ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-20558/17 от 30.08.2018 АС Западно-Сибирского округа

276/2018-34824(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-20558/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2018 года. 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Черноусовой О.Ю.  судей Григорьева Д.В. 

 ФИО1 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение  «Мостовик» на решение от 16.02.2018 Арбитражного суда Омской области  (судья Савинов А.В.) и постановление от 22.05.2018 Восьмого арбитражного  апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Дерхо Д.С., Тетерина Н.В.) по делу   № А46-20558/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Научно-производственное объединение «Мостовик» (644080, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Омской области (644007, <...>,  ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании актов. 

Другое лицо, участвующее в деле, – федеральное государственное  бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной  службы государственной регистрации кадастра и картографии». 


Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное  объединение «Мостовик» (далее – общество, ООО «НПО «Мостовик»)  обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании  недействительными отказов Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области  (далее – управление) в осуществлении государственного кадастрового учета  изменений в сведения о площади объекта недвижимости (кадастровый номер  55:36:000000:12321), расположенного по адресу: <...>, (далее – спорный объект, здание),  изложенных в письме от 12.04.2017 № 12/02394-17, уведомлении  от 18.09.2017 № 55-0-1-21/3001/2017-7554, и обязании управления внести  в единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведения  о площади спорного объекта 211,80 кв.м. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная  кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации  кадастра 

и картографии» (далее – учреждение).

Решением от 16.02.2018 Арбитражного суда Омской области,  оставленным без изменения постановлением от 22.05.2018 Восьмого  арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных  требований отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные  акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов  обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований. 

По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что 


содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН)  и в ЕГРН сведения о площади спорного объекта 185,3 кв.м были  неправомерно внесены управлением на основании технического паспорта  нежилого помещения от 29.11.2010, составленного с нарушением  действующего законодательства (в отсутствие разрешений на реконструкцию  объекта капитального строительства и ввод его в эксплуатацию). Сведения  о площади здания подлежали включению на основании данных единого  государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним  (далее – ЕГРП). 

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить  обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие  действующему законодательству. 

Учреждение отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ) не представило. 

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность  доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд  кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат  оставлению без изменения.  

Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно  свидетельству о государственной регистрации права от 18.07.2017 серии  55-АА 423356 ООО «НПО «Мостовик» является собственником здания,  общей площадью 211,8 кв.м, на основании договора купли-продажи  недвижимого имущества от 22.06.2011, заключенного с обществом  с ограниченной ответственностью «АК «Иртыш». При этом сведения  о площади спорного объекта были внесены в ЕГРП на основании  технического паспорта нежилого строения от 12.07.2005. 

Получив выписку из ЕГРН от 29.03.2017, содержащую сведения  о площади названного объекта 185,3 кв.м, общество в целях приведения  характеристик здания в соответствии с данными ЕГРП письмом от 04.04.2017 


обратилось в управление с просьбой об осуществлении мероприятий по  изменению сведений ЕГРН. 

Письмом от 21.04.2017 управление сообщило обществу о внесении  в ЕГРН сведений о площади спорного объекта в соответствии с информацией  ГКН, которая была включена на основании технического паспорта нежилого  строения от 29.10.2010. 

ООО «НПО «Мостовик», ссылаясь на признание его несостоятельным  (банкротом), введение в отношении него процедуры конкурсного  производства и затруднения в реализации здания, обратилось в учреждение  с просьбой осуществить мероприятия по изменению сведений ЕГРН  относительно площади спорного объекта и приведения ее в соответствие  с данными ЕГРП (письмо от 08.06.2017). 

 Письмом от 03.07.2017 учреждение также сообщило обществу  о соответствии содержащихся в ЕГРН сведений о площади здания  информации, представленной организацией технической инвентаризации,  и отсутствии оснований для внесения изменений. 

Кроме того, ООО «НПО «Мостовик» 08.06.2016 обратилось  в управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового  учета изменений вышеуказанного объекта недвижимости. 

Уведомлением от 15.06.2017 № 55-0-1-21/3001/2017-7554 управление  сообщило обществу о приостановлении осуществления государственного  кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании пункта 5  части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости (далее – Закон  о регистрации), в связи с тем, что не представлен технический план,  подготовленный в результате проведения кадастровых работ. 

Поскольку в течение срока приостановления не были устранены  причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета, управление  в порядке статьи 27 Закона о регистрации отказало в осуществлении  государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, 


известив общество уведомлением от 18.09.2017 № 55-0-1-21/3001/2017-7554. 

Не согласившись с отказами управления во внесении изменений  в ЕГРН относительно площади спорного объекта, ООО «НПО «Мостовик»  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой  и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления  правовых оснований для совершения испрашиваемых обществом  мероприятий по внесению изменений в ЕГРН относительно площади  спорного объекта. 

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые  судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных  обстоятельств рассматриваемого спора. 

Закон о регистрации, вступивший в законную силу с 01.01.2017,  регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на  территории Российской Федерации государственной регистрации прав на  недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета  недвижимого имущества, ведением ЕГРН и предоставлением сведений,  содержащихся в ЕГРН (часть 1 статьи 1). 

В соответствии с положениями части 2 статьи 7 Закона о регистрации  ЕГРН состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости и реестра  прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества. 

В силу части 6 статьи 72 Закона о регистрации со дня его вступления  в силу сведения ЕГРП и сведения ГКН считаются сведениями,  содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения,  в том числе указанными в статье 4 названного Закона участниками  отношений, возникающих при осуществлении государственного  кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. 

Порядок ведения ЕГРН утвержден приказом Минэкономразвития  России от 16.12.2015 № 943 (далее – Порядок № 943). 


Согласно пункту 171 Порядка № 943 внесение в ЕГРН сведений ЕГРП  и сведений ГКН, которые с 01.01.2017 считаются сведениями,  содержащимися в ЕГРН, не требующими дополнительного подтверждения,  осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Порядком. 

Перед внесением в ЕГРН характеристики каждого объекта  недвижимости, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, проверяются на полное  совпадение. В случае несовпадения сведений ЕГРП и ГКН о характеристиках  объекта недвижимости (здания, сооружения, помещения, объекты  незавершенного строительства) такие сведения включаются в раздел ЕГРН,  открываемый на соответствующий объект недвижимости, из ГКН (пункт 178,  подпункт 2 пункта 179 Порядка № 943). 

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что сведения  в ЕГРН в отношении здания были внесены на основании информации,  содержащейся в ЕГРП и ГКН; выявив при проверке характеристик  названного объекта недвижимости несовпадение сведений о его площади (по  данным ЕГРП – 211,8 кв.м, по данным ГКН – 185,3 кв.м), управление  включило такие сведения в соответствии с информацией, содержащейся  в ГКН. 

В свою очередь в ГКН сведения в отношении спорного объекта были  внесены в порядке части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007   № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон  о кадастре) как о ранее учтенном объекте недвижимости. 

Согласно части 3 статьи 45 Закона о кадастре сведения о ранее учтенных  объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 названного  Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы  включаются в соответствующие разделы ГКН в сроки и в порядке, которые  установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере  кадастровых отношений. В срок до 01.01.2013 органы и организации по  государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации,  осуществившие до дня вступления в силу названного Закона или 


в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43  названного Закона особенностей государственный технический учет зданий,  сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают  в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих  объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные  уполномоченными должностными лицами органов и организаций по  государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации  копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений,  помещений, объектов незавершенного строительства. 

Как следует из материалов дела, сведения о спорном объекте  недвижимости, в том числе о его площади в размере 185,3 кв.м, включены  19.06.2012 в ГКН на основании технической документации (технические  паспорта нежилого строения от 08.02.2006, от 29.11.2010), переданной  государственным предприятием Омской области «Омский центр технической  инвентаризации и землеустройства» в рамках исполнения государственного  контракта от 07.12.2011 № 165-Д «Обеспечение условий перехода  к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений,  объектов незавершенного строительства к 2013 году». 

Доказательств того, что данная площадь здания в 2010 году была  определена неверно органами технической инвентаризации либо была  изменена на момент внесения соответствующих сведений в ГКН (2012 год)  и в ЕГРН (2017 год) не имеется. 

Вопреки доводам общества составление вышеназванной технической  документации в отсутствие сведений о наличии разрешительных документов  на реконструкцию здания не свидетельствует о недостоверности  проведенных органами технической инвентаризации обмеров фактической  площади спорного объекта и не является основанием для непринятия  указанных сведений к техническому учету, осуществление которого не 


влечет возникновение, изменение, прекращение каких-либо прав  в отношении объекта недвижимости. 

Ссылка ООО «НПО «Мостовик» о необходимости включения в ЕГРН  сведений о площади здания на основании данных, содержащихся в ЕГРП,  правомерно отклонена судами как несоответствующая положениям  действующего законодательства. 

Статьей 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае,  если в течение срока приостановления не устранены причины,  препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета  и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного  Закона. 

В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав  в случае непредставления документов, необходимых для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав. 

Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации установлено, что  одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета  объекта недвижимого имущества, является технический план,  подготовленный в результате проведения кадастровых работ  в установленном федеральным законом порядке. 

В материалах дела не имеется доказательств представления ООО «НПО  «Мостовик» технического плана, необходимого для осуществления  государственного кадастрового учета изменений в отношении площади  спорного объекта. 

 С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об  отсутствии у управления правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений 


о площади здания 211,8 кв.м и правомерно отказали в удовлетворении  заявленных обществом требований. 

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений  действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора,  не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих  инстанций норм права. 

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей  288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных  актов. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

п о с т а н о в и л:

решение от 16.02.2018 Арбитражного суда Омской области и постановление  от 22.05.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу   № А46-20558/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий О.Ю. Черноусова

Судьи Д.В. Григорьев 

 ФИО1