ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-25425/17 от 22.01.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А46-25425/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Алексеевой Н.А.

судей                                                    Григорьева Д.В.

                                                             ФИО1

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
по Сибирскому федеральному округу на постановление от 24.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н.,                     Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу № А46-25425/2017 Арбитражного суда Омской области по заявлению акционерного общества «САН ИнБев»
(141607, <...>;
644073, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (630099, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления
по делу об административном правонарушении.

В заседании приняли участие представители:

от акционерного общества «САН ИнБев» – ФИО2 по доверенности от 01.01.2019, ФИО3 по доверенности от 16.01.2019;

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу – ФИО4 по доверенности от 02.10.2018, ФИО5 по доверенности от 12.01.2018.

Суд установил:

акционерное общество «САН ИнБев» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – управление) от 02.11.2017 № 6-02-30/2ю-2017 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Решением от 10.08.2018 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением от 24.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения – нарушения установленного порядка учета алкогольной продукции, приведшего к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета и объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС) недостоверной информации о производстве и обороте алкогольной продукции, что является основанием для привлечения его к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает ее подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет деятельность по производству и обороту алкогольной продукции (пиво, пивные напитки) по месту нахождения филиала в городе Омске: 644073, <...>.

По результатам проведенной 06.03.2017 инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе готовой продукции обществом выявлены излишки алкогольной продукции в количестве 11 368 шт., а также недостача алкогольной продукции в количестве 10 727 шт.

При проведении 11.04.2017 инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе готовой продукции обществом выявлены излишки алкогольной продукции в количестве 9 283 шт., а также недостача алкогольной продукции в количестве 18 443 шт.

В ходе инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе готовой продукции 20.06.2017 обществом выявлены излишки алкогольной продукции в количестве 9 880 шт. и 93 дал, а также недостача алкогольной продукции в количестве 17 048 шт.

Для отражения излишковалкогольной продукции, выявленных при проведении указанных инвентаризаций,  общество обратилось в управление с письмами  от 04.07.2017 № 214/5 (вх. от 24.07.2017 № сб-8624), от 25.07.2017 № 233/5 и № 234/5(вх. от 31.07.2017 № сб-8870, вх. от 31.07.2017 № с6-8867) о фиксации актов постановки на баланс алкогольной продукции в ЕГАИС, согласно которым у общества находится на хранении алкогольная продукция в количестве, соответственно, 9 880 шт. и 93 дал, 11 368 шт., 9 283 шт., сведения о которой не зафиксированы ЕГАИС.

По факту оборота (хранения) алкогольной продукции, сведения
о которой не зафиксированы в ЕГАИС, 08.08.2017 в отношении
общества возбуждено дело об административном правонарушении                          по статье 14.19 КоАП РФ.

По результатам административного расследования управлением составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 02.11.2017 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного                       статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку отражение в ЕГАИС недостоверных сведений о закупке алкогольной продукции, непринятие всех необходимых и достаточных мер для организации надлежащего учета алкогольной продукции, является нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте в ЕГАИС.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное обществом требование, апелляционный суд счел, что управлением не доказано событие вменяемого административного правонарушения; общество, выявив в порядке контроля собственной деятельности недостоверность отраженных в ЕГАИС сведений, предприняло меры в соответствии с пунктом24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее – Правила № 1459).

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Статьей 14.19 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 № 17-П и от 23.05.2013 № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В этих целях Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ                            «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон                      № 171-ФЗ) устанавливаются правовые основы оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации,

Пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

При этом учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона № 171-ФЗ (пункт 2 статьи 14 Закона № 171-ФЗ).

Из взаимосвязанных положений статьи 14 Закона № 171-ФЗ, Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации                         от 19.06.2006 № 380 (далее – Правила № 380), пунктов 4 - 7, 15, 24 Правил               № 1459 следует, что несоблюдение требований данных норм (в части учета оборота алкогольной продукции) означает нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.

В рассматриваемом случае обществу вменяется в вину нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка учета алкогольной продукции при ее обороте в результате внесения в ЕГАИС информации, содержащейся в товарно-транспортных накладных, не совпадающей с реально осуществляемыми им хозяйственными операциями; нефиксации в ЕГАИС сведений о находящейся на хранении алкогольной продукции (непринятие обществом мер по выявлению и устранению причин недостачи и излишек алкогольной продукции, обнаруженных при проведении инвентаризации 06.03.2017); фиксации в ЕГАИС хозяйственных операций по поступлению в обособленное подразделение общества, расположенное в городе Омске, из обособленных подразделений общества, расположенных в других городах, алкогольной продукции не как закупки, а как ее возврат.

Как правильно указал суд первой инстанции, в силу статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 15 Положения по ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, общество, осуществляя хозяйственные операции по закупке и поставке алкогольной продукции, обязано оформлять первичные учетные документы, содержащие достоверную информацию.

Исходя из положений Закона № 171-ФЗ, Правил № 380 и Правил № 1459 в ЕГАИС должны содержаться достоверные сведения об обороте алкогольной продукции.

Управлением установлен факт внесения обществом в ЕГАИС недостоверных сведений.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд первой инстанции обоснованно счел, что вина общества заключается не в невозможности зафиксировать выявленные в ходе инвентаризации излишки продукции в программном комплексе ЕГАИС, а в непринятии всех необходимых и достаточных мер для организации надлежащего учета алкогольной продукции, в том числе для достоверного и своевременного отражения (фиксации) информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС.

Суд первой инстанции верно указал, что соблюдение требований законодательства в части обеспечения полного и достоверного учета алкогольной продукции является безусловной обязанностью всех участников алкогольного рынка; наличие больших объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также ее значительный ассортимент не освобождают общество от необходимости соблюдения требований нормативно-правовых актов к учету этой продукции.

Доказательств наличия причин, объективно препятствующих обществу соблюдать требования порядка учета алкогольной продукции при ее обороте, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

То обстоятельство, что излишки и недостачи алкогольной продукции выявлены обществом самостоятельно при проведении инвентаризаций, не опровергает факт наличия в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19                КоАП РФ.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ и санкцией нормы статьи 14.19 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, при которых допущенное обществом правонарушение могло быть признано малозначительным, судом первой инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления управления.

С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции – оставлению в силе.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

п о с т а н о в и л:

постановление от 24.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-25425/2017 отменить.

Оставить в силе решение от 10.08.2018 Арбитражного суда Омской области по указанному делу.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Н.А. ФИО6

Судьи                                                                  Д.В. ФИО7

                                                                            ФИО1