ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-18628/2021 от 04.08.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А46-18628/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                   Буровой А.А.

судей                                                                  Малышевой И.А.

                                                                             Чапаевой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел кассационную жалобу Министерства экономики Омской области на решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 18.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-18628/2021 по заявлению Министерства экономики Омской области (644099, город Омск, улица Красный Путь, дом 5, ОГРН 1045504005436,
ИНН 5503078637) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска (644024, город Омск, улица Чкалова, дом 25, ОГРН 1025500975125, ИНН 5503060728) о признании недействительным решения.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Пантелеева С.С.) в заседании участвовали представители:

от Министерства экономики Омской области – Ичёткина Н.Э. по доверенности
от 07.10.2020;

от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области – Гитал В.Р. по доверенности от 01.10.2021.

Суд установил:

Министерство экономики Омской области (далее – Министерство, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска о признании недействительным решения от 02.09.2021
№ 065S19210014496 о привлечении страхователя к ответственности за совершение  правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением от 26.10.2021 Арбитражного суда Омской области в порядке
статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ) произведена процессуальная замена заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее – Управление).

Решением от 26.01.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным
без изменения постановлением от 18.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить
и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов кассационной жалобы Министерство указало на то, что представление 27.04.2020 сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД за отчетный период апрель 2020 года в отношении одного работника (Завадской Е.Н.) на бумажном носителе обусловлено временным отсутствием технической возможности направить эти сведения
в форме электронных документов, связанным со сменой руководителя в Министерстве.

Управление возражает против доводов жалобы согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 27.04.2020 Министерство представило
в Управление сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД за отчетный период апрель 2020 года на 1 (одно) застрахованное лицо (Завадскую Елизавету Николаевну) на бумажном носителе.

Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты
и своевременности представления сведений по форме СЗВ-ТД, предусмотренных пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), по результатам которой составлен акт
от 21.07.2021 № 065S18210012725 и принято решение от 02.09.2021 № 065S19210014496
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде наложения штрафа
в размере 1 000 руб. за несоблюдение страхователем порядка представления сведений
в форме электронных документов (представление сведений на бумажном носителе вместо электронной формы).

Не согласившись с указанным решением Управления, Министерство оспорило его
в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой
и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом № 27-ФЗ и Федеральным законом от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет указанные в данном пункте сведения о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо
о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.04.2020 № 590 «Об особенностях порядка и срока представления страхователями
в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений
о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» (далее – Постановление № 590) страхователь представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него зарегистрированных лицах, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в порядке, определенном абзацами первым
и вторым пункта 2.6 статьи 11 указанного Федерального закона: в случаях приема
на работу и увольнения зарегистрированного лица с 1 апреля 2020 года до дня вступления в силу настоящего постановления - не позднее рабочего дня, следующего за днем вступления в силу настоящего постановления, то есть до 28.04.2020.

Пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25
и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ
«Об электронной подписи». В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого
за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.

Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации               от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» (вместе с «Порядком заполнения формы «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)», «Форматом сведений для формы «Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица» в электронном виде»              (далее - Постановление № 730п) сведения подаются по форме СЗВ-ТД.

В соответствии с пунктом 1.9 Постановления № 730п страхователь представляет форму СЗВ-ТД в форме электронного документа. В случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц менее 25, он может представлять форму СЗВ-ТД                         на бумажном носителе.

При этом, численность работающих зарегистрированных лиц по страхователю определяется по любым имеющимся (на дату представления сведений о трудовой деятельности СЗВ-ТД) в распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации последним отчетным данным (СЗВ-М, СЗВ-Стаж).

Порядком электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2020 № 178п, пунктом 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н, установлено два альтернативных способа представления в электронной форме сведений о трудовой деятельности страхователем                                          в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);

б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе                  с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к нему применяются финансовые санкции в размере 1 000 руб.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что численность работающих в Министерстве зарегистрированных лиц составляла более 25 человек, в связи с чем сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД подлежат передаче Министерством в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Поскольку сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД) за отчетный период - апрель 2020 года были представлены страхователем в установленный срок, но на бумажном носителе, суды пришли к правильному выводу о нарушении Министерством порядка представления сведений, предусмотренного пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем суды обеих инстанций, признавая правомерным привлечение Министерства к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, не учли следующего.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности
за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность
и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности
(в частности, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960).

В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность применения которых по аналогии допустима согласно правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 19.01.2016 № 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной
в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности
в уголовном и в административном праве.

Принимая во внимание изложенное, Управление, привлекая Министерство
к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, должно было
не только констатировать факт предоставления сведений с нарушением утвержденного порядка, но и было обязано установить все элементы состава данного правонарушения,
в том числе наличие вины страхователя.

Как было указано ранее, сведения по форме СЗВ-ТД представлены Министерством
в установленный Законом № 27-ФЗ срок, но на бумажном носителе, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Между тем, из материалов дела усматривается, что указанное нарушение было обусловлено отсутствием у Министерства технической возможности для предоставления сведений в электронном виде.

В подтверждение указанных обстоятельств страхователь ссылался
на то обстоятельство, что с 21 апреля 2020 года в Министерстве произошла смена руководителя, в связи с чем подписать документ электронной подписью в срок, установленный законодательством для предоставления сведений по форме СЗВ-ТД
(до 28.04.2020), не представлялось возможным, поскольку отсутствовал действующий квалифицированный сертификат.

Функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей осуществляет аккредитованный удостоверяющий центр.

Согласно статьи 18 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ) при выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан получить от лица, выступающего
от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться
за получением квалифицированного сертификата.

При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель указывает
на ограничения использования квалифицированного сертификата (если такие ограничения им устанавливаются) и представляет, в том числе следующие документы либо
их надлежащим образом заверенные копии и сведения: основной документ, удостоверяющий личность; основной государственный регистрационный номер  заявителя - юридического лица; доверенность или иной документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени других лиц.

Аккредитованный удостоверяющий центр с использованием инфраструктуры осуществляет проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Для заполнения квалифицированного сертификата в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона № 63-ФЗ аккредитованный удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов выписку из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в отношении заявителя - юридического лица.

В случае, если полученные в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем для включения в квалифицированный сертификат, и аккредитованным удостоверяющим центром установлена личность заявителя - физического лица или получено подтверждение правомочий лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, на обращение за получением квалифицированного сертификата, аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет процедуру создания и выдачи заявителю квалифицированного сертификата. В противном случае аккредитованный удостоверяющий центр отказывает заявителю в выдаче квалифицированного сертификата.

Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства от 21.04.2020
№ 201-л/с расторгнут служебный контракт с заместителем Министра экономики Омской области Русиновой Е.В., исполнявшей обязанности руководителя.

На основании приказа Министерства от 05.03.2009 № 3 «О распределении обязанностей между заместителями Министра экономики Омской области» в редакции
от 21.04.2021, вступившей в силу 22.04.2021, с 21 апреля 2021 года обязанности Министра экономики Омской области исполняла Негодуйко А.В.

В связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи
с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены нерабочие дни с 4 по 30 апреля 2020 года и с 6 по 8 мая 2020 года включительно, сведения о Негодуйко А.В. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, внесены в ЕГРЮЛ только 12.05.2020. В соответствии с требованиями законодательства без актуальных сведений в ЕГРЮЛ получение электронной подписи невозможно.

14.05.2020, то есть после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, аккредитованным удостоверяющим центром Министерству выдан квалифицированный сертификат, после чего страхователь мог осуществить предусмотренные законом действия по предоставлению сведений в электронном виде.

Указанные выше обстоятельства, а именно: направление сведений о застрахованном лице на бумажном носителе ввиду отсутствия у должностного лица Министерства
в период с 21.04.2020 по 28.04.2020 усиленной квалифицированной электронной подписи
по причине смены руководства и невозможностью ее получения в срок до 28.04.2020,
в связи с чем оно не могло направить необходимые сведения в электронной форме
в предусмотренный Постановлением № 590 срок подачи сведений по форме СЗВ-ТД
(до 28.04.2020), свидетельствуют об отсутствии вины страхователя в совершении вменяемого ему нарушения закона.

При привлечении Министерства к ответственности Управлением не принято мер, направленных на получение от страхователя дополнительных доказательств, необходимых для всестороннего исследования вопроса наличия его вины в совершении правонарушения. Факт того, что отсутствие технической возможности обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя, Управлением не доказан.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворения заявленного требования у судов не имелось.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, но судами неправильно применены нормы права применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд кассационной инстанции считает возможным, отменяя принятые по настоящему делу судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного Министерством требования.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-18628/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе
г. Омска от 02.09.2021 № 065S19210014496 о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       А.А. Бурова

Судьи                                                                                    И.А. Малышева

                                                                                                Г.В. Чапаева