ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-2177/2011 от 07.06.2012 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-2177/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Орловой Н.В.

судей Бушмелевой Л.В.

Григорьева Д.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Омскгоргаз» на решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по делу № А46-2177/2011 по заявлению открытого акционерного общества «Омскгоргаз» (644024, г. Омск,
 ул. Красных Зорь, 19, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (644043, г. Омск,
 ул. Красногвардейская, 42, ИНН <***>, ОГРН <***>)
 о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.

Другие лица, участвующие в деле: Департамент архитектуры
 и градостроительства Администрация города Омска, Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области, общество с ограниченной ответственностью «Лента».

Суд установил:

открытое акционерное общество «Омскгоргаз» (далее – заявитель, общество, ОАО «Омскгоргаз») обратилось в арбитражный суд
 с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации, в которых просило:

- признать незаконным бездействие Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее – Управление, ГУЗР Омской области, заинтересованное лицо), выразившееся в непринятии решения
 о предварительном согласовании места размещения объекта «Магистральные сети инженерно-технического обеспечения (расширение сетей газоснабжения ОАО «Омскгоргаз» до здания многофункционального торгового комплекса «Лента» по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе г. Омска)», утверждающее акт выбора земельного участка по заявлению ОАО «Омскгоргаз» от 29.09.2010
 № 04-02/933;

- обязать заинтересованное лицо принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Магистральные сети
 инженерно-технического обеспечения (расширение сетей газоснабжения ОАО «Омскгоргаз» до здания многофункционального торгового комплекса «Лента» по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе г.Омска)», утверждающее акт выбора земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3179 в течении одного месяца с момента вступления в силу решения суда, принятого по настоящему делу;

- признать действия Управления по снятию с кадастрового учета земельного Участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3179, выразившиеся в направлении в адрес Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области (далее – ФБУ «КП» по Омской области) заявления от 13.01.2011 № 5536/103/11-27 незаконными и необоснованными.

Решением Арбитражного суда Омской области от 15.12.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012, в удовлетворении заявленных
 ОАО «Омскгоргаз» требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО «Омскгоргаз» в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив
 в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 29.09.2010 заявитель обратился
 в ГУЗР Омской области с заявлением (вход. № 04-02/933) о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка ориентировочной площадью 83 кв.м, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта - магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (расширение сетей газоснабжения ОАО «Омскгоргаз» до здания многофункционального торгового комплекса «Лента» по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе г. Омска) - газопровод протяженностью 158 м.

Письмом от 04.10.2010 № 04-02/8602 ГУЗР Омской области проинформировало ОАО «Омскгоргаз» о том, что им в адрес Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – Департамент) было направлено обращение для рассмотрения возможности строительства объектов на запрашиваемом земельном участке.

С сопроводительным письмом от 04.10.2010 № 04-02/8607 обращение заявителя было направлено в Департамент с просьбой обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.

14.12.2010 (вход. № 13488) в адрес ГУЗР Омской области поступил ответ Департамента о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 83 кв.м по данным государственного кадастра недвижимости стоит на учете и имеет номер 55:36:14 01 03:3179. Сведения о земельном участке носят временный характер. Вопрос обеспечения выбора земельного участка для строительства газопровода может быть рассмотрен после снятия участка с кадастрового уч?та. Осуществление выбора испрашиваемого земельного участка для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры в настоящее время не представляется возможным. С сопроводительным письмом от 23.12.2010 № 04-02/11524 указанный ответ был направлен в адрес ОАО «Омскгоргаз». Письмом
 от 26.01.2011 № 04-02/535 ГУЗР Омской области сообщило Департаменту о том, что оно обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о снятии с государственного кадастрового учета означенного земельного участка.

25.01.2011 ОАО «Омскгоргаз» повторно обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением (вход. № 0402/125(11)) о выборе находящегося
 в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3179.

С сопроводительным письмом от 28.01.2011 № 04-02/623 обращение заявителя было направлено в Департамент с просьбой об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка, о чем общество было уведомлено письмом № 04-02/650 от той же даты.

Письмом от 24.02.2011 № 10/1755 Департамент поставил ГУЗР Омской области в известность о том, что вопрос обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка может быть рассмотрен после предоставления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области информации о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка
 с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3179, о чем общество было уведомлено письмом от 16.03.2011 № 0402/2328.

25.03.2011 Управление представило в Департамент информацию
 о том, что по сведениям, полученным от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3179 снят
 с государственного кадастрового учета 20.01.2011.

20.04.2011 Департамент сообщил в Управление, что вопрос обеспечения выбора земельного участка для строительства коммуникаций инженерной инфраструктуры будет рассмотрен на комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска.

Общество, полагая, что ГУЗР Омской области допустило бездействие по поданным им заявлениям о выборе земельного участка, так как
 не утвердило акт о выборе земельного участка и не отказало в его выборе, а также неправомерно инициировало процедуру снятия испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета, обратилось в арбитражный суд
 с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения пунктов 9, 14 раздела II Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска, для строительства, являющегося Приложением № 1
 к Постановлению Правительства Омской области «О мерах
 по совершенствованию регулирования земельных отношений
 на территории города Омска» от 16.06.2006 № 73-п, пришли к выводу
 об отсутствии со стороны заинтересованного лица незаконного деяния (как действий, так и бездействий).

У суда кассационной инстанции нет оснований для иных выводов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя
 о признании незаконными действий Управления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действий нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов, исходит
 из вышеназванных норм права и обстоятельств, установленных судами.

Из перечисленных норм следует, что после поступления
 в ГУЗР Омской области заявления о выборе земельного участка для целей строительства, расположенного на территории г. Омска, ГУЗР Омской области направляет обращение в Департамент. Далее, Департамент,
 по результатам рассмотрения данного обращения принимает либо положительное решение с подготовкой акта предварительного выбора земельного участка, либо отрицательное решение с отказом в подготовке акта предварительного выбора земельного участка, которые направляются в ГУЗР Омской области.

При этом, ГУЗР Омской области может принять решение
 о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним
 из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе
 в размещении объекта, только на основании документов, поступивших
 от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. До поступления таких документов (положительное или отрицательное решение Департамента о подготовке предварительного выбора земельного участка), Управление не имеет ни правовой
 и фактической возможности утвердить акт о выборе земельного участка.

В связи с чем, суды правомерно указали, что до обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, ГУЗР Омской области во исполнение возложенных на него обязанностей и выше перечисленных норм права обращалось в Департамент с целью обеспечения выбора испрашиваемого ОАО «Омскгоргаз» земельного участка. Однако,
 по независящим от заинтересованного лица причинам, от Департамента
 в ГУРЗ Омской области не поступили документы о предварительном выборе земельного участка либо о невозможности предварительного выбора земельного участка.

Следовательно, Управление не имело возможности утвердить несуществующий акт о выборе земельного участка путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, чего требует заявитель.

Как верно указал суд первой инстанции, по обращениям заявителя
 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ГУЗР Омской области предпринимались действия, установленные нормативными актами Омской области, и не было допущено незаконного бездействия.

Более того, из материалов дела следует, что причиной, по которой Департамент не предоставлял акт о предварительном выборе земельного участка либо отказа в размещении объекта послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок состоял на временном кадастровом учете.

Суды обоснованно отклонили доводы заявителя о том, что
 ГУЗР Омской области не могло предпринимать действия по снятию
 с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером
 55:36:14 01 03:3179.

Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007
 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

В рассматриваемом случае ГУЗР Омской области управомочено
 от имени собственника управлять и распоряжаться земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность
 на которые не разграничена, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Положения о Главном управлении
 по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95.

Помимо изложенного, судом установлено, что после снятия земельного участка с учета при осуществлении действий по обеспечению выбора земельного участка для строительства магистральных сетей инженерно-технического обеспечения по улице 70 лет Октября было выявлено, что запрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3126, который распоряжением Управления от 24.07.2009 № 2995-р предоставлен в аренду на 49 лет обществу с ограниченной ответственностью «Лента».

Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, несостоятельны, поскольку иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует
 о допущенных судом нарушениях норм права.

Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущены нарушения норм материального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления
 в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2011
 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда
 от 19.03.2012 по делу № А46-2177/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Н.В. Орлова

Судьи Л.В. Бушмелева

Д.В. Григорьев