ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
17 апреля 2018 года
Дело № А46-19439/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2086/2018) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2018 по делу № А46-19439/2017 (судья Пермяков В.В.), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) к акционерному обществу «Завод сборного железобетона № 6» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – ФИО1 по доверенности № Исх-ДИО/4846 от 28.03.208 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от акционерного общества «Завод сборного железобетона № 6» – ФИО2 по доверенности от 13.11.2017 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; ФИО3 по доверенности от 13.11.2017 сроком действия 12 месяцев, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее -Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к акционерному обществу «Завод сборного железобетона № 6» (далее – АО «ЗСЖБ № 6», Общество, ответчик) о взыскании задолженности за период с 25.03.2016 по 31.07.2017 в размере 103 677 655 руб. 06 коп., а также пени за период с 11.05.2017 по 31.07.2017 в размере 7 965 284 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.01.2018 по делу № А46-19439/2017 в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано в полнм объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что договор аренды земельного участка был заключен на торгах, следовательно, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 № 3463/13 арендная плата по договору, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывается на торгах в зависимости от рыночных цен. Изменение размера арендной платы осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные условиями договора. В связи с тем, что из договора аренды не следует возможность изменения порядка определения арендной платы без подписания дополнительного соглашения, и дополнительное соглашение об изменении порядка расчета арендной платы на основании решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов» между сторонами подписано не было, суд первой инстанции признал незаконным произведенный Департаментом перерасчет арендной платы на основании решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов».
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в рассматриваемом случае размер арендной платы является результатом применения действующих на момент подписания договора расчетных величин формулы расчета, согласованной сторонами, а не согласованием о твердой цене аренды в рублях, поскольку в противном случае отсутствовала необходимость согласования формулы расчета, включающей нормативно регулируемые расчетные величины.
По мнению подателя жалобы, стоимость аренды государственного имущества относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой соответствующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором, в этой связи независимо о предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
АО «ЗСЖБ №6» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Департамента, в котором ответчик не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
23.11.2007 Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и закрытым акционерным обществом «Первая Ипотечная Компания-Регион» на основании результатов торгов, состоявшихся 20.11.2007 (протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 20.11.2007) был заключен договор № Д-Кр-31-7065 аренды земельного участка сроком на 11 лет для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 07.12.2007.
Предметом договора согласно пункту 1.1 Договора является находящийся в муниципальной собственности земельный участок из состава земель населенных пунктов в границах города Омска с кадастровым номером 55:36:100801:3020, местоположение которого установлено в 153 м севернее относительно 10-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Рокоссовского, 30, в Кировском административном округе города Омска, общей площадью 2 929 980 кв.м.
В соответствии с пунктом 2.1 договора размер ежемесячной арендной платы за предоставленный Участок определен в размере 744 560 руб. 48 коп.
Протоколом о результатах аукциона от 20.11.2007, на основании которого был заключен договор аренды земельного участка № Д-Кр-31-7065, к условиям, подлежащим включению в договор аренды земельного участка, отнесено следующее: размер арендной платы в месяц – 744 560 руб. 48 коп. (25 коп. за 1 кв.м).
Соглашением к Договору, зарегистрированным 07.10.2010, п. 2.1 Договора изложили в следующей редакции: «Размер арендной платы за предоставленный участок составляет 1 067 963,06 рублей в месяц и определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы, приведенным в приложении к настоящему соглашению».
Также раздел 2 дополнен следующими пунктами:
«2.3. При принятии нормативных актов, изменяющих значение величин, используемых в расчете арендной платы, новые значения этих величин применяются в расчете арендной платы с указанного в данных актах момента (если такой момент в актах не указан – с момента вступления этих актов в законную силу).
2.4. Размер арендной платы также пересматривается в случае перевода земельного
участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного вида
использования участка в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации.
2.5. Изменение размера арендной платы и порядка ее внесения осуществляется путем
подписания дополнительного соглашения к настоящему договору».
Согласно приложению к соглашению Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с Решением Омского городского совета от 25.07.2007 № 46 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска».
Указанное дополнительное соглашение подписано со стороны арендатора и арендодателя.
Соглашением к Договору, зарегистрированным 02.05.2012, пункт 2.1 Договора изложили в следующей редакции: «Размер арендной платы за предоставленный участок составляет 1 163 832 руб. 01 коп. в месяц и определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы, приведенным в приложении к настоящему соглашению».
На основании соглашения, зарегистрированного 30.06.2015, права и обязанности по договору аренды земельного участка № Д-Кр-31-7065 перешли к ЗАО «ЗСЖБ № 6».
Департамент, указав на изменение порядка расчета арендной платы на основании Решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов», произвел перерасчет арендной платы за период с 25.03.2016 и направил в адрес ответчика уведомление об изменении размера арендной платы от 25.04.2017 № Исх-ДИО/6039.
Как следует из данного уведомления, ежемесячный размер арендной платы за период с 25.03.2016 по 24.03.2017 был определен Департаментом в размере 7 546 618 руб. 92 коп. в месяц, с 25.03.2017 – 7 848 483 руб. 68 коп. в месяц на основании Решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов».
23.08.2017 Департаментом была направлена претензия Исх-ДИО/14078 об оплате задолженности по арендной плате с учетом доначисления за период с 25.03.2016 по 31.07.2017 в сумме 103 677 655 руб. 06 коп. и пени за период с 11.05.2017 по 31.07.2017 в сумме 7 965 284 руб. 16 коп.
Указанное доначисление было произведено Департаментом на основании Решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов».
В результате произведенного перерасчета арендной платы сумма задолженности Общества по договору № Д-Кр-31-7065 аренды земельного участка за период с 25.03.2016 по 31.07.2017 составила 103 677 655 руб. 06 коп. Также были начислены пени за просрочку платежей за период с 11.05.2017 по 31.07.2017 в размере 7 965 284 руб. 16 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по внесению арендных платежей послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
24.01.2018 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Принимая во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том правоотношения сторон являются обязательствами аренды, в связи с чем подлежат регулированию нормами параграфа 1 главы 34 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, раздела 3 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (общие положения об обязательствах), Земельным кодексом Российской Федерации, а также условиями заключенного договора.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорного правоотношения) предусмотрено, что одной из форм платы за использование земли является арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями части 16 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы. По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) определяется размер первого арендного платежа.
Согласно части 2 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с частью 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Участники аукциона свободны в своем праве, а соответственно могут участвовать в торгах на предложенных условиях, либо не принимать в них участие.
Следовательно, заключая договор аренды земельного участка на торгах, участник торгов выражает свою волю на заключение договора аренды на предложенных условиях.
Как усматривается из материалов дела, договор аренды земельного участка № Д-Кр-31-7065 заключен по результатам аукциона.
Протоколом о результатах аукциона от 20.11.2007, на основании которого был заключен договор аренды земельного участка № Д-Кр-31-7065, к условиям, подлежащим включению в договор аренды земельного участка, отнесено следующее: размер арендной платы в месяц – 744 560 руб. 48 коп. (0,25 рубля за 1 кв.м).
Согласно пункту 2.5 договора (с учетом дополнительных соглашений) изменение размера арендной платы и порядка ее внесения осуществляется путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
Таким образом, договором аренды прямо предусмотрено, что в случае изменения порядка определения размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов арендодатель заключает с арендатором дополнительное соглашение к договору, поскольку в рассматриваемом случае такое изменение является изменением существенного условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В дальнейшем размер арендной платы был увеличен путем подписания сторонами дополнительных соглашений до 1 163 832 руб. 01 коп.
Вместе с тем соглашение об изменении порядка расчета арендной платы до заявленного Департаментом размера, рассчитанного на основании Решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов», ответчиком подписано не было.
Поскольку соглашение об изменении порядка расчета арендной платы на основании Решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов» ответчиком подписано не было, правовых оснований применять новый порядок исчисления арендной платы у Департамента не имелось, учитывая, что договор аренды был заключен на торгах и условиями договора аренды не предусмотрено, что размер арендной платы корректируется при изменении законодательства публично-правового образования, и изменение порядка расчета арендной платы происходит автоматически и не требует внесения соответствующих изменений в договор аренды.
Доводы Департамента о том, что в рассматриваемом случае не требовалось подписания сторонами соглашения к договору аренды об изменении порядка расчета арендной платы, поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях предусмотренных договором аренды, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном применении и толковании норм законодательства.
В рассматриваемом случае подателем жалобы не учтено, что размер арендной платы по договору аренды, заключенному на торгах, не может устанавливается и изменяться Департаментом, как арендодателем, в одностороннем порядке в соответствии с положениями нормативного правового акта, изменяющего значение коэффициентов, используемых в расчете арендной платы.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» было указано, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
В силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 № 3463/13, арендная плата по договору, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывается на торгах в зависимости от рыночных цен. Изменение размера арендной платы осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные условиями договора.
В рассматриваемом случае договор аренды был заключен на торгах, следовательно, приняв участие в торгах, подписав договор аренды, арендатор принял на себя обязательство оплачивать арендные платежи в согласованном размере (статьи 309 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Изменение арендной платы по договору, определенной на торгах, производилось путем подписания дополнительных соглашений, что следует из материалов дела, следовательно, арендная плата, вопреки доводам Департамента, не является регулируемой и подлежит установлению по соглашению сторон, в порядке предусмотренном договором аренды.
Дополнительное соглашение об изменении порядка расчета арендной платы на основании Решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов» сторонами подписано не было.
Учитывая изложенное и принимая во вниманием, что из содержания протокола об итогах торгов и договора аренды не следует возможность изменения порядка определения арендной платы без подписания дополнительного соглашения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что перерасчет, произведенный Департаментом на основании Решения Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов»,, является не законным.
Более того, Решение Омского городского совета от 16.03.2016 № 432 распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Омска, предоставленные в аренду без торгов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Департамента о взыскании задолженности по арендной плате с учетом незаконного её доначисления.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в рассмотренной части.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда в рассмотренной части не имеется, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2018 по делу № А46-19439/2017-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю. Рыжиков
Судьи
А.С. Грязникова
Е.П. Кливер