ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-2899/17 от 10.08.2017 АС Омской области

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 августа 2017 года

                                                      Дело №   А46-2899/2017

Резолютивная часть постановления объявлена  10 августа 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  августа 2017 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей  Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Набиевым М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9110/2017) федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области» на решение Арбитражного суда Омской области от 27 мая 2017 года по делу № А46-2899/2017 (судья Воронов Т.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Омская ритуальная компания Память - В» (ИНН 5504214113, ОГРН 1095543026864) к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Омской области» (ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 1 389 831 руб. 00 коп.,   

при участии в судебном заседании: 

представителя федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области»  Зарубиной И.Ю. по доверенности № ППР/4249 от 07.11.2016 сроком действия один год;

представителя общества с ограниченной ответственностью «Омская ритуальная компания Память - В» Янченко В.В. по доверенности б/н от 09.01.2017 сроком действия один год,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Омская ритуальная компания Память - В» (далее – ООО «Омская ритуальная компания Память-В», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Омской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Омской области», учреждение, ответчик) о взыскании 1 389 831 руб. расходов на изготовление памятников.

Решением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2017 по делу № А46-2899/2017 исковые требования удовлетворены. С ФКУ «Военный комиссариат Омской области» в пользу ФКУ «Военный комиссариат Омской области» взыскано 1 389 831 руб. основного долга, а также 26 898 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возражая против принятого по делу судебного акта, учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем ФКУ «Военный комиссариат Омской области» поддержаны доводы жалобы. Представитель ООО «Омская ритуальная компания Память-В» просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что ООО «Омская ритуальная компания Память-В» на основании договоров, заключенных с физическими лицами, выполнены работы по изготовлению надгробных памятников в отношении 58 умерших лиц (том 1 л.д. 64-150).

Согласно заключенным ООО «Омская ритуальная компания Память-В» типовым договорам на изготовление и установку надгробных памятников исполнитель (общество) гарантирует заказчику (физическому лицу) своевременно изготовить, доставить и установить по выбранному проекту типовой надгробный памятник на месте погребения умершего (погибшего) (пункт 2.1 договоров).

В соответствии с пунктами 2.3 договоров заказчик доверяет исполнителю получение (истребование) от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации и других силовых структур для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробного памятника.

Обратившись в суд, общество указало, что исполнило свои обязательства по изготовлению надгробных памятников надлежащим образом, после чего обратилось в ФКУ «Военный комиссариат Омской области» с заявлением и прилагаемыми к нему документами о возмещении в установленном размере понесенных расходов на изготовление надгробных памятников.

Письмом б/н от 02.12.2016 (том 1 л.д. 18) учреждение возвратило обществу 58 пакетов документов на возмещение затрат на изготовление надгробных сооружений по факту захоронения защитников Отечества на общую сумму 1 389 831 руб. со ссылкой на то, что оплата представленных пакетов документов будет произведена после предоставления истцом письма, гарантирующего исполнение обязательств по установке 43 памятников, подлежащих установке в 2016 году.

ООО «Омская ритуальная компания Память-В» обратилось к ФКУ «Военный комиссариат Омской области» с претензией, в которой просило в срок до 01.03.2017 погасить задолженность в размере 1 389 831 руб.

В ответе на претензию от 17.02.2017 ФКУ «Военный комиссариат Омской области» заявило, что оплата обусловленной договором подряда цены осуществляется после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом. Также учреждение указало, что один из представленных договоров, а именно - договор № П-20160928/03-06 от 28.09.2016 не заключен. Из ответа ФКУ «Военный комиссариат Омской области» также следует, что ООО «Омская ритуальная компания Память-В» не подтвердило наличие права обращения с требованием о взыскании расходов на изготовление надгробных памятников (том 1 л.д. 20-21).

Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения ООО «Омская ритуальная компания Память-В» в суд с настоящим иском.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).

В силу статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельно и гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего регулируются положениями Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ).

Статьей 11 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников.

Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Согласно статье 24 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», статье 18 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» погибшим (умершим) военнослужащим, погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы гарантируется оплата расходов, оказание похоронных услуг по погребению.

В силу положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 460 от 06.05.1994 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников» (далее по тексту - Постановление № 460) на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Федеральным законом № 8-ФЗ обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.

На основании пункта 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации № 5 от 13.01.2008  «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2, утвержденного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.

Согласно пункту 2 Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

В соответствии с пунктом 36 указанного выше Приказа родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 утвержденного Порядка.

В силу пункта 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 утвержденного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

С учетом буквального содержания приведенных норм действующего законодательства апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии у ООО «Омская ритуальная компания Память-В» права на обращение за возмещением спорных расходов.

Указанными выше законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая изготовление и установку памятника. Истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.

Перечисленные выше нормативные правовые акты не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на изготовление и установку памятника.

В соответствии с пунктом 39 Порядка оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после изготовления. Оплата расходов по установке надгробного памятника производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 460 установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения:

- погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 25 232 руб. 80 коп;

- остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, - до 31 541 руб.

Оплата стоимости услуг по установке надгробных памятников, предоставляемых за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), не должна превышать 20 процентов от норм расходов денежных средств, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Оценив с учетом правил статьи 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон по существу спорного вопроса, доводы апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат Омской области», суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения ввиду подтвержденности материалами дела факта понесения истцом заявленных ко взысканию с ответчика расходов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы учреждения, истец представил ответчику и затем в суд первой инстанции надлежащие доказательства, подтверждающие факт изготовления надгробных памятников и наличие оснований для компенсации данных расходов. В свою очередь, заявив о недоказанности данных обстоятельств, ФКУ «Военный комиссариат Омской области» не опровергло представленные обществом доказательства (статьи 9, 65 АПК РФ).

Общая сумма задолженности именно за изготовление памятников, подлежащая выплате ответчиком, составляет 1 389 831 руб. Произведенный истцом и принятый судом первой инстанции расчет задолженности находит подтверждение материалами дела и является арифметически верным.

Удовлетворив исковые требования общества, суд первой инстанции принял обоснованное и законное решение по делу.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.

Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 27 мая 2017 года по делу № А46-2899/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Глухих

Судьи

А.В. Веревкин

Л.И. Еникеева