ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-3153/14 от 26.05.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-3153/2014

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2015 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи                  Шуйской С.И.,

судей                                                            Тамашакина С.Н.,

                                                                     Тихомирова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел
в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (заинтересованного лица) на решение от 30.09.2014 Арбитражного суда Омской области
(судья Голобородько Н.А.) и постановление от 25.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-3153/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НОРД РОАД» (644024, г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 77, кв. 49, ОГРН 1085543017702, ИНН 5507203825)
к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ОГРН 1025500761142,
ИНН 5503031117) об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Другие лица, участвующие в деле: департамент имущественных отношений администрации города Омска (644099, г. Омск,
ул. Краснофлотская, 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003).

В заседании путем использования систем видеоконференц-связи
при содействии Арбитражного суда Омской области (судья
Беседина Т.И.)приняла участие представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (заинтересованного лица) – Бусс С.А. по доверенности от 19.03.2015 № 26.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «НОРД РОАД» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее – департамент архитектуры и градостроительства) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка с предполагаемым размером в 200 000 – 250 000 м², с пятном застройки               10 250 – 10 300 м², с предполагаемым местоположением, установленным в юго-восточной части кадастрового района 55:36: города Омска, Ленинский административный округ, для строительства крематория и дома траурных обрядов, в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и непринятии по результатам выбора одного из решений: о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, либо решения об отказе в размещении объекта; об обязании департамента архитектуры и градостроительства в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения дела, совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования «дома траурных обрядов» для строительства объекта – крематория и дома траурных обрядов на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению общества, и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.

Требования со ссылкой на статьи 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) мотивированы необоснованным отказом заинтересованного лица в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка и нарушением им прав и законных интересов общества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений администрации города Омска.

 Решением от 30.09.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе департамент архитектуры и градостроительства просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, принятие им решения о предварительном согласовании места размещения объекта противоречило бы решению Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» (далее – решение Горсовета № 131), постановлению Омского Горсовета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета
от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах»
(далее – постановление Омского Горсовета № 655).

Отзывы на кассационную жалобу заявитель и третье лицо в установленном законом порядке не представили.

В судебном заседании представитель департамента архитектуры и градостроительства поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил отменить оспариваемые судебные акты, в удовлетворении заявления общества отказать.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество обратилось в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением от 05.03.2013 № 05-03 о выборе земельного участка необходимой площадью, находящегося в ведении муниципального образования «Город Омск», с видом разрешенного использования «крематорий и дом траурных обрядов», и предварительном согласовании места размещения объекта.

В заявлении общество просило предоставить в пользование на правах аренды земельный участок с предполагаемым размером 200 000 – 250 000 м², с пятном застройки 10 250 – 10 300 м², с предполагаемым местоположением, установленным в юго-восточной части кадастрового района 55:36: города Омска, Ленинский административный округ, для строительства крематория и дома траурных обрядов, приложив к заявлению схему испрашиваемого земельного участка, уставные документы общества, технико-экономическое обоснование проекта строительства «крематорий и дом траурных обрядов», являющиеся примерными, ориентировочными, требующими корректировки.

Департамент архитектуры и градостроительства письмом от 17.04.2013 № 06/4183 сообщил обществу, что вопрос о возможности использования земельного участка, расположенного на землях муниципальной собственности по трассе М-51 «Байкал» в Ленинском административном округе города Омска, для заявленных целей, подготовлен на рассмотрение комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска (далее – комиссия).

Письмом от 26.04.2013 № 06/4423 департамент архитектуры и градостроительства также проинформировал общество, что комиссией 18.04.2013 согласован вопрос о предоставлении земельного участка, в связи с чем дальнейшее оформление исходно-разрешительных документов осуществляется по правилам статьи 31  ЗК РФ.

В связи с обращением департамента архитектуры и градостроительства в управление ГИБДД УМВД России по Омской области по вопросу выдачи технических условий на размещение крематория и дома траурных обрядов последнее 20.05.2013 направило в адрес департамента архитектуры и градостроительства уведомление за № 19/1361 о необходимости согласования проектирования будущего объекта с собственником федеральной автомобильной дороги — Омским филиалом федерального казенного учреждения «Сибуправтодор» (далее – ФКУ «Сибуправтодор»).

ФКУ «Сибуправтодор» согласовало 12.12.2013 обществу размещение крематория и дома траурных обрядов на 820+460 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-51 «Байкал».

Общество письмом от 17.06.2013 № 05-21 просило департамент архитектуры и градостроительства скорректировать ориентировочную площадь земельного участка до 70 000 м².

Департамент архитектуры и градостроительства распоряжением
от 21.06.2013 № 1260-р утвердил схему расположения испрашиваемого земельного участка ориентировочной площадью 70 016 м² на кадастровом плане территории.

Общество самостоятельно провело работу по получению необходимых для оформления акта выбора земельного участка документов, в результате которой заявителем были получены, а затем дополнительно представлены в департамент архитектуры и градостроительства для оформления акта выбора земельного участка следующие документы: технические условия (проект) на электроснабжение от 17.05.2013 № ТУ-ОЭ/А-10102/13, подготовленные открытым акционерным обществом «Омскэлектро»; технические условия подключения к сетям водоснабжения и канализации от 17.05.2013                                № 05-06/1163/13, подготовленные открытым акционерным обществом «Омскводоканал» (далее – ОАО «Омскводоканал»); сведения                         ОАО «Омскводоканал» о плате за подключение к сетям водоснабжения и канализации от 17.05.2013 № 05-06/1164/13; предварительный расчет помех по использованию воздушного пространства и регулированию воздушного движения в г. Омске от 09.10.2013 № 01-14-1638, сделанный федеральным государственным унитарным предприятием «Госкорпорация по ОрВД»; протокол от 23.10.2013 открытого акционерного общества «Омский аэропорт»; экспертное заключение от 30.09.2013 № 557,  протокол испытаний от 09.10.2013   № 4868, протокол от 02.10.2013 № 1606/КГ/Э испытания радиационного обследования, экспертное заключение от 10.10.2013 № 576, составленные обществом с ограниченной ответственностью «Центр независимых экспертиз»; справку о фоновых концентрациях загрязняющих веществ от 23.05.2013 № 09-01-11/240; санитарно-эпидемиологическое заключение № 55.01.02.000.Т.000746.09.13      от 24.09.2013.                                 .

Департамент архитектуры и градостроительства разместил в газете «Третья столица» от 31.10.2013 № 53 (791) информацию о возможном предоставлении земельного участка для строительства крематория и дома траурных обрядов.

Впоследствии письмом от 19.12.2013 № 09/15247 департамент архитектуры и градостроительства сообщил обществу, что решением Горсовета № 131 установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах, пунктами 67, 68 статьи 2 которого строительство дома траурных обрядов включено в данный перечень, и указал, что на основании постановления Омского Горсовета                   № 655 не представляется возможным принять решение в соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ.

Ссылаясь на незаконное бездействие заинтересованного лица и нарушение этим бездействием его прав и законных интересов, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта бездействия департамента архитектуры и градостроительств, не принявшего соответствующее решение по заявлению общества о предоставлении земельного участка.

Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.

Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков
для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов предусмотрен статьей 31 ЗК РФ, согласно которой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг  с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и
для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии
с возможными вариантами их выбора (пункт 5).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии
с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе
в размещении объекта (пункт 6).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет
(пункт 8).

В силу пунктов 3, 4 статьи 9 Закона Омской области № 731-ОЗ
«О регулировании земельных отношений в Омской области» орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом
о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев
со дня поступления такого обращения.

Специально уполномоченный орган принимает решение
о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.

Руководствуясь упомянутыми нормами, суды пришли к выводу о том, что поскольку выбор земельного участка по заявлению общества от  05.03.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, тогда как департамент архитектуры и градостроительства не совершил предусмотренные законом действия по обеспечению выбора земельного участка под строительство крематория, дома траурных обрядов, то его бездействие является незаконным.

При этом судами верно отмечено, что выбор земельного участка по заявлению общества должен быть осуществлен не позднее 05.09.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, должно быть принято в течение месяца с момента выбора земельного участка, но не позднее 05.10.2013.

Между тем департамент архитектуры и градостроительства, не приняв никакого решения, только 19.12.2013 со ссылкой на решение Горсовета                        № 131 и постановления Омского Горсовета № 655 сообщил заявителю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка.

Однако названные выше даты осуществления выбора земельного участка и принятия решения об утверждении акта выбора в любом случае являются более ранними  по сравнению с моментом  вступления в силу постановления Омского Горсовета № 655 – 28.11.2013, снявшего возникшую  фактическую неопределенность в вопросе  возможного рассмотрения заявлений, по которым осуществлялась процедура выбора земельного участка до начала действия решения Горсовета № 131.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установив, что бездействие департамента архитектуры и градостроительства не соответствует закону и нарушает права  и законные интересы  общества, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Неправильного применения судами норм материального права и нарушений норм процессуального права не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.09.2014 Арбитражного суда Омской областии постановление от 25.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-3153/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                  С.И. Шуйская

Судьи                                                                         С.Н. Тамашакин

                                                                                    В.В. Тихомиров