ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-22806/2022 от 07.09.2023 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-22806/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Алексеевой Н.А.

ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение от 22.03.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 30.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.)
по делу № А46-22806/2022 по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (644043, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативных правовых актов.

Суд установил:

Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее – фонд) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее – управление, казначейство) о признании недействительными пунктов 3, 6 представления от 08.11.2022 № 55-22-11/6999, предписания от 08.11.2022 № 52-22-11/7000.

Решением от 22.03.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным
без изменения постановлением от 30.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, фонд просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.

По мнению подателя жалобы, действующим законодательством не предусмотрено, что проектно-сметный метод расчета является приоритетным при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов; правовые основания для применения приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее – Методика № 421/пр) в части индексов изменения сметной стоимости у фонда отсутствовали; в полномочия казначейства не входит определение достоверности сметной стоимости или указание на ее недостоверность при наличии положительного заключения в соответствии со статьями 49, 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, управлением (приказ от 13.05.2022 № 23-кд) проведена плановая выездная проверка предоставления и (или) использования фондом средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

По результатам контрольного мероприятия управлением составлен акт выездной проверки от 19.09.2022, в котором зафиксированы выявленные нарушения порядка расходования средств, формирующих фонды капитального ремонта, в адрес фонда вынесено представление от 08.11.2022 № 52-22-11/6999 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в срок до 26.12.2022.

Также казначейством выдано предписание от 08.11.2022 № 52-22-11/7000,
в соответствии с которым фонду предписано в срок до 05.06.2023 осуществить возврат неправомерно и неэффективно использованных средств в общей сумме 72 227 892 руб. 10 коп.

Согласно пункту 3 представления и пункту 1 предписания в нарушение части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), абзаца шестого пункта 2, подпункта «д» пункта 3 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение № 615), пункта 1.7 Государственного сметного норматива «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.03.2012 № 96 (далее – СБЦП 81-2001-25), пункта 2.1.1 Государственного сметного норматива «Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений», внесенного в раздел 1 «Государственные сметные нормативы» федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2016 № 270/пр, пунктов 3.3, 3.4 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденной постановлением Госстроя России от 17.12.1999 № 79 (далее – МДС 13-1.99), фондом в 2021 году при определении начальной (максимальной) цены договоров на закупку услуг по разработке проектно-сметной документации не применялся проектно-сметный метод расчета исходя из строительного объема, что привело к ее завышению на 2 210 408 руб. 72 коп., а также неправомерно оплачена из средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, завышенная стоимость услуг на сумму 2 825 050 руб. 97 коп.

В соответствии с пунктом 6 представления и пунктом 2 предписания в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, пункта 4.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (далее – МДС 81-35.2004), пунктов 1.1, 4.1.5, 4.1.6, 6.6 договора от 16.03.2020 № 2020/009/ЭА фондом при определении начальной (максимальной) цены договора (при составлении локальных сметных расчетов) были неправомерно использованы индексы по отдельным элементам затрат, сведения о которых не включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), что привело к неправомерному завышению стоимости работ по капитальному ремонту инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, по договору от 16.03.2020 № 2020/009/ЭА и их неправомерному принятию в проверяемом периоде, в том числе без учета установленных названным договором коэффициентов к накладным расходам и сметной прибыли, на сумму 1 520 742 руб. 71 коп., а также неправомерной оплате работ по капитальному ремонту по завышенной стоимости на сумму 68 218 242 руб. 16 коп.

В пункте 3 предписания указано, что в нарушение части 1 статьи 174 ЖК РФ фондом из средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, неправомерно оплачены услуги по разработке проектно-сметной документации для осуществления капитального ремонта фасадов и подвалов многоквартирных домов на общую сумму 1 184 598 руб. 97 коп.

Не согласившись с пунктами 3, 6 представления и предписанием казначейства, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемых ненормативных правовых актов требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов фонда.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

На основании Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных
и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом на территории Омской области распоряжением Правительства Омской области от 12.12.2012 № 196-рп создан фонд, являющийся некоммерческой организацией.

Пунктом 1 постановления Правительства Омской области от 24.07.2013 № 156-п
«О мерах по реализации Закона Омской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных
на территории Омской области» фонд наделен статусом регионального оператора.

Основной целью деятельности регионального оператора является формирование
на территории Омской области долгосрочной региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе организация
и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Омской области.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 180 ЖК РФ в функции фонда как регионального оператора входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) фонда.

Согласно части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

На основании части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту (часть 1).

Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 6).

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Одним из принципов привлечения подрядных организаций является эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания (подпункт «д» пункта 3 Положения № 615).

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

Часть 7 статьи 22 Закона о контрактной системе предусматривает, что нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на: 1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (части 9 и 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Порядок разработки, рассмотрения и введения в действие индексов изменения сметной стоимости установлен Методикой № 421/пр.

Согласно пункту 44 Методики № 421/пр сметная стоимость строительства, определенная с применением базисно-индексного метода, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в двух уровнях цен: базисном и текущем. Для определения сметной стоимости в базисном уровне цен применяются единичные расценки, составляющие единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН. При отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 - 92, 112 - 115 Методики № 421/пр с учетом положений пунктов 22 и 23 названной Методики.

В силу пункта 45 Методики № 421/пр сметная стоимость в текущем уровне цен рассчитывается как произведение сметной стоимости, определенной в базисном уровне цен, и соответствующих индексов изменения сметной стоимости, разрабатываемых в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.06.2019 № 326/пр (далее - Методика № 326/пр).

Индексы изменения сметной стоимости, рассчитанные в соответствии с названной Методикой, выражаются в безразмерных величинах с двумя значащими цифрами после запятой и применяются для пересчета сметной стоимости строительных (ремонтных) и монтажных работ, сметных затрат на оплату труда, сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, сметной стоимости материалов, изделий и конструкций, сметной стоимости оборудования, а также сметной стоимости прочих видов работ и затрат (пусконаладочных, изыскательских, проектных работ, а также иных прочих затрат), предусматриваемых в составе сметного расчета стоимости строительства, из базисного уровня цен в уровень цен, сложившийся ко времени составления сметной документации (пункт 2 Методики № 326/пр).

Пунктом 3 Методики № 326/пр предусмотрено, что в зависимости от назначения и области применения индексы изменения сметной стоимости дифференцируются по виду используемой сметно-нормативной базы, территории применения (ценовые зоны: по субъектам Российской Федерации, частям территорий субъектов Российской Федерации, по Российской Федерации), а также по степени их укрупнения.

В соответствии с пунктом 5 Методики № 326/пр для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, к сметной стоимости указанных работ, определенной в составе сметной документации в базисном уровне цен, сложившемся на определенную дату, применяется индекс изменения сметной стоимости, рассчитываемый для конкретного объекта строительства.

Согласно пунктам 85, 130 Методики № 326/пр размеры индексов изменения сметной стоимости строительных ресурсов, их назначение и область применения сообщаются письмом Минстроя России в разрезе субъектов Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации) по федеральным округам, которое размещается в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) путем включения в ФРСН в качестве справочной информации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр, а также может публиковаться на официальном сайте Минстроя России.

Как установлено судами, в ходе проверки казначейством проведен выборочный сравнительный расчет стоимости определения фондом начальной (максимальной) цены контрактов на закупку услуг по разработке проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования, капитальный ремонт крыш, инженерных систем в многоквартирных домах приведенными выше методами; начальная (максимальная) цена контрактов, определенная по нормативному методу, оказалась существенно выше (в некоторых случаях до 30 %) по отношению к рассчитанной в соответствии с положениями СБЦП 81-2001-25, СБЦП 81-2001-05, МДС 13-1.99.

При выборочном анализе локальных сметных расчетов, актов выполненных работ формы КС-2 на соответствие требованиям части 1 статьи 8.3 ГрК РФ и положениям МДС 81-35.2004, Методики № 421/пр в части применения индексов изменения сметной стоимости, включенных в ФРСН, установлено, что они составлены базисно-индексным методом с переводом в текущие цены с применением индексов по отдельным элементам затрат, разработанных для Омской области закрытым акционерным обществом «Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике» (далее – ЗАО «СибЦЦСПЭ»). Указанные индексы пересчета в текущие цены разработаны ЗАО «СибЦЦСПЭ» на основании данных предприятий производителей и поставщиков строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования Омской области и согласно Технической части сборника рекомендованы для определения рыночной стоимости строительства в текущем уровне цен и расчетов за выполненные работы по строительству, реконструкции и ремонту объектов в Омской области.

При пересчете оплаченных в проверяемом периоде актов КС-2 в соответствии с положениями МДС 81-35.2004, Методики № 421/пр с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, разработанных Минстроем России, включенных в ФРСН, казначейством выявлено завышение стоимости принятых и оплаченных фондом в 2021 году выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на общую сумму 68 218 242 руб. 16 коп. (с учетом применения индекса Минстроя России на пусконаладочные работы на 2 квартал 2020 года - 27,79).

Кроме того, использование индексов по отдельным элементам затрат, сведения о которых не включены в ФРСН, при определении начальной (максимальной) цены договора (при составлении локальных сметных расчетов) привело к неправомерному завышению стоимости работ по капитальному ремонту инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, и их принятию в проверяемом периоде, в том числе без учета установленных указанным договором коэффициентов к накладным расходам и сметной прибыли на сумму 1 520 742 руб. 71 коп.

Проанализировав положения статей 174, 180 ЖК РФ, статей 1 и
48 ГрК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что услуги по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома могут быть оплачены за счет средств фонда капитального ремонта только в случае, если в рамках ремонта предполагается устранение дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения. В иных случаях подготовка проектной документации осуществляется по инициативе и за счет средств застройщика (заказчика работ), и оплата таких услуг за счет средств фонда капитального ремонта не может быть расценена в качестве эффективного использования средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах.

Вместе с тем судами установлено, что оплаченные фондом на общую сумму
1 184 598 руб. 97 коп. услуги по разработке проектно-сметной документации для осуществления капитального ремонта оказаны в рамках проведения ремонтов фасадов, подвалов многоквартирных домов, при которых ремонт дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения не осуществлялся.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали фонду в признании недействительными оспариваемых предписания представления.

Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.

Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.03.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-22806/2022 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Н.А. Алексеева

ФИО1