Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-3161/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области на решение от 20.06.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 26.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу № А46-3161/2011 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области (644010, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Мэру города Омска, Администрации города Омска (644099, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту здравоохранения Администрации города Омска (644099, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании бездействия, выразившегося в необеспечении контроля за правомерностью расходования средств обязательного медицинского страхования подведомственными учреждениями здравоохранения, незаконным, обязании в течение 30 календарных дней со дня вступления судебного акта в силу дополнительно направить за счет бюджета города Омска 80 056 187 рублей на обеспечение подведомственных учреждений здравоохранения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, иммунобилогическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 26.01.2011 № 7-п, принять меры по обеспечению расходования подведомственными учреждениями здравоохранения средств обязательного медицинского страхования исключительно на заработную плату, начисления на оплату труда, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, а также расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментарных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), и оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская больница № 1», муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 9», муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 8», муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 10», муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 11», муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская клиническая больница № 2 им. В.П. Бисяриной», муниципальное учреждение здравоохранения «Родильный дом № 4», муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская клиническая больница № 3», муниципальное учреждение здравоохранения «Медико - санитарная часть № 4», муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 9», муниципальное учреждение здравоохранения «Клинический родильный дом № 6».
В заседании приняли участие представители:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - ФИО1, предъявлен паспорт, по доверенности № 5979/09-01-06 от 28.12.2010 сроком действия до 31.12.2011;
от муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская больница № 1» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности № 8 от 25.04.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 10» - ФИО2, предъявлено удостоверение по доверенности от 03.05.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника № 8» ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности № 285 от 22.04.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 4» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности № 207 от 28.03.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 11» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности от 29.04.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Клинический родильный дом № 6» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности от 20.04.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 9» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности № 170 от 29.04.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 9» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности № 5 от 27.04.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Родильный дом № 4» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности № 12 от 21.04.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая больница № 2 имени В.П. Бисяриной» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности № 216 от 20.04.2011 сроком действия 1 год;
от муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая больница № 3» - ФИО2, предъявлено удостоверение, по доверенности № 2 от 25.04.2011 сроком действия 1 год;
от Мэра г. Омска – ФИО3, предъявлено удостоверение, по доверенности № 02-24/4221 от 15.07.2001 сроком действия 1 год;
от Администрации г. Омска – ФИО3, предъявлено удостоверение, по доверенности № 02-24/4221 от 15.07.2011 сроком действия 1 год;
от Департамента здравоохранения Администрации г. Омска – ФИО4, предъявлено удостоверение, по доверенности № 57 от 18.01.2011 сроком действия 1 год.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области (далее - ТФ ОМС Омской области, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Мэру города Омска (далее - Мэр г. Омска, заинтересованное лицо), Администрации города Омска (далее - Администрация г. Омска, заинтересованное лицо), Департаменту здравоохранения Администрации города Омска (далее - Департамент здравоохранения, заинтересованное лицо) о признании бездействия, выразившегося в необеспечении контроля за правомерностью расходования средств обязательного медицинского страхования подведомственными учреждениями здравоохранения, незаконным и обязании в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта дополнительно направить за счет бюджета города Омска 80 056 187 рублей на обеспечение подведомственных учреждений здравоохранения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, иммунобилогическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 26.01.2011 № 7-п, в том числе, муниципальных учреждений здравоохранения: «Детская городская больница № 1» (далее - МУЗ «ДГБ № 1», медицинское учреждение), «Городская поликлиника № 9» (далее - МУЗ «ГП № 9», медицинское учреждение), «Детская городская поликлиника № 8» (далее - МУЗ «ДГП № 8», медицинское учреждение), «Городская поликлиника № 10» (далее - МУЗ «ГП № 10», медицинское учреждение), «Городская клиническая больница № 11» (далее - МУЗ «ГКБ № 11», медицинское учреждение), «Городская детская клиническая больница № 2 им. В.П. Бисяриной» (далее - МУЗ «ГДКБ № 2 им. В.П. Бисяриной», медицинское учреждение), «Родильный дом № 4» (далее - МУЗ «РД № 4», медицинское учреждение), «Городская детская клиническая больница № 3» (далее - МУЗ «ГДКБ № 3», медицинское учреждение), «Медико-санитарная часть № 4» (далее - МУЗ «МСЧ № 4», медицинское учреждение), «Городская больница № 9» (далее - МУЗ «ГБ № 9», медицинское учреждение), «Клинический родильный дом № 6» (далее - МУЗ «КРД № 6», медицинское учреждение), принять меры по обеспечению расходования подведомственными учреждениями здравоохранения средств обязательного медицинского страхования исключительно на заработную плату, начисления на оплату труда, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, а также расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментарных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), и оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Решением от 20.06.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ТФ ОМС Омской области требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ТФ ОМС Омской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, со стороны заинтересованных лиц имело место незаконное бездействие, выразившееся в необеспечении контроля за правомерностью расходования средств обязательного медицинского страхования подведомственными учреждениями здравоохранения. Обеспечение гарантированности предоставления бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам в рамках ОМС возможно прежде всего только при условии целевого и рационального использования денежных средств бюджета ТФОМС. Это не было обеспечено муниципальными учреждениями здравоохранения г. Омска в совокупности с непринятием мер заинтересованными лицами.
В отзыве на кассационную жалобу МУЗ «МСЧ № 4» просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку даже если признать, что имело место ненадлежащее расходование средств со стороны МУЗ, предъявлять по данному факту требования по восстановлению этих средств ни к МУЗ, а к иным органам, является неправомерным требованием.
Все средства ОМС были направлены медицинскими учреждениями на оказание указанных в программах ОМС медицинских услуг застрахованным гражданам. Это позволило обеспечить оказание данных услуг в полном объеме и надлежащего качества. Такое расходование средств не может быть признано нецелевым. Незаконным является само требование направить средства бюджета г. Омска на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация г. Омска просит оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку заявителем не приведены нормы действующего законодательства, на основании которых территориальный фонд обязательного медицинского страхования вправе представлять в суде интересы застрахованных граждан; ТФ ОМС Омской области выбран неверный по существу способ защиты прав и законных интересов.
Администрация г. Омска также указывает на то, что судом апелляционной инстанции принята во внимание имеющаяся преюдициальность установленных при рассмотрении дела № А 46-2576/2011 фактов.
Отзывы на кассационную жалобу от Мэра г. Омска, Департамента здравоохранения, МУЗ «ДГБ № 1», МУЗ «ГП № 9», МУЗ «ДГП № 8», МУЗ «ГП № 10», МУЗ «ГКБ № 11», МУЗ «ГДКБ № 2 им. В.П. Бисяриной», МУЗ «РД № 4», МУЗ «ГДКБ № 3», МУЗ «ГБ № 9», МУЗ «КРД № 6» не поступили.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по делу.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ТФ ОМС Омской области со ссылкой на приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.12.1999 № 105 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования», инструкцию «О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденную приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 № 100 и тарифное соглашение на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Омской области, утвержденное Комиссией по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 05.02.2009 № 98 (далее - Тарифное соглашение) с 18.01.2011 по 28.02.2011 проведены проверки: МУЗ «ДГБ № 1», МУЗ «ГП № 9», МУЗ «ГП № 10», МУЗ «ДГП № 8», МУЗ «МСЧ № 4», МУЗ «ГКБ № 11», МУЗ «КРД № 6», МУЗ «ГБ № 9», МУЗ «РД № 4», МУЗ «ГДКБ № 2 им. В.П. Бисяриной», МУЗ «ГДКБ № 3», по результатам которых составлены акты соответственно перечисленным выше медицинским учреждениям: от 24.01.2011, от 31.01.2011, от 04.02.2011, от 04.02.2011, от 17.02.2011, от 18.02.2011, от 25.02.2011, от 25.02.2011, от 28.02.2011, от 25.02.2011, от 28.02.2011.
Из актов проверки следует, что медицинскими учреждениями допущено в различных суммах нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), заключающееся в использовании их для покрытия расходов, не включенных в структуру тарифа на медицинские услуги, установленного Тарифным соглашением, к числу которых заинтересованным лицом отнесены расходы медицинских учреждений, связанные с оплатой, в частности: услуг по содержанию имущества (техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, техническое обслуживание оргтехники, заправка картриджей, техническое обслуживание пожарной сигнализации, ремонт здания и разработка документов); приобретение основных средств и материальных запасов (лабораторной, медицинской, офисной мебели, рентгеновских аппаратов, микроскопов, термосварочных приборов, облучателей, оргтехники, контакторов, стартера, дверей, тепловой завесы, канцелярских, хозяйственных и электротоваров, моющих средств, приборов учета, различных комплектующих и расходных материалов); транспортных услуг; услуг связи; прочих услуг (проверка средств измерения, охрана помещений, информационные и консультационные услуги, обслуживание программного обеспечения, обучение, изготовление стендов и охрана труда).
На основании названных актов ТФ ОМС Омской области с указанием в них на приказ заместителя исполнительного директора ТФ ОМС Омской области от 01.02.2011 № 22 и действующее законодательство медицинским учреждениям выданы предписания: МУЗ «ДГБ № 1» - от 24.01.2011 № 1, МУЗ «ГП № 9» - от 31.01.2011 № 2, МУЗ «ГП № 10» - от 04.02.2011 № 3, МУЗ «ДГП № 8» - от 04.02.2011 № 4, МУЗ «МСЧ № 4» - от 17.02.2011 № 5, МУЗ «ГКБ № 11» - от 18.02.2011 № 6, МУЗ «КРД № 6»- от 25.02.2011 № 7, МУЗ «ГБ № 9» - от 25.02.2011 № 8, МУЗ «РД № 4»- от 25.02.2011 № 9, МУЗ «ГДКБ № 2 им. В.П. Бисяриной» - от 25.02.2011 № 10, МУЗ «ГДКБ № 3» - от 28.02.2011 № 11, которыми предписано: в течение 10 дней направить ТФ ОМС Омской области информацию о мерах, принятых по устранению выявленных в ходе проверок нарушений, согласовать срок и способ восстановления средств, использованных не по целевому назначению, восстановить путем: а) перечисления средств, использованных не по целевому назначению, на счет ТФ ОМС Омской области за счет средств бюджета, платных услуг населению; б) перечисления средств, использованных не по целевому назначению, за счет бюджетных средств или платных медицинских услуг (добровольного медицинского страхования) на счет медицинского учреждения по учету средств ОМС при условии отражения этой операции в бухгалтерской отчетности и предоставления в ТФ ОМС Омской области копий платежных документов с отметкой банка; в) уменьшения размера оплаты оказанной медицинской помощи страховыми медицинскими организациями в соответствии с условиями заключенных между субъектами ОМС договоров и направить в ТФ ОМС Омской области уведомление об их исполнении.
ТФ ОМС Омской области ранее, чем были проведены проверки перечисленных медицинских учреждений, при их проведении и после, уведомлял заинтересованных лиц о допущении медицинскими учреждениями нецелевого использования. Указанное являлось предметом обсуждения на заседаниях правления ТФ ОМС Омской области, однако, каких-либо действий, связанных с воспрепятствованием этому, Мэром г. Омска, Администрацией г. Омска и Департаментом здравоохранения, как полагает заявитель, не было предпринято.
Это повлекло обращение 23.03.2011 ТФ ОМС Омской области в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции не усмотрел в действиях МУЗ «ДГБ № 1», МУЗ «ГП № 9», МУЗ «ДГП № 8», МУЗ «ГП № 10», МУЗ «ГКБ № 11», МУЗ «ГДКБ № 2 им. В.П. Бисяриной», МУЗ «РД № 4», МУЗ «ГДКБ № 3», МУЗ «МСЧ № 4», МУЗ «ГБ № 9», МУЗ «КРД № 6» нецелевого использования средств ОМС.
Суд также указал на то, что заявителем выбран неверный способ защиты нарушенных, по его мнению, прав.
Суд апелляционной инстанции поддержал данный вывод суда первой инстанции, указав при этом, что требования, являющиеся предметом рассмотрения в рамках настоящего спора, фактически основаны на обстоятельствах, зафиксированных в предписаниях ТФ ОМС Омской области от 24.01.2011 № 1, от 31.01.2011 № 2, от 4.02.2011 № 3, от 4.02.2011 № 4, от 17.02.2011 № 5, от 18.02.2011 № 6, от 25.02.2011 № 7, от 25.02.2011 № 8, от 25.02.2011 № 9, от 25.02.2011 № 10, от 28.02.2011 № 11, не соответствие действующему законодательству которых установлено вступившим в законную силу постановлением от 26.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда в рамках дела № А46-2576/2011.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельства несоответствия оспариваемых предписаний ТФ ОМС Омской области положениям действующего законодательстваустановлены вступившим в законную силу постановлением от 26.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу А46-2576/2011; содержание требований ТФ ОМС Омской области не позволяет установить, в чем именно выразилось бездействие заинтересованных лиц, являющееся, по мнению заявителя, незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.06.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.09.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-3161/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.И. Отческая
Судьи В.И. Ильин
В.П. Маняшина