ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-25142/17 от 27.09.2018 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А46-25142/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   сентября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Григорьева Д.В.

судей                                                    Киричёк Ю.Н.

                                                             Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании в кассационную жалобу Департамента строительства Администрации города Омска на решение от 26.03.2018 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.)
и постановление от 20.06.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу
№ А46-25142/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Авангард» (644116, город Омск, улица 2-я Совхозная, 62, ИНН 5503239595, ОГРН 1135543000460) к Департаменту строительства Администрации города Омска (644099, город Омск, улица Карла Либкнехта, 33, ИНН 5503053583, ОГРН 1025500736326)
об оспаривании решения.

Другие лица, участвующие в деле: Департамент архитектуры
и градостроительства Администрации города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Авангард» (далее – общество, ООО «СК «Авангард») обратилось
в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства Администрации города Омска (далее – департамент строительства) в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Гостиничный комплекс по улице Труда - улице Лобкова в Ленинском административном округе города Омска.
1 очередь строительства: административное здание» (письмо от 12.12.2017
№ ДС/2848) и обязании выдать соответствующее разрешение.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечены Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – департамент архитектуры), Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

Решением от 26.03.2018 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.06.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе
в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя кассационной жалобы возведенный обществом объект не соответствует основному разрешенному использованию земельных участков, на которых он расположен, и не является объектом капитального строительства, подлежащим вводу в эксплуатацию.

Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, департаментом архитектуры 28.04.2016 выдано разрешение на строительство № 55-ru55301000-122-2016,
в соответствии с которым обществу разрешено осуществление строительства объекта капитального строительства «Гостиничный комплекс по улица Труда - улица Лобкова в Ленинском административном округе городе Омска. 1 этап строительства» на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081 (далее – объект капитального строительства). Срок действия разрешения установлен до 28.01.2018.

Впоследствии департаментом архитектуры обществу выдано разрешение на строительство от 13.10.2017 № 55-ru55301000-245-2017,
которым разрешено осуществление строительства объекта капитального строительства «Гостиничный комплекс. 1 очередь строительства: административное здание» на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081. Срок действия разрешения установлен до 13.07.2018.

05.12.2017 ООО «СК «Авангард» обратилось в департамент строительства с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства.

Письмом от 12.12.2017 департамент строительства со ссылкой
на пункты 1, 4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) сообщил обществу об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по причинам несоответствия возведенного объекта капитального строительства основному виду разрешенного использования для территориальной зоны жилой застройки средней этажности Ж3-2852
(в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081), а также ограничения прав ООО «СК «Авангард», как арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081, в связи с вынесением Администрацией города Омска постановления от 15.12.2014 № 1775-п
«О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе г. Омска».

Не согласившись с данным отказом, общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из отсутствия у департамента строительства правовых оснований для отказа в выдачи обществу разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Из положений статьи 8, частей 2, 3, 4, 4.1 статьи 55 Градостроительного кодекса следует, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик направляет в орган местного самоуправления, выдавший разрешение
на строительство, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта
в эксплуатацию с приложением документов, перечень которых является исчерпывающим.

В течение десяти дней со дня поступления заявления орган местного самоуправления обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления представленных документов, осмотр объекта капитального строительства (если не осуществлялся государственный строительный надзор), и выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 5 статьи 55 Градостроительного кодекса).

В силу части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются: отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи (пункт 1); несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка (пункт 2) либо требованиям, установленным в разрешении на строительство (пункт 3); несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации (пункт 4).

В рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию возведенного объекта капитального строительства послужило несоответствие объекта основному виду разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081 и ограничениям, установленным Администрацией города Омска, на дату выдачи представленных для получения разрешения на строительство градостроительных планов земельных участков.

Вместе с тем, как верно отмечено судами, вопрос о возможности возведения такого объекта, как гостиничный комплекс, относящегося к числу условно разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в зоне жилой застройки средней этажности Ж3-2852 и, в том числе, земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081, был рассмотрен и разрешен по существу Арбитражным судом Омской области в рамках дела № А46-13261/2015 по заявлению
ООО «СК «Авангард» о признании недействительным отказа департамента архитектуры в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Согласно разрешению на строительство от 13.10.2017 № 55-ru55301000-245-2017, выданному департаментом архитектуры взамен ранее выданного разрешения на строительство от 28.04.2016 № 55-ru55301000-122-2016, обществу разрешено осуществление строительства объекта капитального строительства «Гостиничный комплекс. 1 очередь строительства: административное здание» на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по состоянию на 20.12.2017 на земельных участках
с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081 обществом возведено одноэтажное здание хозяйственного назначения ориентировочной площадью 250 кв. м, что соотносится с площадью застройки, указанной
в разрешении на строительство от 13.10.2017 № 55-ru55301000-245-2017
и в проектной документации «Гостиничный комплекс по улице Труда - улице Лобкова в Ленинском административном округе города Омска. 1 очередь строительства: административное здание».

При этом судами обоснованно не принята во внимание ссылка департамента строительства на ограничение прав общества, как арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081, в связи с вынесением Администрацией города Омска постановления от 15.12.2014 № 1775-п «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе г. Омска», поскольку само по себе резервирование земель не является основанием для признания незаконным возведения обществом соответствующего объекта, предусмотренного разрешением
на строительство от 13.10.2017 № 55-ru55301000-245-2017.

Довод департамента строительства о невозможности отнесения возведенного обществом объекта к числу объектов капитального строительства отклонен апелляционным судом как не основанный
на имеющихся в материалах дела доказательствах.

Принимая во внимание, что строительство объекта «Гостиничный комплекс по улице Труда - улице Лобкова в Ленинском административном округе города Омска. 1 очередь строительства: административное здание», осуществлено ООО «СК «Авангард» в соответствии с выданным разрешением на строительство, а также с требованиями действующего законодательства, проектной и иной технической документации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у департамента строительства правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства.

С учетом изложенного арбитражные суды, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно признали оспариваемый отказ департамента строительства недействительным, возложив на него в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе,
по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты
во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта
в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.03.2018 Арбитражного суда Омской области
и постановление от 20.06.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-25142/2017 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Д.В. Григорьев

Судьи                                                                  Ю.Н. Киричёк

                                                                            О.Ю. Черноусова