ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-25683/17 от 29.01.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А46-25683/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Сириной В.В.

судей                                                    Севастьяновой М.А.

                                                             Тихомирова В.В.

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети»
на решение от 06.08.2018 Арбитражного суда Омской области (судья
Яркова С.В.) и постановление от 25.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Веревкин А.В., Краецкя Е.Б.)
по делу № А46-25683/2017 по иску акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, г. Омск,
ул. Краснофлотская, д. 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
о взыскании неосновательного обогащения.

Другие лица, участвующие в деле: администрация города Омска.

В заседании приняли участие представители:

от акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» – Беклемишева С.М. по доверенности от 01.01.2019;

от администрации города Омска – Окишев К.В. по доверенности
от 02.04.2018.

Суд установил:

акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «Омск РТС», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее – департамент, ответчик) о взыскании 918 574,17 руб. неосновательного обогащения, 59 907,43 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.02.2017 по 30.11.2017, а также по день фактического исполнения обязательства по оплате в связи
с переплатой по договору аренды земельного участка от 29.12.2011
№ ДГУ/11-2542-Л-13 (далее – договор аренды).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Омска (далее – администрация).

Решением от 06.08.2018 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в иске отказано.

АО «Омск РТС» обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального
и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении требований общества в полном объеме.

В обоснование жалобы приведены следующие доводы: в соответствии
с уставом АО «Омск РТС» является теплоснабжающей организацией, основным видом деятельности которого является выработка и передача тепловой энергии потребителям; в схеме теплоснабжения города Омска
до 2032 года (актуализированной на 2018 год), утвержденной Минэнерго России, указано, что АО «Омск РТС» является по отношению
к энергоисточникам ТЭЦ-2, КРК, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 единой теплоснабжающей организацией; в обосновывающих материалах к схеме теплоснабжения указано, что СП «ТЭЦ-2» является одним из основных централизованных источников тепловой энергии для потребителей жилого сектора Ленинского, Октябрьского административных округов города Омска
и промышленных потребителей ОАО «РЖД»; СП «ТЭЦ-2» –  электростанция с поперечными связями на пару и питательной воде, работает в режиме котельной; рабочий проект санитарно-защитной зоны СП «ТЭЦ-2», разработанный ОАО «Росжелдорпроект», содержит описательную часть
СП «ТЭЦ-2» и подтверждает, что это имущественный комплекс, работает
в режиме котельной; ряд объектов СП «ТЭЦ-2» включены в перечень опасных производственных объектов АО «Омск РТС» и на них имеется свидетельство о регистрации; отчет об энергетическом исследовании
СП «ТЭЦ-2», выполненный ООО «Центр энергоэффективности РАО ЕЭС», свидетельствует о том, что данное подразделение представляет собой имущественный комплекс котельной; распечатки из публичной кадастровой карты и фотографии объектов СП «ТЭЦ-2» также свидетельствуют о том, что данные объекты используются в сфере теплоснабжения; все объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке, предоставленном в аренду, имеют адрес: г. Омск, ул. Уральская, 2,
СП «ТЭЦ-2» расположено по этому же адресу, вне территории СП «ТЭЦ-2» отсутствуют объекты недвижимого имущества с указанным адресом; судами необоснованно отклонен в качестве ненадлежащего доказательства
по причине подготовки самим истцом ситуационный план объекта, который является приложением к паспорту безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, составленный на основании Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ); судами первой
и апелляционной инстанций обстоятельства дела не исследованы
и им не дана соответствующая оценка; кроме того, СП «ТЭЦ-2» с 1941 года является источником тепловой энергии, данное обстоятельство является общеизвестным и в силу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не подлежит доказыванию; общеизвестным также является то обстоятельство, что дымовая труба, газоходы – сооружение высотой 80 метров – это дымовая труба источника тепловой энергии СП «ТЭЦ-2»; котельная СП «ТЭЦ-2» относится к объектам коммунального хозяйства, поэтому вид разрешенного использования земельного участка для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, соответствует фактическому использованию земельного участка; суд
не принял во внимание, что для применения ставки имеет значение характер расположенных на земельном участке объектов, а не вид его разрешенного использования; согласно кадастровым паспортам объекты, расположенные на спорном земельном участке, 1941 – 1968 годов постройки и на момент предоставления в аренду земельного участка СП «ТЭЦ-2» работало в режиме котельной, и вид разрешенного использования определял ответчик; акт проверки целевого использования земельного участка от 05.04.2018 № 61-ц, составленный с участием представителей истца и ответчика, не содержит информации о нецелевом использования АО «Омск РТС» спорного земельного участка; в материалах дела имеется кадастровый паспорт объекта с кадастровым номером 55:36:090302:4144, в разделе № 14 которого указан производственно-технологический корпус ТЭЦ-2, в составе которого перечислены все объекта, указанные в приложении № 4 к договору.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными
и обоснованными.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы
и возражения.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии
с договором аренды (в редакции протокола разногласий, дополнительного соглашения от 03.04.2013 № 1 к договору с протоколами урегулирования разногласий) АО «Омск РТС» в пользование на условиях аренды предоставлен находящийся в государственной собственности
до разграничения государственной собственности на землю, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населенных пунктов, земельный участок площадью 24 294 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 03 02:247, местоположение участка установлено в 250 м южнее двухэтажного кирпичного здания главной конторы, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Уральская, д. 2.

Согласно пункту 1.5 договора аренды земельный участок имеет вид разрешенного использования: для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

В приложении № 4 к договору аренды перечислены объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке, а именно:

1. Здание главного корпуса РУСИ-3,15 KB, восьмиэтажное строение
с семью пристройками общей площадью 16 121,40 кв.
м.

2. Компрессорная, механическая мастерская – одноэтажное кирпичное здание с одноэтажной кирпичной пристройкой общей площадью
426,30 кв. м.

3. Главный щит управления, главное распределительное устройство – трехэтажное здание, литера З, общей площадью 1 960,1 кв. м.

4. Здание мазутной насосной с баками емкостью 200 х 2: одноэтажное строение с резервуаром общей площадью 99,9 кв. м.

5. Нежилое строение: механический цех и материальный склад
с пристройкой – одноэтажное кирпичное здание с двумя одноэтажными пристройками общей площадью 431,40 кв. м.

6. Дымовая труба, газоходы – сооружение, высотой 80 м.

7. Нежилое строение: химводоочистка – четырехэтажное кирпичное здание с тремя одноэтажными пристройками общей площадью 1 818,20 кв. м.

8. Столовая с красным уголком, двухэтажное здание с тремя пристройками общей площадью 716,10 кв. м.

9. Приемное устройство – одноэтажное здание с одноэтажной
и двухэтажной пристройкой общей площадью 3 579,20 кв. м.

10. Гараж, прачечная: одноэтажное кирпичное здание с одноэтажной пристройкой общей площадью 501,00 кв. м.

11. Маслохозяйство с баками: трехэтажное здание общей площадью 408,30 кв. м.

12. Проходная: одноэтажное здание общей площадью 141,0 кв. м.

13. Здравпункт, АТС и служебное помещение: двухэтажное здание, общей площадью 412 кв. м, литера М, расположенное по адресу: г. Омск,
ул. Уральская, д. 2;

14. Здание закрытой подстанции 110 кв с откр, рас-м: одноэтажное строение общей площадью 365,4 кв. м.

15. Производственный корпус топливоподач: двухэтажное здание
с двумя одноэтажными пристройками, общей площадью 716,3 кв. м.

16. Нежилое строение – склад автозапчастей общей площадью
116,80 кв. м.

17. Ремстрой цех: двухэтажное кирпичное здание с одноэтажной кирпичной пристройкой общей площадью 510,00 кв. м.

18. Склад обмуровочных материалов: одноэтажное здание общей площадью 332,9 кв. м.

19. Мазутоловушка диаметр 7,9 м – одноэтажное строение
с одноэтажной кирпичной пристройкой общей площадью 31,60 кв. м.

20. Нежилое строение – одноэтажное кирпичное здание газогенераторной с двумя одноэтажными кирпичными пристройками общей площадью 152,80 кв. м.

21. Дробильный корпус, угольная эстакада – I: четырехэтажное строение с подземными помещениями общей площадью 1 459,20 кв. м.

22. Распределительное устройство 3/04: одноэтажное здание общей площадью 73,5 кв. м.

23. Газораспределительный пункт – одноэтажное здание общей площадью 95,60 кв. м.

По утверждению истца, на указанном земельном участке размещаются объекты СП «ТЭЦ-2», находящиеся в собственности АО «Омск РТС».

Размер и условия внесения арендной платы предусмотрены в разделе 2 договора аренды.

Согласно пункту 2.1 договора аренды арендатор оплачивает арендодателю арендную плату согласно расчету арендной платы (приложение № 3 к договору аренды).

Арендная плата изменяется в случае внесения изменений в порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся
в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на территории города Омска, а также в случае изменения кадастровой стоимости (пункт 2.2 договора аренды).

Размер арендной платы за период с января 2015 года по ноябрь
2017 года составил 1 379 194,04 руб.

Полагая, что с 01.03.2015 при расчете арендной платы подлежали применению положения пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), поскольку на участке распложена СП «ТЭЦ-2», поэтому размер арендной платы составил 460 619,87 руб., в связи с чем имеется переплата в сумме 918 574,17 руб., общество обратилось
в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в иске, исходили из отсутствия надлежащих доказательств того, что вышеуказанные объекты включены в производственно-технологический комплекс ТЭЦ, равно как
и подтверждающих фактическое использование земельного участка для производства тепловой энергии в рамках единого технологического комплекса ТЭЦ и принадлежность к ней расположенных на земельном участке объектов.

Довод общества о том, что оно является теплоснабжающей организацией, осуществляющей выработку и передачу тепловой энергии потребителям, суды отклонили как не являющийся основанием для вывода
о том, что расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости используются для производства тепловой энергии.

Ссылку общества на указание в схеме теплоснабжения города Омска
до 2032 года о том, что АО «Омск РТС» является по отношению
к энергоисточнику ТЭЦ-2 единой теплоснабжающей организацией, суды
не приняли, поскольку не доказано, что все спорные объекты относятся
к единому технологическому комплексу ТЭЦ.

Ситуационный план суды сочли ненадлежащим доказательством как подготовленный самим истцом.

Пояснения истца о том, что помещения здания главного корпуса
(№ 1 в перечне) есть котельная, не приняты как не подтвержденные материалами дела.

Также суды исходили из того, что право собственности зарегистрировано за истцом на каждый из спорных объектов, их размещение на одном земельном участке не означает их единство.

Кроме того, общество не воспользовалось правом на заявление ходатайства о проведении судебной экспертизы с целью определения принадлежности расположенных на земельном участке объектов к единому технологическому комплексу ТЭЦ.

Суд первой инстанции, помимо указанного выше, отметил, что для применения Приказа № 217 земельный участок должен быть предоставлен (занят) для размещения объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Судебная коллегия полагает, что судами не принято во внимание следующее.

На основании положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие
до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.

Следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после внесения изменений в нормативные правовые акты. Арендодатель
по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном
на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009
№ 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся
в собственности Российской Федерации (далее – Постановление № 582).

На основании пункта 5 Постановления № 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, включая: линии электропередач, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения; трубопроводы и иные объекты, используемые
в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Министерством экономического развития Российской Федерации
в соответствии с вышеуказанным пунктом Постановления № 582 установлена ставка арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации
и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения
и очистки сточных вод (приказ от 23.04.2013 № 217).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле,
а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (статья 66 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Закона № 190-ФЗ объекты теплоснабжения – источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность, которые предназначены для производства тепловой энергии (пункт 3 данной статьи).

В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 2 Закона№ 190-ФЗ, источник тепловой энергии – устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии
до теплопотребляющих установок.

По смыслу пункта 3.1 СП 89.13330.2012 «Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации
от 30.06.2012 № 281, котельной является комплекс зданий и сооружений
с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии в целях теплоснабжения.

Согласно позиции истца, на спорном земельном участке расположены объекты теплоснабжения, а именно – котельная СП «ТЭЦ-2», включающая комплекс зданий и сооружений, используемая как источник тепловой энергии для потребителей.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступил в силу с 01.01.2017, далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права
и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве
на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (части 4 и 5 статьи 1 Закона о регистрации).

При этом под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества части 7 комментируемой статьи Закона о регистрации понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений
о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его
в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости.

Со дня вступления в силу Закона о регистрации (01.01.2017) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 указанного Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона
о регистрации).

Тем самым, в период с 01.01.2017 сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, а также сведения
о характеристиках этих объектов, позволяющих определить их в качестве индивидуально-определенной вещи, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости путем их внесения регистрирующим органом из ранее существующих Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.

В кадастровом паспорте на объект 55:36:090302:4144 указаны следующие сведения – адрес (описание местоположения): Омская область,
 г. Омск, ул. Уральская, 2 ТЭЦ-2; назначение – производственно-технологический комплекс; наименование – ОАО «Омская электрогенерирующая компания»; год ввода в эксплуатацию – 1941; сведения о правах: собственность № 55-55-01/117/2014-631 от 16.06.2014, «Омск РТС»: в разделе 14 указан состав производственно-технологического комплекса, в том числе объекты, для эксплуатации которых предоставлен земельный участок по договору аренды от 29.12 2011.

Также обществом представлены кадастровые паспорта на отдельные объекты, перечисленные в приложении № 4 к договору аренды.

Однако указанные документы и сведения о составе производственно- технологического комплекса не оценены судами, тогда как совокупность представленных доказательств позволяла установить, какие объекты с точки зрения приведенных выше норм относятся к объектам теплоснабжения.

Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ) относит
к объектам топливно-энергетического комплекса объекты теплоснабжения (пункт 9 статьи 2). Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 6).

В соответствии со статьей 8 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению
к настоящему Федеральному закону; паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите
и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии
со статьей 7 настоящего Федерального закона; в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации; паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию
с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Приложением к данному Федеральному закону является паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, в свою очередь, ситуационный план является приложением к такому паспорту и содержит обозначение его критических элементов (коммуникации, планы
и экспликации отдельных зданий и сооружений или их частей), содержащий все изменения его строительной части.

Таким образом, паспорт безопасности объекта ТЭК является предусмотренным федеральным законом документом и утверждение паспорта безопасности руководителем общества предусмотрено требованиями закона. Отклоняя доводы общества о том, что данный документ подтверждает отнесение всех спорных объектов недвижимости
к объектам систем теплоснабжения, суды не применили положения указанных норм и не дали правовой оценки доводам истца об отображении всех спорных объектов недвижимости на ситуационном плане, а также доводу о том, что объект – главный корпус – является котельной. Вместе
с тем в перечне наименований зданий и сооружений в ситуационном плане обозначен такой объект как главный корпус – котлы паровые.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона № 190-ФЗ под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования
в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, включая требования к порядку их актуализации, определены в Требованиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.02.2012 № 154 (далее – Требования).

Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (пункт 2 Требований).

Согласно пункту 22 Требований схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.

Обществом представлена схема теплоснабжения города Омска
до 2032 года (актуализированная на 2018 год), утвержденная Минэнерго России, в которой содержатся сведения о том, что АО «Омск РТС» является
по отношению к энергоисточнику ТЭЦ-2 единой теплоснабжающей организацией.

Согласно общедоступным сведениям в сети Интернет данный объект расположен по адресу: г. Омск, ул. Уральская, 2, является старейшей станцией города, работающей в настоящее время в режиме котельной, обеспечивает теплоснабжение Октябрьского и Ленинского административных округов города Омска, основное топливо – природный газ, резервное – кузнецкий уголь, растопочное – мазут.

Сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных
на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090302:247, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Уральская, 2, содержатся
в кадастровом паспорте данного земельного участка.

Вывод судов об отсутствии доказательств, подтверждающих фактическое использование земельного участка для производства тепловой энергии в рамках единого технологического комплекса ТЭЦ
и принадлежность к ней расположенных на земельном участке объектов, сделан без оценки судом доказательств, представленных в подтверждение факта расположения ТЭЦ-2 именно на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090302:247, являющимся предметом договора аренды
от 29.12.2011.

Указанный договор предусматривает цель использования земельного участка – для производственных целей, в приложении № 4 приведен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке, предоставляемом в аренду.

Данное обозначение цели использования земельного участка и вида его разрешенного использования подлежало оценке с учетом доводов общества
и имеющихся в деле доказательств фактического использования, поскольку истцом представлены документы в подтверждение того, что расположенные на данном земельном участке объекты относятся к производственно-технологическому комплексу ТЭЦ-2.

Указанные документы подлежали оценке в совокупности, поскольку
в случае вывода о неотносимости представленных документов
к производственно-технологическому комплексу ТЭЦ-2, расположенному
на спорном земельном участке, подлежал бы обоснованию вывод о том, что данный комплекс располагается на ином земельном участке.

Кроме того, из 17 видов разрешенного использования, перечисленных
в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России
от 15.02.2007 № 39, земельному участку с кадастровым номером 55:36:090302:247, присвоен 9 вид разрешенного использования – для производственных целей, для размещения производственных
и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта
и заготовок.

В соответствии с пунктом 12 статьи 34 Федерального закона
от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

Минэкономразвития России 01.09.2014 приказом № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельного участка,
в соответствии с которым коммунальное обслуживание включает размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости,
в том числе котельные, в связи с чем не соответствует нормам права вывод суда первой инстанции о том, что с таким видом разрешенного использования земельный участок не может использоваться по назначению для эксплуатации котельной или обеспечения услугами для поставки тепла.

Таким образом, в данном случае судами не применены положения указанных норм права, не оценены в совокупности представленные в дело доказательства, что повлекло не соответствующие нормам права
и имеющимся в деле доказательствам выводы.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законными
и обоснованными, вследствие чего они подлежат отмене.

Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку доводам сторон, представленным доказательствам в их взаимосвязи и совокупности
в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ, установить фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, фактическое назначение земельного участка, и на основании установленных обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.

В силу части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта
с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 06.08.2018 Арбитражного суда Омской области и постановление от 25.10.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-25683/2017 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.В. Сирина

Судьи                                                                  М.А. Севастьянова

                                                                            В.В. Тихомиров