Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-3121/2022
07 ноября 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Омские Сети Онлайн» на решение от 29.04.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 05.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (ФИО1) по делу № А46-3121/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (644001, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Омские Сети Онлайн» (644074, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее – административный орган управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Омские Сети Онлайн»
(далее – ООО «ОКС Онлайн», общество) к административной ответственности
по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 29.04.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным
без изменения постановлением от 05.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В кассационной жалобе и возражениях на отзыв управления, поданных
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые
по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его деянии отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, так как сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2021 года своевременно были направлены заказным письмом с описью вложения по адресу: 109289, <...>.
Административный орган представил отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает,
что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет лицензируемый вид деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных,
за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на основании лицензии от 09.10.2020 № 184847, а также телекоммуникационные услуги связи на основании лицензии от 09.10.2020 № 1844846, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).
Основанием для составления 28.02.2022 протокола об административном правонарушении № АП-55/2/134 и обращения в арбитражный суд с заявлением
о привлечении ООО «ОКС Онлайн» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, послужил выявленный управлением факт непредставления обществом сведений о базе расчёта обязательных отчислений (неналоговых платежей)
в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2021 года (письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.11.2021 № П14-1-09-079-53518), что является нарушением пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утверждённого Приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 (далее – Порядок № 41), пункта 13 раздела XIV, пункта 12 раздела XVI Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385 (далее – Перечень), пункта 11 лицензионных требований лицензии № 184846, пункта 12 лицензионных требований лицензии № 184847.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование, сочтя доказанным наличие в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны
на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В силу пункта 13 раздела XIV, пункта 12 раздела XVI Перечня лицензиат обязан представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей)
в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Аналогичные положения закреплены в пункте 11 лицензионных требований лицензии от 09.10.2020 № 1844846, пункта 12 лицензионных требований лицензии
от 09.10.2020 № 184847.
В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка № 41, действовавшего в спорный период, лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет
в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по форме, приведенной
в приложении № 1; сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу:
пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
Таким образом, указанные сведения должны быть представлены обществом
не позднее 30.01.2022.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт непредставления обществом сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за четвертый квартал 2020 года (справка по состоянию на 15.02.2022).
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия необходимых
и достаточных мер для соблюдения лицензионных требований, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли
к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии в его действиях события и состава правонарушения, мотивированный тем, что спорные сведения были направлены 28.01.2022 по адресу, указанному в пункте 2 Порядка № 41, однако, не получены уполномоченным органом
в связи с упразднением Федерального агентства связи на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719 (далее – Указ № 719), был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку.
Судами верно указано, что направление обществом сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за четвертый квартал 2020 года по адресу: «109012, регион Москва, Москва,
пер. Никольский, 3» (квитанция от 28.01.2022 с номером почтового идентификатора 64407456011396) не свидетельствует о надлежащем исполнении предусмотренной Порядком № 41 обязанности, поскольку в результате неправильного указания обществом адреса получателя почтовый орган не смог установить адресат и вручить ему отправление.
Ссылка общества на то, что отправление не могло быть получено подлежит отклонению, поскольку Порядок № 41 действовал по 31.08.2022 (до вступления
в силу приказа Минцифры России от 10.11.2021 № 1164 «Об утверждении Порядка и Формы представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания»), следовательно, сведения подлежали направлению по указанному в нем адресу. В соответствии с пунктами 2, 3 Указа № 719 функции упраздняемого Федерального агентства связи переданы Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое является правопреемником Федерального агентства связи.
Вопреки позиции подателя жалобы доказательств направления спорных сведений
по надлежащему адресу материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно сочли, что ООО «ОКС Онлайн» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, за нарушение которых частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности
не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ
об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о невозможности замены назначенного наказания на предупреждение и квалификации правонарушения в качестве малозначительного не подлежит переоценке на стадии кассационного обжалования
(пункт 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.04.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 05.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-3121/2022 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении
или вручена им под расписку.
Председательствующий С.Т. Шохирева