Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-20145/2021
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Дерхо Д.С.
ФИО1
при ведении протокола помощником судьи Шороховой И.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска
на постановление от 26.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу № А46-20145/2021 Арбитражного суда Омской области по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным отказа, оформленного письмом от 02.09.2021 № 07/17209.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ширяй И.Ю.) в заседании участвовали представители:
от индивидуального предпринимателя ФИО2 –
ФИО3 по доверенности от 08.11.2021;
от департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска – ФИО4 по доверенности от 09.06.2022.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее –
ИП ФИО2, предприниматель, заявитель) обратилась в суд с заявлением
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска
(далее – департамент, административный орган, заинтересованное лицо,) о признании недействительным отказа, оформленного письмом от 02.09.2021 № 07/17209.
В качестве способа восстановления права просила обязать заинтересованное лицо совершить действие в виде утверждения представленной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для предоставления в собственность ИП ФИО2 в соответствии с указанной схемой земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181.
Определением от 08.12.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент имущественных отношений, третье лицо,).
Решением от 16.02.2022 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя отказано.
Постановлением от 26.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 16.02.2022 отменено, по делу принят новый судебный акт. Апелляционный суд удовлетворил заявление предпринимателя в полном объеме, признал недействительным отказ департамента в предварительном согласовании предоставления
в собственность земельного участка ИП ФИО2, оформленный письмом
от 02.09.2021 № Исх-01-ДАГ/07/17209. В качестве способа восстановления прав заявителя суд обязал департамент в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по делу утвердить предоставленную ИП ФИО2 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого
из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 для предоставления
в собственность под объектом недвижимости с кадастровым номером 55:36:110101:26906, расположенным по адресу <...>. С департамента в пользу предпринимателя суд взыскал 450 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Департамент обратился с кассационной жалобой, просит отменить постановление
от 26.04.2022 суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение от 16.02.2022 суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о том, что на схеме отражены не все зоны с особыми условиями использования территории, попадающие
в границы отображаемого на схеме фрагмента; судом апелляционной инстанции неправомерно отклонен довод об отсутствии согласия арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка; образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 № 302-ЭС15-17338), суд округа полагает, что выводы апелляционного суда соответствуют обстоятельствам дела
и примененным нормам права.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:2181 было возведено отдельно стоящее здание торгового комплекса, общей площадью 1 985,5 кв. м, с кадастровым номером 55:36:110101:26906, расположенное
по адресу: <...>.
Для использования здания предыдущий собственник торгового комплекса – общество с ограниченной ответственностью «Сириус» (далее – ООО «Сириус») –
по договору от 05.09.2006 № Д-Кр-31-6439 арендовал часть земельного участка
с кадастровым номером 55:36:110101:2181 площадью 2 542 кв. м.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.06.2021 право собственности на указанный объект перешло от ООО «Сириус» к ИП ФИО2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 26.11.2021.
Извещением от 09.08.2021 № Исх-ДИО/10938 Департамент имущественных отношений в порядке статей 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) отказался от договора по истечении трехмесячного срока с даты направления данного извещения.
Между ООО «Сириус» и ИП ФИО2 17.11.2021 было заключено соглашение к договору аренды земельного участка от 05.09.2006 № Д-Кр-31-6439, согласно которому права и обязанности по договору аренды части земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 переходят к новому собственнику, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.11.2021.
ИП ФИО2 обратилась в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления части земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), приложив к заявлению выписку из ЕГРН в отношении здания торгового комплекса
с кадастровым номером 55:36:110101:26906, выписку из ЕГРН в отношении испрашиваемого земельного участка, схему расположения земельного участка
на кадастровом плане территории.
Письмом от 02.09.2021 № 07/17209 департамент отказал заявителю
в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, обосновав отказ следующими обстоятельствами:
– на схеме расположения земельного участка в кадастровом плане территории отражены не все зоны с особыми условиями использования территории, попадающие
в границы отображаемого на схеме фрагмента;
– не представлено согласие арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка;
– не утвержден проект межевания территории, не учтены актуальные материалы
и сведения правил землепользования и застройки.
Считая отказ департамента незаконным, ИП ФИО2 обратилась в суд
с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на схеме расположения земельного участка отражены не все зоны с особыми условиями использования территории, попадающие в границы отображенного на схеме фрагмента; при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены актуальные материалы и сведения правил землепользования и застройки; в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 зарегистрированы аренда в пользу третьих лиц и ипотека, согласие арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка не представлено.
Кроме того, представленной схемой предусмотрено также образование земельного участка площадью 31 809 кв. м, на котором расположены в том числе многоквартирные дома, в таком случае с учетом положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ без утвержденного проекта межевания территории образование земельного участка невозможно.
Суд апелляционной инстанции не установил нарушений требований к образуемым земельным участкам; признал недоказанным департаментом факт неотображения в схеме зон с особыми условиями использования территорий; исходя из отсутствия доказательств неделимости участка, учитывая исключительный характер права собственника объекта недвижимости на предоставление земельного участка под ним, счел необоснованным обжалуемый отказ по основанию отсутствия согласия арендаторов и залогодержателей;
на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ признал неверным мотивом для отказа отсутствие утвержденного проекта межевания территории.
По существу спор разрешен апелляционным судом правильно.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3
статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту,
а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9
и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований
и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд
не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Как указано в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы
и лица связаны законом (принцип законности) (статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов,
во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели)
и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
Общие правила и условия образования земельных участков определены положениями статьи 11.2 ЗК РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления
в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка
в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Нормами земельного законодательства, действовавшими как на момент приобретения заявителем в собственность здания торгового комплекса, так и нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимые для их обслуживания.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов,
в том числе:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии
с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или
с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка,
а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно,
в постоянное (бессрочное) пользование.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе
в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотрен положениями статьи 11.10 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 названной статьи).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования
и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2
статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных
на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13
статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением
об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого
не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Департамент отказал заявителю в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, сославшись
на 3 основания:
– на схеме расположения земельного участка в кадастровом плане территории отражены не все зоны с особыми условиями использования территории, попадающие
в границы отображаемого на схеме фрагмента;
– не представлено согласие арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка;
– не утвержден проект межевания территории, не учтены актуальные материалы
и сведения правил землепользования и застройки.
Отказ нормативно обоснован положениями подпункта 1 пункта 8
статьи 39.15 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, пункта 4
статьи 11.2 ЗК РФ, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования
к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации
от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее – Приказ № 762).
В силу приложения № 1 к названному приказу Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее – Требования) устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
(далее – схема расположения земельного участка).
Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 Требований, утвержденных Приказом № 762, при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходимо учитывать материалы и сведения, в частности, о зонах с особыми условиями использования территории.
Виды зон с особыми условиями использования территорий перечислены
в статье 105 ЗК РФ (зоны охраны объектов культурного наследия, защитная зона объекта культурного наследия, охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), придорожные полосы автомобильных дорог, охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), охранная зона линий
и сооружений связи, охранная зона тепловых сетей и др.).
Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводами суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа департамента, мотивированного тем, что
на схеме расположения земельного участка отражены не все зоны с особыми условиями использования территории, попадающие в границы отображаемого на схеме фрагмента.
Из материалов дела следует, что заинтересованное лицо, обязанное доказать законность принятого решения, ни в обжалуемом предпринимателем отказе, изложенном в письме от 02.09.2021 № 07/7209, не привело никаких конкретных доводов и ссылок
на какие-либо материалы, подтверждающие наличие указанных выше зон,
ни в последующем, при рассмотрении спора судом, таких доказательств в дело
не представило.
В связи с чем является обоснованным вывод апелляционного суда о незаконности обжалуемого отказа по мотиву неуказания в схеме всех зон с особыми условиями использования территории.
Отсутствие согласия арендаторов и залогодержателей в данном случае также
не является препятствием для утверждения представленной заявителем схемы.
Статьей 39.20 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения.
В целях реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 пункта 1
статьи 1 ЗК РФ), пунктом 1 указанной статьи предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков
в собственность или в аренду граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2).
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением
о предоставлении земельного участка в аренду (пункт 6).
Установленный указанными положениями порядок приобретения прав на земельные участки направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности.
Не допускается возможность предоставления земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким собственникам, в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
Указанный запрет установлен лишь в отношении неделимых земельных участков
и не распространяется на случаи, когда раздел земельного участка возможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, при этом на выделяемом участке расположено отдельно стоящее здание, принадлежащее одному собственнику.
Положения статьи 39.20 ЗК РФ не предусматривают оснований для отказа собственнику здания, сооружения в выделе земельного участка, необходимого для использования этого объекта недвижимости, за исключением случаев, когда участок является неделимым.
Собственник здания, сооружения в силу статьи 39.20 ЗК РФ имеет безусловное право на предоставление ему земельного участка для использования этого строения.
Из материалов дела следует, что ИП ФИО2 является единоличным собственником объекта недвижимости и вправе приобрести в собственность часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181, занятого зданием
и необходимого для его эксплуатации, при отсутствии препятствий для раздела исходного земельного участка. Департамент при рассмотрении спора не заявлял о невозможности раздела (выдела) исходного земельного участка, не оспаривал площадь, необходимую для эксплуатации здания.
Вопрос о сохранении обременений (ограничений) на образуемые земельные участки разрешается с учетом положений статьи 11.8 ЗК РФ. Департамент не обосновал положениями норм законодательства и какими-либо конкретными обстоятельствами нарушение прав залогодержателей исходного земельного участка, которые могли бы быть оценены судом как имеющие правовое значение и препятствующие образованию земельного участка.
Отказ департамента по мотиву неутверждения проекта межевания территории также является необоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ определено, что исключительно в соответствии
с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Частями 1, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), осуществляется подготовка документации по планировке территории, при которой может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории
и градостроительных планов земельных участков.
Однако, подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено исключение
из общего правила об образовании земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для случая образования земельного участка для его дальнейшего предоставления собственникам расположенных на нем зданий
и сооружений.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконным отказа департамента, изложенного в письме
от 02.09.2021 № 07/17209, отменив решение от 16.02.2022 Арбитражного суда Омской области и приняв новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В целом приведенные заявителем жалобы доводы повторяют его позицию
по делу, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, по существу направлены на переоценку доказательств
и установленных обстоятельств, что выходит за рамки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ. Доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении норм права, которые
в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 26.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного по делу
№ А46-20145/2021 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Сирина
Судьи Д.С. Дерхо
А.В. Щанкина