Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-3516/2018
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2018 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г., рассмотрел
кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства «Горячий ключ» на постановление от 19.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-3516/2018 по заявлению крестьянского фермерского хозяйства «Горячий ключ» (644505, Омская обл., Омский р-н, пос. Горячий ключ, ул. Тополинная, д. 3, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству экономики Омской области (644002,
<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным распоряжения.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство имущественных отношений Омской области, администрация Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители: от крестьянского фермерского хозяйства «Горячий ключ» ФИО2 по доверенности от 05.03.2018,
ФИО3 по доверенности от 05.03.2018; от Минэкономики Омской области ФИО4 по доверенности от 17.05.2016; от Минимущества Омской области ФИО5 по доверенности от 13.04.2018;
от администрации Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области глава сельского поселения ФИО6 действующий на основании решения от 27.11.2015, ФИО7 по доверенности от 16.04.2018, ФИО8
по доверенности от 24.09.2018; от уполномоченного по защите прав предпринимателей ФИО9 по доверенности от 19.06.2018.
Суд установил:
крестьянское фермерское хозяйство «Горячий ключ» (далее – КФХ «Горячий ключ») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением
к Министерству экономики Омской области (далее – Минэкономики)
о признании незаконным распоряжения от 21.02.2018 № 114-к «Об отмене решения Министерства экономики Омской области о соответствии инвестиционного проекта «Расширение животноводческого комплекса молочного направления «КФХ «Горячий ключ» критерию, установленному законом Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».
Определением от 15.03.2018 Арбитражного суда Омской области
к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Омской области
и администрация Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области.
Протокольным определением суда от 28.03.2018 к участию в деле
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, на основании собственного заявления привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области.
Решением от 06.04.2018 Арбитражного суда Омской области заявление КФХ «Горячий ключ» удовлетворено.
Постановлением от 19.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда указанное решение отменено, принят новый судебный акт об отказе
в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе КФХ «Горячий ключ» просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель не согласен с выводами суда апелляционной инстанции в части ограничения площади земельного участка, так какограничение в 100 га устанавливается законом исключительно для случаев, когда земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления ими своей деятельности в льготном порядке, то есть по определенной процедуре; для иных процедур такие ограничения действовать не могут, поскольку такое ограничение противоречит федеральному законодательству. Полагает, что апелляционный суд не учел различий между процедурой предоставления участков по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и основанию, предусмотренному подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Считает, что оспариваемое распоряжение принято неуполномоченным органом, поскольку в соответствии с Уставом Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, принятого Советом Камышловского сельского поселения решением от 28.04.2017 № 17, функций по распоряжению земельными участками на Совет не возложено.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области
в отзыве на кассационную жалобу считает ее подлежащей удовлетворению.
Минэкономики, администрация Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области представили письменные отзывы, в которых выразили возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенного постановления апелляционного суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что КФХ «Горячий ключ» обратилось
в Министерство экономики Омской области с заявлением о реализации масштабного инвестиционного проекта «Расширение животноводческого комплекса молочного направления «Горячий ключ» на земельном участке
с кадастровым номером 55:00:000000:141.
Распоряжением Минэкономики Омской области от 06.12.2017 № 1035-к «О включении инвестиционного проекта в реестр масштабных инвестиционных проектов» инвестиционный проект КФХ «Горячий ключ» включен в соответствующий реестр.
Минэкономики Омской области 21.02.2018 принято распоряжение
№ 114-к «Об отмене решения Министерства экономики Омской области
о соответствии инвестиционного проекта «Расширение животноводческого комплекса молочного направления «КФХ «Горячий ключ» критерию, установленному законом Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов», в соответствии
с которым отменено решение Минэкономики Омской области от 10.01.2018 № 3-к о соответствии инвестиционного проекта КФХ «Горячий ключ».
Указанное распоряжение вынесено заинтересованным лицом
на основании пункта 8 Порядка определения органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного
и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов», утвержденного указом Губернатора Омской области от 02.12.2015 « 202,
и мотивировано отказом Минимущества Омской области и администрации поселения в согласовании соответствующего проекта распоряжения Губернатора Омской области в отношении инвестиционного проекта КФХ «Горячий ключ».
Полагая, что распоряжение Минэкономики Омской области
от 21.02.2018 № 114-к принято с нарушением требований законодательства,
а также нарушает права и законные интересы КФХ «Горячий ключ», последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из того, что КФХ «Горячий ключ» заинтересовано в реализации масштабного инвестиционного проекта «Расширение животноводческого комплекса молочного направления «Горячий ключ» на земельном участке
на территории Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, данный проект включен в реестр масштабных инвестиционных проектов. Заявитель правомерно обратился
за предоставлением в аренду спорного земельного участка в целях
и в порядке, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Отменяя решения, апелляционный суд руководствовался статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 39.1, 39.6 ЗК РФ,Законом Омской области
от 16.07.2015 N 1772-ОЗ «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов», частью 1 статьи 7 Законом Омской области от 30.04.2015 № 1743-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области»,пунктом 6.1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности позиции Минэкономики Омской области относительно наличия в данном случае предусмотренных законодательством оснований для отмены решения о соответствии инвестиционного проекта КФХ «Горячий ключ» установленным критериям для целей предоставления земельных участков
в аренду без проведения торгов. При этом исходил из наличия законодательных ограничений площади предоставляемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству земель, которая в данном случае превышена более чем в 90 раз.
Обозначенные выводы суда апелляционной инстанции являются правомерными.
Указом Губернатора Омской области от 02.12.2015 № 202 утвержден Порядок определения органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» (далее - Порядок определения соответствия).
С учетом Порядка определения соответствия и Регламента Правительства Омской области, суд апелляционной инстанции посчитал правомерным отказ ввиду того, что площадь испрашиваемого КФХ «Горячий ключ» в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:00:000000:141 значительно превышает максимальный размер участка, установленный Законом Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», более чем в 90 раз.
Кроме того, суд принял во внимание, что постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 по делу № А46-15368/2017
на администрацию поселения возложена обязанность рассмотреть
по существу заявление индивидуального предпринимателя ФИО10
в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных выше обстоятельств, руководствуясь указанными нормативными положениями, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено Минэкономики Омской области с соблюдением установленной процедуры согласования проекта распоряжения Губернатора Омской области.
КФХ «Горячий ключ» доказательств в опровержение соответствия оспариваемого распоряжения действующему законодательству
не представило.
В связи с указанным, апелляционный суд не установил совокупность предусмотренных с частью 2 статьи 201 АПК РФ условий для признания оспариваемого распоряжения Минэкономики Омской области незаконным.
Было также обоснованно отмечено отсутствие оснований для расширительного толкования нормы части 1 статьи 7 Законом Омской области от 30.04.2015 № 1743-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» о предельных размерах предоставляемых участков. Предложенное кассатором толкование норм права окружной суд считает ошибочным.
В целом доводы жалобы не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 19.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-3516/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. ФИО11
Судьи Е.Ю. Демидова
М.А. Севастьянова