ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-2481/2023 от 24.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

31 августа 2023 года

Дело № А46-2481/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2023 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,

судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ауталиповой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8387/2023) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» на решение Арбитражного суда Омской области от 26.06.2023 по делу № А46-2481/2023 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет»
(ОГРН 1025500531550, ИНН 5502013556, адрес: 644050, город Омск, проспект Мира, дом 11) к Управлению Федерального казначейства по Омской области
(ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414, адрес: 644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9) о признании недействительным представления от 28.12.2022 № 52-22-11/8274 в части пункта 9 мотивировочной части и пункта 3 резолютивной части, как несоответствующего Бюджетному кодексу Российской Федерации,

при участии в судебном заседании представителей:

от Федерального Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» - Шастин К.С. (по доверенности от 13.09.2022 № 72/96 сроком действия до 31.12.2023);

от Управления Федерального казначейства по Омской области - представитель Лемонджава Ю.Е. (по доверенности от 15.06.2022 № 52-16-13/4171 сроком действия два года),

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет» (далее – заявитель, учреждение, ФГАОУ ВО «ОмГТУ», университет) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее – заинтересованное лицо, УФК по Омской области, управление)
о признании недействительным представления от 28.12.2022 № 52-22-11/8274 в части пункта 9 мотивировочной части и пункта 3 резолютивной части, как несоответствующего Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – БК РФ).

Решением Арбитражного суда Омской области от 26.06.2023 по делу
№ А46-2481/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель, не согласившись с принятым судебным актом, обратился
с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В обоснование жалобы учреждение указывает следующее:

- обжалуемое решение не содержит выводов суда относительно заявленных требований, отсутствуют мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства заявителя, принял или отклонил доводы учреждения;

- выводы суда не соответствуют нормам материального права, право
на увеличение размера государственной академической стипендии в виде установления доплаты (на основании решения ученого совета университета) закреплено в данных Положениях о стипендиальном обеспечении № 1, № 2. Указанные Положения
не признаны недействительными и не оспорены. Данное право также предусмотрено статьей 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). Ограничений,
не позволяющих увеличивать размер академической стипендии отдельным категориям студентов действующее законодательство не содержит;

- вывод суда первой инстанции о нецелевом расходовании бюджетных средств на выплату надбавки к государственной академической стипендии, является неверным по причине того, что средства, выделенные на выплату государственной академической стипендий обучающимся, были направлены именно на выплату государственной академической стипендии обучающимся.

Управление в поступившем 16.08.2023 отзыве, не соглашаясь с доводами апеллянта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель УФК по Омской области поддержал доводы, изложенные
в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Специалистами УФК по Омской области на основании приказа управления
от 29.09.2022 № 35-кд «О назначении плановой выездной проверки федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» в период с 30.09.2022
по 14.11.2022 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за период
с 01.01.2020 по 30.09.2022, результаты которой отражены в акте от 14.11.2022.

В ходе проверки управление пришло к выводу о допущении
ФГАОУ ВО «ОмГТУ» за период с 01.01.2020 по 01.02.2022 нецелевого расходования бюджетных средств на выплату надбавки к государственной академической стипендии студентам первого курса университета с высокими баллами ЕГЭ за счет средств федерального бюджета (субсидии на иные цели), выделенных на выплату стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей
на общую сумму 2 765 406 руб. 65 коп.

Установив указанное нарушение, заинтересованное лицо 28.12.2022 вынесло
в отношении учреждения представление № 52-22-11/8274, в соответствии с пунктом 3 резолютивной части которого требует осуществить возврат в Министерство науки
и высшего образования Российской Федерации (далее – Министерство) средств субсидии на иные цели, использованных не по целевому назначению, в сумме
2 765 406 руб. 65 коп. для дальнейшего направления средств в федеральный бюджет.

Полагая представление от 28.12.2022 № 52-22-11/8274 незаконным
и необоснованным в части, ФГАОУ ВО «ОмГТУ» обратилось в арбитражный суд
с заявлением о признании его недействительным.

Арбитражным судом Омской области 26.06.2023 принято решение, обжалуемое учреждением в апелляционном порядке.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту,
а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд
за его оспариванием.

В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств
с указанием цели их использования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации
и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признаются нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие
к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством и учреждением заключено Соглашение о предоставлении
из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 30.12.2019 № 075-02-2020-143 (далее – Соглашение № 075-02-2020-143).

Предметом Соглашения № 075-02-2020-143 является предоставление
ФГАОУ ВО «ОмГТУ» из федерального бюджета в 2020 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей.

В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения № 075-02-2020-143 субсидия предоставляется заявителю в пределах лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО), доведенных Министерству в 2020 году как получателю средств федерального бюджета по коду классификации расходов федерального бюджета (далее – КБК) 075 0706 47 2 03 93490 612 - 362 545 400 руб.

Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению № 075-02-2020-143
от 27.05.2020 № 075-02-2020-143/1, от 18.09.2020 № 075-02-2020-143/2 сумма субсидии увеличена и составила по КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 368 715 800 руб.

По состоянию на 30.12.2019 между Министерством и учреждением заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии
с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ № 075-02-2020-402 (далее – Соглашение № 075-02-2020-402).

Предметом Соглашения № 075-02-2020-402 является предоставление в 2020 году субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации на общую сумму
4 798 352 руб., из них:

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 207 552 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 4 590 800 руб.

Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению № 075-02-2020-402
от 26.08.2020 № 075-02-2020-402/1, от 01.09.2020 № 075-02-2020-402/2 сумма субсидии увеличена и составила 7 201 300 руб., из них:

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 338 100 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 6 863 200 руб.

Между Министерством и университетом заключено Соглашение
о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 15.01.2021 № 075-02-2021-508 (далее – Соглашение
№ 075-02-2021-508).

Предметом Соглашения № 075-02-2021-508 является предоставление ФГАОУ ВО «ОмГТУ» из федерального бюджета в 2021 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся.

В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения № 075-02-2021-508 субсидия предоставляется университету в 2021 году на общую сумму 377 079 300 руб. в пределах ЛБО, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета по:

- КБК 075 0704 02 1 02 93490 612-167 900 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 376 911 400 руб.

По состоянию на 19.01.2021 между Министерством и учреждением заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии
с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ № 075-02-2021-888 (далее – Соглашение № 075-02-2021-888).

Предметом Соглашения № 075-02-2021-888 является предоставление в 2021 году субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации на общую сумму
4 805 896 руб., из них:

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-261 096 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 4 544 800 руб.

Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению № 075-02-2021-888
от 17.08.2021 № 075-02-2021-888/2 сумма субсидии увеличена и составила
7 104 424 руб., в том числе:

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-365 424 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 6 739 000 руб.

Между Министерством и ФГАОУ ВО «ОмГТУ» заключено Соглашение
о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 11.01.2022 № 075-02-2022-206 (далее – Соглашение
№ 075-02-2022-206).

Предметом Соглашения № 075-02-2022-206 является предоставление
из федерального бюджета в 2022 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся.

В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения № 075-02-2022-206 субсидия предоставляется 2022 году на общую сумму 394 883 300 руб. в пределах ЛБО, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета по:

- КБК 075 0704 02 1 02 93490 612 - 1 135 400 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 393 747 900 руб.

Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению № 075-02-2022-206
от 28.04.2022 № 075-02-2022-206/1 сумма субсидии уменьшена и составила 0,00 руб.

Между Министерством и заявителем заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 26.04.2022 № 075-02-2022-1349 (далее – Соглашение № 075-02-2022-1349).

Предметом Соглашения № 075-02-2022-1349 является предоставление из федерального бюджета в 2022 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся.

В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения № 075-02-2022-1349 субсидия предоставляется в 2022 году на общую сумму 394 883 300 руб. в пределах ЛБО, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета по:

- КБК 075 0704 02 1 02 93490 612 - 1 135 400 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-393 747 900 руб.

Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению № 075-02-2022-1349
от 18.05.2022 № 075-02-2022-1349/1, от 15.07.2022 № 075-02-2022-1349/2 сумма субсидии уменьшена и составила 394 774 300 руб., в том числе по:

- КБК 075 0704 02 1 02 93490 612 - 1 135 400 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 393 638 900 руб.

По состоянию на 18.01.2022 между Министерством и ФГАОУ ВО «ОмГТУ» заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии
в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ № 075-02-2022-592 (далее – Соглашение № 075-02-2022-592).

Предметом Соглашения № 075-02-2022-592 является предоставление в 2022 году субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации на общую сумму 4 597 056 руб., из них:

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-208 656 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 4 388 400 руб.

Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению № 075-02-2022-592 от 13.05.2022 № 075-02-2022-592/1 сумма субсидии уменьшена и составила 0,00 руб.

По состоянию на 26.04.2022 между Министерством и ФГАОУ ВО «ОмГТУ» заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии
в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ № 075-02-2022-1350 (далее – Соглашение № 075-02-2022-1350).

Предметом Соглашения № 075-02-2022-1350 является предоставление в 2022 году субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации на общую сумму 4 597 056 руб., из них:

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-208 656 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 4 388 400 руб.

Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению № 075-02-2022-1350 от 03.08.2022 № 075-02-2022-1350/1 сумма субсидии увеличена и составила 6 871 572 руб., в том числе:

- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 367 172 руб.;

- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 6 504 400 руб.

Согласно пункту 4.3.5.1 Соглашений № 075-02-2020-143, № 075-02-2020-402, пунктам 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашений № 075-02-2021-508, № 075-02-2021-888 ФГАОУ ВО «ОмГТУ» не позднее 20 рабочих дней, следующих за отчетным годом, в котором была получена субсидия, направляет в Министерство отчеты о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений результатов предоставления субсидии.

Согласно статье 36 Закона об образовании государственные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования в целях стимулирования и (или) поддержки освоения студентами соответствующих образовательных программ организуют выплату стипендии. Кроме того, для отдельных категорий студентов предусмотрены различные меры социальной поддержки, в том числе выплаты социальной стипендии.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона об образовании, пунктом 3.4 Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся университета, принятое на Ученом совете университета (протокол
от 27.12.2019 № 12) и утвержденное 09.01.2020 ректором университета (далее – Положение № 1), пунктом 1.4.1 Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся университета, утвержденное
на заседании Ученого совета (протокол от 25.06.2021 № 9) (далее – Положение № 2) стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

В силу части 3 статьи 36 Закона об образовании студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утвержден приказом Минобрнауки России
от 27.12.2016 № 1663 (далее – Порядок № 1663).

В целях осуществления выплат в университете разработаны:

- с 10.01.2020 Положение № 1;

- с 01.08.2021 Положение № 2.

Согласно Положениям № 1, № 2, приказам университета от 05.09.2019 № 265,
от 01.07.2020 № 233 «А», от 28.06.2021 № 129/21, от 01.07.2022 № 654 «А» установлены размеры стипендий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
по программам среднего профессионального образования и по программам высшего профессионального образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры).

В ходе контрольных мероприятий управлением установлено, что экономия стипендиального фонда университета направлялась в декабре 2020 года и в декабре 2021 года на увеличение размера государственной академической стипендии студентам, аспирантам и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по программам высшего образования в виде доплаты на основании пункта 4.57 Положения № 1 и пункта 2.5 Положения № 2 соответственно, а также решения Ученого совета университета.

Кроме того, согласно выпискам из протоколов заседания Ученого совета университета от 31.05.2019 № 6, от 07.09.2020 № 8, от 30.04.2021 № 6, приказу проректора по учебной работе университета от 10.09.2019 № 879/6, приказу проректора по учебной работе университета от 14.10.2019 № 1054/6, приказу проректора
по внешним связям и молодежной политики университета от 16.09.2020 № 1562/6,
от 18.10.2021 № 1054/6, от 01.11.2021 № 1112/6 в университете установлены надбавки на период с сентября 2019 года по январь 2020 года, с сентября 2020 года по январь 2021 года и с сентября 2021 года по январь 2022 года к государственной академической стипендии студентам-первокурсникам, обучающимся на очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, поступившим в университет в 2019 году, 2020 году
и 2021 году соответственно с высокими баллами единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в размере:

- 3 478 руб. 00 коп. в месяц, с баллами ЕГЭ по трем предметам от 230 и выше баллов, в том числе по физике и математике не менее 70 баллов по каждому предмету;

- 1 739 руб. 00 коп. в месяц, с баллами ЕГЭ по трем предметам от 220 по 229 баллов, в том числе по физике и математике не менее 70 баллов по каждому предмету;

- 1 304 руб. 00 коп. в месяц, с баллами ЕГЭ по трем предметам от 210 по 219 баллов, в том числе по физике и математике не менее 70 баллов по каждому предмету.

Всего начислено и выплачено надбавки к государственной академической стипендии студентам первого курса университета с высокими баллами ЕГЭ с учетом районного коэффициента за период с 01.01.2020 по 01.02.2022 на общую сумму
2 765 406 руб. 65 коп. (в 2020 году - 1 482 936 руб. 34 коп..; в 2021 году - 1 090 984 руб. 96 коп.; в 2022 году - 191 485 руб. 35 коп.).

Заявитель полагает, что учреждением правомерно установлена надбавка обучающимся лицам в соответствии с высокими баллами по ЕГЭ, так как право на увеличение размера государственной академической стипендии в виде установления доплаты предусмотрено статьей 36 Закона об образовании и отражено в Положениях № 1, № 2.

В апелляционной жалобе ФГАОУ ВО «ОмГТУ» указывает, что ограничений,
не позволяющих увеличивать размер академической стипендии отдельным категориям студентов, действующее законодательство не содержит, нецелевого расходования бюджетных средств не допущено.

Отклоняя приведенные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции исходит из того, что вышеуказанная надбавка ни Законом об образовании, ни Положениями № 1, № 2 не предусмотрена.

Выплата надбавки к государственной академической стипендии студентам-первокурсникам, обучающимся на очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, поступившим в университет в 2019 году, 2020 году и 2021 году соответственно с высокими баллами ЕГЭ производилась непосредственно на основании решения Ученого совета.

Из пункта 5 Порядка № 1663 следует, что государственная академическая стипендия, по общему правилу, назначается студентам в зависимости от успехов
в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии
с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания, не реже двух раз в год.

Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно»; отсутствие академической задолженности.

В период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Указаний на выплаты надбавок к государственной академической стипендии для студентов первого курса с высокими баллами ЕГЭ Порядок № 1663 не содержит.

Довод апелляционной жалобы о том, что установление надбавки к стипендии обучающимся лицам является правом образовательной организации, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку на основании части 16 статьи 36 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся.

По смыслу вышеизложенной нормы права университет вправе производить указанные выплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Нормы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми заявителю предоставлены субсидии из федерального бюджета в целях выплаты стипендий обучающимся, содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий (юридических фактов), следовательно, им присущ императивный характер и разрешительный метод регулирования правоотношений, то есть запрещено все, что прямо не разрешено.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надбавка
к государственной академической стипендии по результатам ЕГЭ к критериям для получения повышенной государственной академической стипендии не относится и не входит в состав стипендиального фонда.

Таким образом, в нарушение частей 1, 2 статьи 36 Закона об образовании, пункта 5 Порядка № 1663, пункта 3.4 Положения № 1, пункта 1.5 Положения № 2, пунктов 1.1, 2.2 Соглашений № 075-02-2020-143, № 075-02-2021-508, № 075-02-2022- 206 университетом за период с 01.01.2020 по 01.09.2022 произведено расходование бюджетных средств на цели не соответствующие целям, определенным соглашениями № 075-02-2020-143, № 075-02-2021-508, № 075-02-2022-206, а именно произведены расходы на выплату надбавки к государственной академической стипендии студентам первого курса университета с высокими баллами ЕГЭ за период с 01.01.2020 по 01.02.2022 за счет средств федерального бюджета (субсидии на иные цели), выделенных на выплату субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам,
и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей, что свидетельствует о нецелевом расходовании бюджетных средств в общем размере 2 765 406 руб. 65 коп.

Кроме того, апелляционным судом установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 16.05.2023 по делу № А46-3557/2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 14.07.2023, учреждением привлечено к административной ответственности по данному факту, назначен административный штраф.

Основания для признания недействительным представления управления от 28.12.2022 № 52-22-11/8274 в части пункта 9 мотивировочной части
и пункта 3 резолютивной части, как несоответствующего БК РФ, отсутствуют.

Возврат средств субсидии, расходованных с нарушением требований при их предоставлении, направлен на восстановление баланса интересов публично-правового образования, предоставившего данные средства.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных
в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.

Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.

Апеллянт указывает, что судом первой инстанции нарушены положения 170 АПК РФ, между тем, как следует из текста оспариваемого решения, результаты оценки доказательств нашли свое отражение в мотивировочной части судебного акта.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе
в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 26.06.2023 по делу № А46-2481/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е. Котляров

Судьи

Н.Е. Иванова

Н.А. Шиндлер