, представленными в материалы данного спора, а именно :

-   Свидетельством №50235 от 05.01.1999г. (л.д. 1 тома 2), на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданное ГУП «Птицефабрика «Омская», по которому за ним в установленном порядке закреплена площадь земель в 3138 га, в том числе в городе Омске - 373 га.

-    Договором  № 2 аренды части имущественного комплекса ГУП «Птицефабрика «Омская» от 04 марта 1999 года (регистрация в Учреждении юстиции Омской области 09.10.2001г. за№ 55-07/00-35/2001-1558) (л.д. 127-160, том I), между ЗАО «ПК «ОША» и Омской областью, в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области.

 -  Договором № 3  купли-продажи имущества ГУП «Птицефабрика «Омская» от 07.8.2006г. (л.д. 22-42, том I), между ЗАО «ПК «ОША» и Министерством имущественных отношений Омской области, выступающим от имени субъекта РФ - Омской области. В соответствии с пунктом 1.1. Договора № 1 от 07.08.2006г. Продавец передает в собственность Покупателю, а Покупатель принимает имущество ГУП «Птицефабрика «Омская», расположенное по адресам: Омская область, г. Омск, пос. Птицефабрика, 53, и Омская область, Омский район, с. Ракитника, ул. Зеленая, 1. Перечень имущества определён в Приложении № 1 к данному договору.

 Согласно пункту 1 статьи 552 ГК РФ и пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к покупателю объектов недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для её использования, на тех же условиях и в том же объёме, которые были у прежнего собственника.

 Таким образом, к Закрытому акционерному обществу «Продовольственная корпорация «ОША», как приобретателю имущественного комплекса, включающего объекты недвижимого имущества, с момента государственной регистрации права собственности на них в силу закона перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объёме, что было у прежнего собственника (в том числе и на ЗУ с к/н 55:36:170111: 3565).

          С учетом изложенного отсутствие регистрации права собственности за заявителем на рассматриваемый земельный участок не препятствует обращению Общества с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3565.

         Таким образом, доводы апелляционной жалобы Департамента не опровергают выводов суда первой инстанции, формулированных на основании полного и объективного анализа обстоятельств рассматриваемого спора, соответствуют  объему и характеру представленных в материалы дела доказательств.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

При подаче апелляционной жалобы Департамент на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу  Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.05.2017 по делу № А46-1680/2017  - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А. Золотова

Судьи

А.Н. Лотов

 О.А. Сидоренко