ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-2070/18 от 05.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 февраля 2019 года

                                            Дело №   А46-2070/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме  февраля 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Дерхо Д.С.,

судей  Рожкова Д.Г., Семеновой Т.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Набиевым М.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-13292/2018 ) общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилищник 1» на решение Арбитражного суда Омской области от 13.09.2018 по делу № А46-2070/2018 (судья Ухова Л.Д.) по иску муниципального предприятия г. Омска «Тепловая компания» (ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилищник 1» (ИНН 5501208961, ОГРН 1085543024709) о взыскании 162 953,16 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилищник 1» – Калмыкова Д.В. (доверенность № 07/2017 от 01.02.2017 сроком действия три года);

от муниципального предприятия г. Омска «Тепловая компания» – Кудашовой Т.С. (удостоверение № 3481 выдано 02.09.2016 действительно до 31.12.2019, доверенность № 4-ип/04 от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019), Колесниковой О.В. (доверенность № 8-ИП/04 от 09.01.2019 сроком действия по 31.12.2019).

установил:

муниципальное предприятие г. Омска «Тепловая компания» (далее - МП «ТК», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилищник 1» (далее - ООО «УК Жилищник-1», ответчик) о взыскании (с учетом уточнения) 134 683 руб. 75 коп. стоимости потребленной тепловой энергии, используемой на нужды горячего водоснабжения (на подогрев горячей воды), используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах в период с января по сентябрь 2017 года.

Решением Арбитражного суда Омской области от 13 сентября 2018 года по делу № А46-2070/2018 исковые требования МП «ТК» удовлетворены.

Не согласившись с решением, ООО «УК Жилищник-1» просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.

ООО «УК Жилищник-1» с произведенным расчетом не согласен, настаивая, в том числе на том, что в спорных МКД отсутствует центральное горячее водоснабжение, а имеет место приготовление горячей воды в индивидуальных тепловых пунктах с использованием тепловой энергии, которую поставляет истец.

К апелляционной жалобе ООО «УК Жилищник-1» приложены дополнительные доказательства: заявление в ГЖИ Омской области об исключении из лицензии ООО «УК Жилищник-1» домов 11-я Ремесленная, 25 А, 29 вх. № б/н от 14.01.2016; протокол общего собрания собственников помещений дома ул. 11-я Ремесленная, 25 А № 6/н от 20.12.2015; договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД № 189 от 25.12.2015 (11-я Ремесленная, 25 А); протокол общего собрания собственников помещений дома ул. 11-я Ремесленная, 25 А № б/н от 14.12.2015; договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД № 194 от 12,01.2016 (11-я Ремесленная, 29); ответ МП «ТК»   на запрос от 12.04.2018 по схемам теплоснабжения МКД в управлении ООО «УК Жилищник-1».

В отзыве на апелляционную жалобу МП «ТК» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «УК Жилищник-1» поддержал заявленное в апелляционной жалобе ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель в МП «ТК» возражал против удовлетворения заявленного ходатайства, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения,

Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.

Согласно абзацу 5 пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.

Таким образом, разрешение вопроса о принятии, а также оценка дополнительных доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев представленные ООО «УК Жилищник-1» дополнительные доказательства, считает, что документы должны быть приобщены к материалам дела, поскольку имеют значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, принятия законного и обоснованного судебного акта и не противоречат иным доказательствам, представленным в материалы дела.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2018 судебное заседание отложено на 10.01.2019.

Сторонам предложено: представить в суд апелляционной инстанции мотивированные письменные пояснения (в порядке статьи 81 АПК РФ) по следующим вопросам:

а) какова технология горячего водоснабжения  спорных МКД (в том числе, является ли система подачи горячей воды открытой либо закрытой; каким образом технологически осуществляется подогрев воды; является ли система теплоснабжения централизованной или нецентральзованной (в том числе, исходя из того, что применяются ИТП, а не центральный тепловой пункт));

б) каков характер деятельности каждой организации (в том числе, МП «ТК», ООО «УК Жилищник-1», организации, осуществляющей водоснабжение), участвующей в процессе подготовки и подачи горячей воды для спорных МКД;

в) какой тариф, установлен для МП «ТК» в юридически значимый период применительно к горячему водоснабжению спорных МКД (либо к теплоснабжению) (является ли тариф одно- либо двухкомпонентным);

г) если тариф является двухкомпонентным, по какой причине в ценообразовании используется только один компонент тарифа (на подогрев воды);

д) каким образом производится начисление платы за ГВС собственникам помещений в спорных МКД, кто является исполнителем данной услуги и получателем указанной платы (МП «ТК», ООО «УК Жилищник-1»);

е) по какой формуле начисляется плата за ГВС собственникам помещений в МКД, не компенсирует ли указанная плата фактические затраты МП «ТК», связанные с потерями тепла во внутридомовых сетях (применительно к используемому порядку ценообразования (содержанию используемой формулы) при расчетах с населением);

ж) применим ли (с точки зрения экономической обоснованности, логики ценообразования) установленный пунктом 24(1) Правил № 306 норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды при централизованном водоснабжении, к случаям приготовления горячей воды в индивидуальных тепловых пунктах МКД?

До начала судебного заседания от сторон поступили дополнительные пояснения по делу, из содержания которых усматривается совокупность следующих обстоятельств:

1) Система теплоснабжения спорных МКД является закрытой. Схема подключения системы отопления и системы горячего водоснабжения МКД - независимая, через пластинчатые теплообменники, установленные в индивидуальном тепловом пункте (ИТП) каждого МКД;

2) Ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в спорные МКД тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, является МП «ТК»; холодную воду МП «ТК» не приобретает и не поставляет.

3) Технология подогрева воды в спорных МКД состоит в следующем. Теплоноситель (тепловая энергия) от котельной по тепловым сетям (первичный контур) поступает в ИТП каждого многоквартирного жилого дома.  Приготовление горячей воды для системы горячего водоснабжения дома происходит с помощью пластинчатых теплообменников, установленных в ИТП.

4) Коммерческий учет тепловой энергии, поступающей в МКД, не осуществляется (общедомовые приборы учета тепловой энергии отсутствуют).

5) Начисление и взимание платы за горячее водоснабжение в целях индивидуального потребления собственников помещений в спорных МКД осуществляет МП «ТК».

6) Расчет платы за индивидуальное потребление производится МП «ТК» по формуле 4, утвержденной Правилами № 354: Pi = ni * Nj * Tкр,, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом из пояснений представителя МП «ТК» в судебном заседании усматривается, что Nj принимается по нормативу потребления ресурса «горячая вода», а Tкр – по тарифу ресурса «тепловая энергия». Формула  23, утвержденная Правилами № 354, для случаев установления двухкомпонентных тарифов не применяется, так как МП «ТК» не приобретает и не поставляет холодную воду для приготовления горячей воды, используемой собственниками помещений в МКД, а поставляет лишь тепловую энергию.

7) Предъявленный ко взысканию объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды для общедомовых нужд (ГВС для ОДН), определен истцом расчетным способом, в соответствии с Правилами № 306 (формула 24/1). Так, расчет расхода тепловой энергии произведен с использованием Приказов РЭК Омской области №118/46 от 11.09.2014. №63/27 от 31.05.2017, а также от 20.11.2017 №288/69. При этом в отсутствие непосредственно в исковой период утвержденного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (далее - норматив на подогрев воды) МП «ТК» в отношении количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды использован норматив равный 0,0503 Гкал/м3, рассчитанный в соответствии с пунктом 24(1) Правил № 306.

Таким образом, в расчете цены иска МП «ТК» использует норматив расхода тепловой энергии, предусмотренный для случаев подогрева воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, который используется применительно к централизованному водоснабжению.

Указанные дополнительные материалы приняты судом апелляционной инстанции применительно к требованиям статей 81, 268 АПК РФ в целях обеспечения полноты установления значимых для дела обстоятельств, правильного и своевременного разрешения спора, что соответствует задачам арбитражного судопроизводства, установленным статьей 2 АПК РФ.

Из ответа РЭК Омской области № ИСХ-18/РЭК-3453 от 04.07.2018 на судебный запрос усматривается, что Приказами РЭК Омской области №118/46 от 11.09.2014. №63/27 от 31.05.2017 утверждены нормативы потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД для домов с централизованным горячим отоплением. Для МКД с нецентрализованной системой ГВС такие нормативы не утверждались, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

В заседании суда апелляционной инстанции 10.01.2019 представители ООО «УК Жилищник-1», МП «ТК» поддержали ранее изложенные позиции.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019 судебное заседание отложено на 29.01.2019.

Суд апелляционной инстанции запросил в РЭК Омской области информацию по следующим вопросам:

1) применимы ли установленные приказами РЭК Омской области №118/46 от 11.09.2014, №63/27 от 31.05.2017, № 288/69 от 20.11.2017 величины (нормативы потребления горячей воды для целей ОДН; нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды) к схеме приготовления горячей воды, реализованной в отношении спорных многоквартирных домов (с использованием индивидуальных тепловых пунктов), принимая во внимание, в том числе, тот факт, что МП «ТК» фактически поставляет в спорные многоквартирные дома не горячую воду (как ресурс), а тепловую энергию?

2) Сохраняют ли указанные нормативы свою техническую и экономическую обоснованность с учетом того, что индивидуальные тепловые пункты (в отличие от центрального теплового пункта, характерного для системы централизованного горячего водоснабжения) входят в состав общего имущества многоквартирных домов (бремя содержания которого лежит на самих собственниках имущества), соответственно, ресурсоснабжающая организация не несет бремени расходов по поддержанию указанных инженерных сооружений в надлежащем состоянии?

В поступивших в суд апелляционной инстанции дополнительных пояснениях МП «ТК» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылается на то, что независимо о типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), количество тепловой энергии, использованной на погогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательстве порядке нормативам расхода тепловой энергии на погогрев воды для целей горячего водоснабжения, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями; норматив потребления горячей воды на ОДН не зависит от вида системы горячего водоснабжения, а тепловая энергия, используемая для погогрева количества воды в пределах норматива; затраты на содержание общедомового оборудования в эти нормативы не включены.

В заседании суда апелляционной инстанции 29.01.2019 представитель ООО «УК Жилищник-1» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель МП «ТК» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании был объявлен перерыв 29.01.2019 по 05.02.2019.

Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, а также на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации (картотека арбитражных дел).

До начала судебного заседания от РЭК Омской области поступил ответ на запрос от 28.01.2019 согласно которому, РЭК Омской области, ссылаясь на положения части 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) указывает на то, что нормативы потребления горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, могут применяться при определении объема коммунального ресурса, которым является горячая вода; поскольку истец не является поставщиком горячей воды, он не может взимать плату за указанный коммунальный ресурс; техническая и экономическая обоснованность нормативов потребления горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не зависит от принадлежности имущества, поскольку норматив является показателем объема потребленного ресурса, а не его стоимости.

Указанные дополнительные материалы приняты судом апелляционной инстанции применительно к требованиям статей 81, 268 АПК РФ в целях обеспечения полноты установления значимых для дела обстоятельств, правильного и своевременного разрешения спора, что соответствует задачам арбитражного судопроизводства, установленным статьей 2 АПК РФ.

В заседании суда 05.02.2019 представитель ООО «УК Жилищник-1» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители МП «ТК» поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за период с период с января по сентябрь 2017 года истцом произведена поставка тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (на подогрев горячей воды), используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика – ООО «УК Жилищник-1». Факт нахождения многоквартирных домов в управлении ООО «УК Жилищник-1» подтверждается реестром лицензий Омской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Омской области.

Договор поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества №10198 от 14.02.2017 направлен в адрес ООО «УК Жилищник-1» сопроводительным письмом 17.02.2017 исх. №857-ИП и по настоящее время не подписан абонентом, разногласий по проекту договору не заявлено, иными доказательствами суд не располагает; впоследствии по истечении срока рассмотрения проекта договора направлялись для рассмотрения и подписания дополнительные соглашения о внесении изменений в договор с дополнительными соглашениями.

В период с января по сентябрь 2017 года ООО «УК Жилищник-1»», являющимся исполнителем коммунальных услуг в рамках сложившихся договорных отношений с МП «ТК» потреблена тепловая энергия, предоставленная МП «ТК» на нужды ГВС в целях подогрева горячей воды, используемая для содержания общего имущества в многоквартирных домах на общую сумму 134 683 руб. 75 коп., что подтверждается представленными в материалы дела счет-фактурами от 31.01.2017, от 28.02.2017, от 31.03.2017, от 30.04.2017, от 31.05.2017, от 30.06.2017, от 31.07.2017, от 31.08.2017, от 30.09.2017, а также корректировочными счет-фактурами от 31.05.2018 в количестве 9 штук к счетам фактурам спорного периода помесячно, а также расчетом суммы задолженности после уточнения суммы иска.

Как посчитал истец тепловая энергия на нужды ГВС ОДН потреблена ООО «УК Жилищник-1» в рамках договора №10198 от 14.02.2017, принятым в отсутствие разногласий стороной.

Многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика (г. Омск, ул. Октябрьская, 124; ул. Октябрьская, 126; ул. 11-я Ремесленная №25; ул. 11 Ремесленная, 29; ул. Арктическая, 25; Арктическая, 37; Орджоникидзе, 85; проезд Гусарова, 115; Яковлева, 143) не оснащены приборами учета тепловой энергии, расход тепловой энергии на ГВС ОДН определен в соответствии с утвержденными нормативами потребления коммунальных услуг (Приказы РЭК Омской области №118/46 от 11.09.2014. №63/27 от 31.05.2017), расчет объема потребленной тепловой энергии по каждому дому с использованием указанных нормативов приобщен к материалам дела.

Потребленная тепловая энергия ответчиком не оплачена, в претензионном порядке требование об оплате задолженности ответчиком не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании задолженности, суд первой инстанции сослался на то, что объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды (ГВС для ОДН), определен истцом расчетным способом, в соответствии с Правилами № 306 формула 24/1.

Расчет расхода тепловой энергии произведен с использованием Приказов РЭК Омской области №118/46 от 11.09.2014. №63/27 от 31.05.2017, а также от 20.11.2017 №288/69. При этом в отсутствие непосредственно в исковой период утвержденного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (далее - норматив на подогрев воды) МП «ТК» в отношении количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды использован норматив равный 0,0503 Гкал/м3, рассчитанный в соответствии с пунктом 24(1) Правил № 306 (норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, который используется применительно к централизованному водоснабжению).

Учитывая, что доказательств оплаты в сумме 134 683 руб. 75 коп. ответчиком не представлено, суд посчитал обоснованным требование истца о взыскании основного долга в указанной сумме.

Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика стоимости тепловой энергии, затраченной на подогрев горячей воды, использованной на общедомовые нужды, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).

Факт и объем поставки МП «ТК» тепловой энергии в МКД, управляемые ООО ООО «УК Жилищник-1», в спорный период подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается.

Действующее законодательство в сфере энергоснабжения устанавливает различные варианты ценообразования применительно к отношениям по горячему водоснабжению (далее - ГВС) в зависимости от технических особенностей реализуемых систем приготовления и доставки ресурса. В частности, такие различия имеют место относительно случаев использования централизованной и нецентрализованной систем ГВС.

Так, пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) предусмотрено, что под нецентрализованной системой ГВС следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

В свою очередь, централизованная система горячего водоснабжения – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении).

Таким образом, концептуальное различие между централизованной и нецентрализованной системами ГВС состоит в том, осуществляет ли исполнитель приготовление горячей воды самостоятельно (в том числе, с использованием индивидуального теплового пункта), либо ее приготовление осуществляется непосредственно ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО). При этом понятия открытой и закрытой систем ГВС используются законодателем исключительно для случаев реализации централизованной системы ГВС (когда РСО осуществляется централизованная поставка горячей воды с ее разбором из системы ГВС, либо с ее приготовлением и последующей поставкой абоненту с использованием центрального теплового пункта).

Именно для центральных систем ГВС пунктом 47 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об Основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее - Основы ценообразования № 520) и абзацем первым пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, далее - Методических указаний № 47) установлено правило о том, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы ГВС или открытой системы ГВС. При этом тариф на горячую воду, предусмотренный соответствующими пунктами Основ ценообразования № 520, не подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе - с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, на что указано и в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2012 № ВАС-534/12.

Для нецентрализованной системы ГВС тарифы на горячую воду не устанавливаются. К соответствующим правоотношениям подлежит применению пункт 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Приведенной нормой права установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по ГВС (при отсутствии централизованной системы ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В качестве ресурса для самостоятельного приготовления горячей воды могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642).

Согласно пункту 54 Правил № 354 объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

В свою очередь, при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Таким образом, пунктом 54 Правил № 354 прямо установлено, что при самостоятельном производстве коммунальной услуги по ГВС исполнителем (в частности, управляющей организацией):

1)объем использованного при производстве коммунального ресурса (в частности, тепловой энергии) определяется по показаниям прибора учета (при его наличии), фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

2)при определении размера платы потребителя (собственника либо нанимателя помещения в многоквартирном жилом доме (далее - МКД)) за коммунальную услугу по ГВС используются формулы 20 и 20(1) приложения № 2 к правилам № 354.

Содержание формул 20 и 20(1), помимо прочих составляющих, включает в себя норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливаемый регулирующим органом согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

Так, при отсутствии общедомового прибора учета коммунального ресурса, используемого в целях подогрева воды размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:

,

где:

 - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;

 - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:

,

где:

 - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;

 - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;

 - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

 - тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, утверждаемый уполномоченным органом норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, используется в расчетах как в случаях, когда МКД оборудован прибором учета ресурса, используемого на подогрев воды, так и в отсутствие такого прибора учета.

В данном случае МКД не оборудованы приборами учета тепловой энергии. При этом по характеру сложившихся отношений плату за ресурс собственникам помещений в МКД выставляет непосредственно МП «ТК» (учитывая лишь стоимость тепловой энергии, затраченной на подогрев воды для индивидуального потребления). Плату на подогрев воды на общедомовые нужды МП «ТК» собственникам помещений не выставляет, между тем, поставка тепла в данной части (на подогрев воды, используемой на общедомовые нужды) имеет место и согласно пункту 54 Правил № 354 подлежит оплате. Расчет соответствующей платы, основанный на утвержденных уполномоченным органом нормативах, методологически и арифметически корректен. Ответчиком не оспорен.

Содержание ответа РЭК Омской области на запрос судебной коллегии от 28.01.2019 (согласно которому нормативы потребления горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, могут применяться при определении объема коммунального ресурса, которым является горячая вода) приведенным выше выводам суда не противоречат. МП «ТК» действительно поставляет в спорные МКД только тепловую энергию, а не горячую воду, что не исключает необходимость учета установленных регулирующим органом нормативов в расчетах между сторонами применительно к требованиям пункта 54 Правил № 354.

Коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, израсходованный на ОДН, остается управляющая организация (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2016 № 303-ЭС16-1270).

При таких обстоятельствах, ответчик как исполнитель коммунальных услуг является лицом, ответственным за оплату отпущенных истцом ресурсов в заявленный в иске период.

Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.

На основании изложенного,  руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 13 сентября 2018 года по делу
№ А46-2070/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Д.С. Дерхо

Судьи

Д.Г. Рожков

 Т.П. Семенова