ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-21687/2021 от 17.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

20 мая 2022 года

Дело № А46-21687/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3559/2022) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2022 по делу № А46-21687/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ОГРН 1055507005146, ИНН 5504098820, 644046, город Омск, улица Училищная, дом 10) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (ОГРН 1025500975125, ИНН 5503060728, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Чкалова, дом 25) № 065S19210014490 от 02.09.2021 и обязании возвратить уплаченные денежные средства,

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области – Пенкина Е.А. (по доверенности от 24.11.2021 № 7594 сроком действия 31.12.2024);

от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области – Контова Ю.А. (по доверенности от 01.10.2021 № ОС-113 сроком действия 1 год),

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска № 065S19210014490 от 02.09.2021 и обязании возвратить уплаченные денежные средства.

Определением Арбитражного суда Омской области от 06.12.2021 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ); лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов, а заинтересованному лицу - отзыв на заявленные требования.

Определением Арбитражного суда Омской области от 31.01.2022 в связи с наличием оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства по делу назначено судебное заседание.

Судом первой инстанции удовлетворено ходатайство о процессуальном правопреемстве Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области (далее – заявитель, Пенсионный фонд) в связи с реорганизацией органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Омской области от 05.03.2022 по делу № А46-21687/2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что предоставление 23.04.2021 на бумажных носителях сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД в отношении работника (Ильякиной Я.В.) явилось следствием временного отсутствия технической возможности направить эти сведения в форме электронных документов; факт того, что отсутствие технической возможности обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности Управления, не доказан; податель жалобы со ссылкой на статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) считает нарушение малозначительным, а также, со ссылкой на статью 4.1.1 КоАП РФ указывает на возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение; постановлением мирового судьи судебного участка № 88 в Куйбышевском судебном районе г. Омска от 14.03.2022 по делу № 5-84/2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ установлено отсутствие события административного правонарушения по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, аналогично, в рамках рассматриваемого дела, в связи с предоставлением в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-ТД на застрахованное лицо на бумажном носителе, а не в электронной форме, событие правонарушения отсутствует.

К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства.

Учитывая, что постановление мирового судьи судебного участка № 88 в Куйбышевском судебном районе г. Омска от 14.03.2022 по делу № 5-84/2022 было принято после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приобщил указанный судебный акт к материалам дела.

В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Пенсионный фонд просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что Пенсионный фонд предоставляет страхователю два способа направления индивидуальных сведений в электронном виде: через «Кабинет страхователя» портала электронных сервисов Пенсионного фонда, а также через телекоммуникационные каналы связи (ТКС); обеспечение технической стороны электронного обмена документами с Пенсионным фондом является обязанностью страхователей.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе с учетом дополнений, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель Пенсионного фонда поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением 23.04.2021 на бумажных носителях представлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД с кадровым мероприятием «увольнение» на Ильякину Я.В. за отчетный период апрель 2021 года, на основании чего Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления Управлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года, по результатам которой составлен акт и принято решение № 065S19210014490 от 02.09.2021, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью четвертой статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 000 руб.

Не соглашаясь с указанным решением Пенсионного фонда, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

05.03.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

В статьях 5 и 6 Федерального закона № 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ Управление является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу статьи 5 Федерального закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.

Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2.4 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя, отчество;

3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ указанные в пункте 2.4 названной статьи сведения, если иное не предусмотрено Законом № 27-ФЗ, представляются с 01.01.2021 в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ – не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления; в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (пункт 2.6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 руб.

Как следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период март 2021 года представлены Управлением по телекоммуникационным каналам связи на 154 застрахованных лица, за апрель 2021 года – на 148 застрахованных лиц.

Таким образом, сведения по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года на одно застрахованное лицо необходимо было представить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно материалам дела, Управлением 20.04.2021 представлен отчет по форме СЗВ-ТД в электронном виде об увольнении зарегистрированного лица с 26.04.2021. Однако 22.04.2021 приказ об увольнении указанного лица был отменен, в связи с чем Управлением 23.04.2021 на бумажных носителях в Пенсионный фонд представлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД за отчетный период апрель 2021 года.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности события правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Довод жалобы об отсутствии технической возможности представления сведений в Пенсионный фонд в электронном виде, ввиду чего Управлением в целях соблюдения срока предоставления сведений было принято решение об их предоставлении на бумажном носителе, отклоняются апелляционным судом как не подтвержденные материалами дела.

Так, порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2020 № 178п (далее – Порядок № 178п).

Порядок № 178п предусматривает два альтернативных варианта представления сведений в электронной форме, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования:

- через оператора электронного документооборота;

- через «личный кабинет» сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.

Вместе с тем, заявителем не представлено каких-либо доказательств в обоснование невозможности направления названных сведений с использованием двух альтернативных способов передачи данных в электронном виде, упомянутых выше.

Ссылка подателя жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 88 в Куйбышевском судебном районе г. Омска от 14.03.2022 по делу № 5-84/2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованная. Отсутствие события правонарушения по части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ не свидетельствует об отсутствии события правонарушения, предусмотренного Федеральным законом № 27-ФЗ.

Доводы подателя жалобы со ссылками на статьи 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку указанные нормы права к правоотношениям, регулируемым Федеральным законом № 27-ФЗ, не применяются.

Обстоятельств, позволяющих уменьшить размер санкции, апелляционным судом не установлено.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявления Управления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2022 по делу № А46-21687/2021 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

О.Ю. Рыжиков

Н.А. Шиндлер