ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-17658/16 от 14.11.2017 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                   Дело № А46-17658/2016

Резолютивная часть постановления объявлена   ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Тихомирова В.В.

судей                                                    Демидовой Е.Ю.

                                                             ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г., рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска
на решение от 22.06.2017 Арбитражного суда Омской области (судья Долгалев Б.Г.) и постановление от 30.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.)
по делу № А46-17658/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альянс-строй» (644033, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации г. Омска (644099, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным постановления.

Другие лица, участвующие в деле: департамент архитектуры
и градостроительства администрации города Омска.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) в заседании участвовали представители:

от администрации г. Омска – ФИО2 по доверенности от 10.07.2017;

от общества с ограниченной ответственностью «Альянс-строй» –
ФИО3 по доверенности от 18.04.2017; ФИО4
по доверенности от 15.09.2017.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Альянс-строй» (далее – (ООО «Альянс-строй», общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации города Омска (далее – администрация) о признании недействительным подпункта 3 пункта 1 постановления от 23.11.2016 № 1420-п в части отказа
в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6613                               для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей); об обязании в трехдневный срок со дня вступления судебного акта
в законную силу принять соответствующее решение.

Определением от 26.01.2017 Арбитражного суда Омской области
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.

Решением от 22.06.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены
в полном объеме.

В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые решение  и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе
в удовлетворении требований в полном объеме.

Заявитель отмечает, что оспариваемый отказ принят с учетом результатов публичных слушаний, основан на рекомендациях Комиссии
от 01.11.2016, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не обязывает отражать в решении по указанному вопросу причины отказа в предоставлении испрашиваемого разрешения. При этом ссылается на пункт 4.2 рекомендаций Комиссии от 01.11.2016 в отношении спорного земельного участка, согласно которых указано, что такой участок сформирован и предоставлен для размещения административного здания, размещение многоквартирного дома не соответствует нормативам                                           и строительным требованиям, поскольку отсутствует территория                            для благоустройства и детской площадки.

Кассатор  обращает внимание на то, что земельный участок                                с кадастровым номером 55:36:040102:6613 образован из земельного участка, ранее предоставленного для строительства административного здания,                  что соответствующий участок расположен в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения,                                             и что использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:040102:6613, 55:36:040102:6614 для размещения жилого дома                           с элементами благоустройства, как это планируется заявителем, нарушает требования Правил землепользования и застройки города Омска. Полагает, что обращение  в рассматриваемом случае с заявлением  о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для жилищного строительства свидетельствует о злоупотреблении                         со стороны ООО «Альянс-строй», поскольку спорный земельный участок предоставлен застройщику без проведения торгов.

Общество представило письменный отзыв, в котором выразило несогласие    с доводами жалобы и мнение о законности судебных актов.

В судебном заседании представители сторон поддержали соответствующие доводы и возражения.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что ООО «Альянс-Строй» является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6613, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО,
ул. Красный путь, а также собственником здания с кадастровым номером 55:36:040102:6229 (адрес: <...>), расположенного на указанном земельном участке.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6613 расположен в территориальной зоне ОД1-1651 (общественно-деловая зона)
в соответствии с решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск»
(далее - Правила землепользования и застройки); вид разрешенного использования -                          для строительства административного здания.

ООО «Альянс-Строй» 15.08.2016 обратилось с письмом № 45/16
к и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска ФИО5, в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска с заявлением
о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6613                                «для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей)».

По результатам состоявшихся 27.10.2016 публичных слушаний
по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка на основании заключения
и рекомендаций Комиссии,  подпунктом 3 пункта 1 постановления
от 23.11.2016 № 1420-п администрации г. Омска отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей).

Общество, полагая, что отказ администрации в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является незаконным и нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка, обратилось в арбитражный суд
с настоящим иском.

Суды, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 36, 37, 39 ГрК РФ,частями 1, 2 статьи 14, статьями 42, 43, 45 Правил землепользования и застройки, пришли к выводу о том, что  подпункт 3 пункта 1 постановления от 23.11.2016 № 1420-п администрации
г. Омска не соответствует требованиям действующего законодательства, основано на заключении о результатах публичных слушаний от 01.11.2016
и рекомендаций Комиссии по подготовке рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении от 01.11.2016, которые

не содержат правовых оснований, препятствующих предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6613 «для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей)».

Обозначенные выводы  являются правомерными.

К основным принципам законодательства о градостроительной деятельности относится осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ).

Судами установлено, что принятое решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6613 «для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей)»  с учетом заключения о результатах публичных слушаний от 01.11.2016
и рекомендаций Комиссии по подготовке рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении от 01.11.2016 не содержат должной мотивировки, позволяющей сделать выводы о том, соответствует             ли испрашиваемый условно разрешенный вид использования градостроительному регламенту и соблюдаются ли при таком виде использования участка требования технических регламентов.

Было правомерно отмечено, что результаты публичных слушаний
и рекомендации специальной комиссии, носят рекомендательный характер
и не являются обязательными для уполномоченного органа местного самоуправления, поэтому при установлении факта соблюдения обозначенных выше условий условного разрешенного использования земельного участка такой орган вправе принять решение о предоставлении соответствующего разрешения.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся
в материалах дела доказательства, учитывая,
что действующее законодательство предусматривает возможность строительства жилых домов на территории общественно-деловых зон градостроительного зонирования, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства применительно
к территориальной зоне ОД1-2404, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6613; было установлено, что градостроительным регламентом установлен условно разрешенный вид использования земельных участков, который испрашивается заявителем                  в рассматриваемом случае.

По результатам рассмотрения спора на департамент была обоснованно возложена обязанность в трехдневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6613, местоположение: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Красный Путь,                                     для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей).

В отсутствие иных доводов, свидетельствующих о несоответствии испрашиваемого заявителем условно разрешенного использования участка
с кадастровым номером 55:36:040102:6613 ограничениям, установленным положениями Правил землепользования и застройки, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования общества в полном объеме.

В целом обоснование администрацией законности своего отказа недостаточностью площади земельного участка в силу невозможности размещения на нем определенных элементов благоустройства   не может быть принято во внимание ввиду недоказанности и отсутствия данных                      о параметрах планируемого к застройке жилого дома. Соответствующая достаточность площади может быть определена как минимум                                  при существующем проекте застройки и на стадии решения вопроса о выдаче разрешения на строительство. 

Необходимо также учесть, что  позиция кассатора, связанная с  мнением о злоупотреблении обществом правом и характеристиками исходного участка, из которого образован спорный,  не может влиять на оценку  выводов судебных инстанций. При этом соответствующие аргументы сделаны без учета того, что обоснованность формирования и право собственности   на исходный участок, как и последующее выделение                       в рамках первоначальных границ нового объекта прав, надлежащим образом                          не оспорены.    

Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку
и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии                    со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.06.2017 Арбитражного суда Омской области
и постановление от 30.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-17658/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.В. ФИО6

Судьи                                                                  Е.Ю. Демидова

                                                                            С.И. Шуйская