ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-23513/2021 от 22.09.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-23513/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Сириной В.В.

судей Севастьяновой М.А.

ФИО1

при ведении протокола помощником судьи Шороховой И.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Амина» на решение от 14.03.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е.) и постановление
от 15.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу № А46-23513/2021 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Амина» (644036, Омская обл., <...>
, корп. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ляпустина Н.С.) в заседании участвовали представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Амина» – ФИО2 по доверенности от 18.01.2022;

от департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска – ФИО3 по доверенности от 04.02.2022.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Амина» (далее – ООО «Амина», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным
в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее – департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным
и нарушающим права и охраняемые законом интересы общества изложенный в письме
от 16.11.2021 № 07-01/9419 отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованию подлежит земельный участок площадью 2 922 кв. м с местоположением: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Казахстанская 1-я, д. 1В, – из земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15 в границах территориальной коммунальной – складской
зоны (КС), цель использования участка – эксплуатация объекта недвижимости,
для вида разрешенного использования «предпринимательство (код 4.0)», а также
в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать департамент утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованию подлежит земельный участок площадью 2 922 кв. м с местоположением: Омская область, г. Омск, Кировский АО,
ул. Казахстанская 1-я, д. 1В, – из земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15, в границах территориальной коммунальной – складской зоны (КС), цель использования участка – эксплуатация объекта недвижимости, для вида разрешенного использования «предпринимательство (код 4.0)»; предварительно согласовать
в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предоставление ООО «Амина» в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 2 922 кв. м,
с местоположением: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Казахстанская 1-я, д. 1В, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15, в границах территориальной коммунальной – складской зоны (КС), цель использования участка – эксплуатация объекта недвижимости, для вида разрешенного использования «предпринимательство (код 4.0)».

Решением от 14.03.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 15.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось
с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и
постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы ООО «Амина» указывает на то, что на спорном участке находится объект недвижимого имущества: здание с кадастровым номером 55:36:190137:404, расположенное по адресу: <...>, иные зарегистрированные объекты недвижимого имущества в границах испрашиваемого земельного участка не расположены (на момент подачи заявления, находящиеся на участке вспомогательные объекты не были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества); действующее правовое регулирование не обязывает общество при согласовании и обосновании площади земельного участка предоставлять документы, подтверждающие право собственности на другие сооружения, вспомогательные объекты, расположенные в границах образуемого участка; заявитель вправе самостоятельно выбирать способ защиты своих прав; согласно проектной документации (обоснование размеров земельного участка) процент застройки территории, включающий площадь как объекта недвижимости – нежилого здания,
так и вспомогательных объектов (навесы и автомобильные грузовые весы),
составляет 52,53%, что соответствует установленным законодательством требованиям. Кассатор считает, что представленные им в департамент документы, в частности, «Сообщение содержащее перечень всех зданий, сооружений» с указанием находящегося на участке основного здания, а также дополнительно представленная проектная документация с указанием объектов вспомогательного назначения, в полной мере позволяют установить наличие у общества исключительного права на приобретение земельного участка в собственность с учетом установленного процента застройки.

В возражениях на кассационную жалобу заинтересованное лицо просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои ранее изложенные в жалобе и отзыве на нее доводы.

Заслушав представителей сторон, изучив доводы кассационной жалобы
и возражений на нее, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права
и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Амина» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое здание
с кадастровым номером 55:36:190137:404, общей площадью 243 кв. м, вид разрешенного использования: предпринимательство, количество этажей: 2, расположенное по адресу:
<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 15.09.2021.

Указанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка
с кадастровым номером 55:36:190137:15, отнесенного к землям населенных пунктов
с видом разрешенного использования: «для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для размещения промышленных объектов», площадью 15 601 кв. м, имеющего адрес: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.06.2021 № КУВИ-999/2021-413020.

Заявитель, являясь собственником поименованного выше объекта капитального строительства, ранее выступал одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15 на основании договора аренды от 01.12.2016 № Д-Кр-13-112
и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка
от 31.08.2017 (часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15
с учетным номером 4, площадью 2 409 кв. м).

Часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15 с учетным номером 4, арендатором которого выступало общество, предоставлялась для завершения строительства здания и открытой производственной площадки.

12.02.2021 департамент имущественных отношений администрации города Омска сообщил ООО «Амина» о невозможности пролонгации и расторжении договора аренды
в связи с окончанием срока его действия (письмо № ИСХ-ДИО/2982).

09.03.2021 департамент имущественных отношений администрации города Омска сообщил заявителю о необходимости повторного обращения за предоставлением земельного участка (письмо № ИСХ-ДИО/4328).

Обществом было принято решение о проведении кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15 с целью образования самостоятельного земельного участка, занимаемого объектами, принадлежащими
ООО «Амина», и последующего приобретения такого участка в собственность.

09.07.2021 общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность с приложением необходимого пакета документов.

В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории образованию подлежит земельный участок площадью 2 922 кв. м
с местоположением: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Казахстанская 1-я, д. 1В, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15 в границах территориальной коммунальной – складской зоны (КС), цель использования участка – эксплуатация объекта недвижимости.

Письмом от 03.08.2021 № 07-01/6244 департамент отказал обществу в согласовании.

19.10.2021 общество повторно обратилось в департамент с заявлением № 21891/СОО о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под нежилым зданием, образование которого предусмотрено путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:190137:15, расположенного по улице 2-я Казахстанская в Кировском административном округе города Омска, в соответствии
с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 16.11.2021 № 07-01/9419 департамент отказал заявителю
в согласовании.

Как указал департамент, согласно выписке из ЕГРН, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 55:36:190137:404 имеют статус «актуальные»: назначение объекта – нежилое; вид разрешенного использования – предпринимательство; количество этажей – 2; площадь здания – 243 кв. м.

Учитывая, что площадь 2-этажного здания составляет 243 кв. м, а площадь испрашиваемого земельного участка, согласно схеме, – 2 922 кв. м, то процент застройки образуемого земельного участка не соответствует проценту застройки в границах земельного участка, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201
(далее – Правила землепользования и застройки).

Площадь земельного участка 2 922 кв. м, занимаемая нежилым зданием, указанная
в проектной документации по обоснованию размеров земельного участка, необходимого для использования расположенного на нем объекта недвижимости, исходя из потребностей собственника в обеспечении условий для размещения и эксплуатации объекта, не обоснована.

Согласно представленной проектной документации в границах испрашиваемого земельного участка, кроме нежилого здания с кадастровым номером 55:36:190137:404, расположены навесы для временного хранения товаров, общей площадью 1 292,15 кв. м
и автомобильные грузовые весы, площадью 70,75 кв. м. Документы, подтверждающие право собственности на другие сооружения, расположенные в границах образуемого участка, согласно проектной документации, обществом не представлены.

ООО «Амина», полагая, что такой отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Суд первой инстанции, исходя из норм действующего законодательства
и обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что отказ департамента в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, принят в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает; на момент рассмотрения обращения заявителя департамент руководствовался представленными заявителем документами,
а также выпиской из ЕГРН, что исключает незаконность действий заинтересованного лица.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что непредставление документов, указанных в пункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321, действующим с 09.01.2021, исключает возможность установить наличие у заявителя исключительного права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, что влечет отказ
в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме того, суд апелляционной инстанции согласился с выводом департамента о том, что
в представленном ООО «Амина» заявлении и приложении к нему от 19.10.2021
№ 21891/СОО содержится недостоверная информация в наименовании объектов,
их количестве, площади.

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит
из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка
в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

В силу части 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.

В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии
с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или
с проектной документацией лесных участков;

5) осуществление государственного кадастрового учета;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи.

Таким образом, подготовка схемы расположения земельного участка и подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган являются первыми этапами предоставления земельного участка.

В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано,
в том числе, если она подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Названной статьей не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать земельные участки в соответствии
с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить
к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению
о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 13, 14.1 – 19, 22 и 23
статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии
с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемое обществом решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенное в письме от 16.11.2021 № 07-01/9419, мотивировано ссылкой на подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа
в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Департамент отметил, что площадь образуемого земельного участка является необоснованной.

Пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные
и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии
с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов. Указанные земли, используются в соответствии
с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования
в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно пунктами 6, 7, 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны – зоны для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно
к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности
по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков
и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний
по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования
и застройки.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне
(часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 6 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии с правилами землепользования и застройки вновь образованный земельный участок, указанный на схеме, определяется в границах территориальной коммунально-складской зоны (КС).

Согласно пункту 8 статьи 4 Правил землепользования и застройки, минимальный процент застройки в границах земельного участка применяется исключительно в случаях приобретения в собственность земельных участков в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные
и максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Статьей 53 Правил землепользования и застройки для территориальной коммунально-складской зоны установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, в том числе максимальный и минимальный процент застройки в границах земельного участка. Минимальный процент застройки для вида разрешенного использования: предпринимательство (код 4.0) – 20, максимальный – 80. Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на испрашиваемом обществом земельном участке расположено здание с кадастровым номером 55:36:190137:404, принадлежащее ООО «Амина» на праве собственности от 04.10.2018. Согласно выписке из ЕГРН, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 55:36:190137:404 имеют статус «актуальные»: назначение объекта – нежилое; вид разрешенного использования – предпринимательство количество этажей – 2; площадь здания – 243 кв. м. Площадь испрашиваемого обществом земельного участка – 2922 кв. м, следовательно, процент застройки образуемого земельного участка составляет 4,1%,
что не соответствует минимальному проценту застройки в границах земельного участка, установленному правилами землепользования и застройки.

При этом, суды верно указали, что при расчете площади земельного участка в расчет берется площадь застройки объекта, равная 121,5 кв. м (площадь объекта согласно сведениям ЕРГН 243 кв. м/2).

При рассмотрении спора суды также исходили из того, что согласно представленной обществом проектной документации в границах испрашиваемого земельного участка, кроме нежилого здания с кадастровым номером 55:36:190137:404, расположены навесы для временного хранения товаров, общей площадью 1 292,15 кв. м и автомобильные грузовые весы, площадью 70,75 кв. м., а согласно приложенному к заявлению сообщению, на испрашиваемом земельном участке расположено только здание с кадастровым номером 55:36:190137:404.

При этом документы, подтверждающие право собственности на другие сооружения, расположенные в границах образуемого участка, согласно представленной проектной документации, ООО «Амина» не представлены.

Доводы общества о том, что совокупность объектов, находящихся на земельном участке, представляет собой единый комплекс для осуществления деятельности, и что для его использования ему необходим земельной участок испрашиваемой площадью, были верно отклонены судами, поскольку общество не представило доказательств, подтверждающих данные доводы.

Судами также был исследован акт обследования земельного участка, в соответствии с которым на испрашиваемом участке кроме объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:190137:404 располагаются следующие объекты:

– объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:190137:426 (вид: сооружение; назначение: иное сооружение; наименование: вспомогательное сооружение, связанное
с функционированием объектов основных, условно разрешенных, а также иных вспомогательных видов использования (погрузочно-разгрузочная рампа № 1), площадь застройки 232 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО «Амина» (свидетельство государственной регистрации права от 30.12.2021 № 55:36:190137:426-55/092/2021-1);

– западная часть объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:190137:425 (вид: сооружение; назначение: иное сооружение; наименование: вспомогательное сооружение, связанное с функционированием объектов основных, условно разрешенных, а также иных вспомогательных видов использования (погрузочно-разгрузочная рампа
№ 2), площадь застройки 1 222 кв. м, принадлежащая на праве собственности
ООО «Амина» (свидетельство о государственной регистрации права от 30.12.2021
№ 55:36:190137:425-55/092/2021-1):

– площадка для хранения (стоянки) автомобилей площадью около 500 кв. м, обозначенная дорожным информационным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».

На момент обращения заявителя в департамент указанные выше объекты недвижимости не принадлежали обществу на праве собственности, соответствующие свидетельства о регистрации права были получены обществом после принятия департаментом оспариваемого решения.

Довод ООО «Амина» о том, что действующее правовое регулирование не обязывает общество при согласовании и обосновании площади земельного участка предоставлять документы, подтверждающие право собственности на другие сооружения, вспомогательные объекты, расположенные в границах образуемого участка, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонен в связи с непредставлением заявителем необходимых документов, предусмотренных нормами действующего законодательства, что исключает возможность установить наличие
у заявителя исключительного права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов и влечет отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка

Суд правомерно исходил из того, что перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
02.09.2020 № П/0321, действующим с 09.01.2021.

В силу пункта 6 перечня документов в случае приобретения земельного участка
на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ заявителем предоставляются: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение
не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; выписка из ЕГРН об испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРН о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем.

Таким образом, при добросовестном осуществлении своих прав заявителем должна была быть представлена исчерпывающая информация об объектах, расположенных на земельном участке, с целью формирования земельного участка, отвечающего установленным требованиям, с исключением в будущем споров о границах и площади образуемого и смежных земельных участков, и реализации самим заявителем своего права на приобретение земельного участка под всеми принадлежащими ему объектами недвижимости.

Кроме того, судами установлено и из материалов дела следует, что в представленном ООО «Амина» заявлении и приложении к нему от 19.10.2021 № 21891/СОО содержится недостоверная информация в наименовании объектов, их количестве, площади,
в связи с чем суды обоснованно признали несостоятельной и не подтвержденной материалами дела ссылку общества на процент застройки (52,53%) образуемого земельного участка (2 922 кв. м) и его соответствии требованиям Правил землепользования и застройки.

В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 № 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных
на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Из буквального содержания статьи 39.20 ЗК РФ следует, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных
на таких земельных участках.

Вместе с тем собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

Таких доказательств заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, правильно применив нормы права, верно установив обстоятельства по делу, суды двух инстанций пришли к правомерному и обоснованному выводу о том, что отказ департамента в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого ООО «Амина» земельного участка, принят в соответствии
с действующим законодательством, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает, на момент рассмотрения обращения заявителя департамент руководствовался представленными заявителем документами,
а также выпиской из ЕГРН, что исключает незаконность действий заинтересованного лица.

Все приведенные обществом в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность
и законность обжалуемых судебных актов, а потому не могут служить поводом для их отмены.

Доводы заявителя о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не нашли своего подтверждения. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права. Доводы подателя жалобы сводятся, по сути, к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за рамки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные
статьей 286 АПК РФ. Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.03.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 15.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-23513/2021оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.В. Сирина

Судьи М.А. Севастьянова

ФИО1