ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-16954/2021 от 18.07.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А46-16954/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                  Малышевой И.А.

судей                                                                  Буровой А.А.

                                                                             Чапаевой Г.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области на решение  от 06.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Осокина Н.Н.)                 и постановление  от 24.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда                    (судьи Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-16954/2021                   по заявлению Главного управления контрактной системы Омской области (644099,  Омская область, г. Омск, ул. Красный путь, дом 5; ИНН 5503158829,                                      ОГРН 1165543054665) к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Омской области (644099, Омская область, г. Омск, ул. Чапаева, д.71, к.1; ИНН 5500000054, ОГРН 1025500739450) о признании недействительными решений.

Суд установил:

Главное управление контрактной системы Омской области (далее – Управление, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),  к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее –                     ГУ-УПФ РФ в Центральном АО г. Омска)  о признании недействительными  решений                от 02.09.2021 №№ 065S19210014533, 065S19210014532, 065S19210014534, 065S19210014531, 065S19210014524, 065S19210014526, 065S19210014523, 065S19210014527, 065S19210014525, 065S19210014530, 065S19210014528, 065S192100145291 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее – оспариваемые решения) (требования с учетом утонения предмета и объединения дел                   в одно производство).

Судом в процессе рассмотрения спора произведена замена ГУ УПФ РФ                                   в Центральном АО г. Омска на государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее – Фонд) в связи                                      с реорганизацией.

Решением от 06.12.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным                       без изменения постановлением от 24.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты                  и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы Фонд указывает следующее: вина страхователя в совершении вмененного ему правонарушения имеется, поскольку непредставление сведений в электронном виде обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя; обеспечение технической стороны электронного обмена документами с Фондом является обязанностью страхователей для работы в «Кабинете страхователя»; только по вине самого страхователя, не прошедшего авторизацию на сайте «Госуслуги» в связи с нарушением ее порядка, а также не установившего необходимое программное обеспечение для электронной подписи, Управление не смогло направить отчет через сайт Пенсионного фонда Российской Федерации; организационные недостатки деятельности страхователя,           в том числе факт отсутствия технической возможности формирования и направления формы СЗВ-ТД в электронном виде, не является обстоятельством, исключающим ответственность страхователя; Управление изначально имело техническую возможность направить помимо отчетов СЗВ-М также и отчеты СЗВ-ТД через ТКС.

Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Управление представило в Фонд сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица                       по форме СЗВ-ТД за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года на 1 (одно) застрахованное лицо на бумажных носителях с одновременным представлением сведений на электронном носителе посредством USB-флэшнакопителя, на котором содержался электронный образ формы СЗВ-ТД.

Фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений по форме СЗВ-ТД, предусмотренных пунктами 2.4 - 2.6                  статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), по результатам которой составлены акты от 23.07.2021 о выявлении правонарушения и 02.09.2021 приняты оспариваемые решения, в соответствии с которыми Управление привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем четвертым статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов (представление сведений на бумажном носителе вместо электронной формы).

Не согласившись с указанными решениями Фонда, Управление оспорило их                         в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Фондом не доказана совокупность всех элементов состава вменяемого правонарушения, в том числе вина страхователя в совершении вмененного ему правонарушения.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит                    из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом № 27-ФЗ и Федеральным законом от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пункту 2.4. ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет указанные             в данном пункте сведения  о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо                  о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2021 году) установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25                 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.

Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации               от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» (вместе с «Порядком заполнения формы «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)», «Форматом сведений для формы «Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица» в электронном виде» (далее - Постановление  № 730п) сведения подаются по форме СЗВ-ТД.

В соответствии с пунктом 1.9 Постановления № 730п страхователь представляет форму СЗВ-ТД в форме электронного документа. В случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц менее 25, он может представлять форму СЗВ-ТД                         на бумажном носителе. При этом, численность работающих зарегистрированных лиц по страхователю определяется по любым имеющимся (на дату представления сведений о трудовой деятельности СЗВ-ТД) в распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации последним отчетным данным (СЗВ-М, СЗВ-Стаж).

«Порядком электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2020 № 178п, пунктом 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н, установлено два альтернативных способа представления в электронной форме сведений о трудовой деятельности страхователем                                          в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);

б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе                  с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу четвертому статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов                        в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к нему применяются финансовые санкции в размере 1000 руб.

Судами установлено, что сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД) за отчетные периоды январь - июнь 2020 года были представлены страхователем в установленный срок, но на бумажном носителе с одновременным представлением сведений на электронном носителе посредством USB-флэш-накопителя, что свидетельствует о нарушении Управлением порядка представления сведений, предусмотренных пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, учитывая правовую позицию о недопустимости формального подхода  к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, необходимости применения любой санкции  с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, приведенную в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019 год), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, принимая во внимание отсутствие в  актах проверки и в оспариваемых решениях Фонда о привлечении Управления к ответственности  описания вины в совершении правонарушения, суды обоснованно включили в предмет исследования по настоящему делу вопрос о  виновности Управления в  правонарушении.

Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая доводы и возражения Управления и Фонда, суды установили, что нарушение было обусловлено отсутствием у страхователя технической возможности для представления сведений в электронном виде; Управление в 2020 году при попытках предоставить отчеты СЗВ-ТД на сайт Пенсионного фонда Российской Федерации получало уведомления об ошибках на стадии авторизации через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных                               и муниципальных услуг (функций)» и уведомления об ошибках - на стадиях подписания отчета; Управлением в адрес Фонда было направлено письмо от 12.02.2020
№ ИСХ-20/ГУКС-251 с просьбой включить страхователя в электронный документооборот, которое получено Фондом 20.02.2020, но осталось без удовлетворения.  Фонд указывает, что Управление было зарегистрировано в системе электронного документооборота 13.04.2020, но судами установлено, что в указанную дату имела место регистрация в системе электронного документооборота не заявителя, а иного учреждения.

Данные обстоятельства Фондом не опровергнуты, в том числе в кассационной жалобе.

Установив отсутствие у Управления в момент фактического представления сведений по форме СЗВ-ТД за январь-июнь 2020 года объективной возможности представить такие сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, суды обоснованно оценили данные обстоятельства                                 как свидетельствующие об отсутствии вины страхователя в совершении вмененного ему правонарушения, в связи с чем удовлетворили требования заявителя.

Доводы кассационной жалобы о наличии вины Управления в совершении вменяемого правонарушения направлены на переоценку доказательств, указанные                      в кассационной жалобе обстоятельства в решениях Фонда не отражены, в связи с чем                     в силу статей 286, 287 АПК РФ указанные доводы подлежат отклонению.

Суд кассационной инстанции считает, что все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды установили на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 АПК РФ.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно - Сибирского округа

постановил:

решение от 06.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление                          от 24.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-16954/2021   оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       И.А. Малышева

Судьи                                                                                    А.А. Бурова

                                                                                                Г.В. Чапаева