ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-3663/17 от 18.01.2018 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-3663/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи                  Шуйской С.И.,

судей                                                            Демидовой Е.Ю.,

                                                                     Тихомирова В.В.,

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска (ответчика) на решение  от 04.08.2017 Арбитражного суда  Омской области (судья                   Пермяков В.В.) и постановление от 02.11.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу № А46-3663/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя Майера Александра Рейнгольдовича (ИНН 550702046330,                                ОГРНИП 304550707800010) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644043, Омская обл., г. Омск,                                  ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)                            о признании незаконным отказа в определении вида разрешенного использования земельного участка.

Другое лицо, участвующее в деле: Зубарева Эльвира Александровна.

В заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Майера Александра Рейнгольдовича (заявителя) –      Хоменко В.А. по доверенности от 31.03.2017.

Суд установил:

индивидуальный предприниматель Майер Александр Рейнгольдович обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее – департамент имущественных отношений) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 20.12.2016 № Исх-ДИО/4735-ОГ, в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 м², относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-х этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский административный округ, г. Омск, пр. Мира, д. 183, корп. 3; об обязании заинтересованного лица в качестве способа восстановления нарушенного права принять решение об определении вида разрешенного использования вышеупомянутого земельного участка «железнодорожный транспорт (7.1), водный транспорт (7.3)» в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее – Классификатор видов разрешенного использования).

Требования со ссылкой на статьи 7, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) мотивированы неправомерностью отказа заинтересованного лица и нарушением им прав и законных интересов заявителя.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Зубарева Эльвира Александровна.

Решением от 04.08.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.11.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе департамент имущественных отношений просит отменить вынесенные судебные акты  и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Майера А.Р.

Податель жалобы считает, что определение вида «железнодорожный транспорт (7.1), водный транспорт (7.3)» фактически приведет к изменению уже установленного вида разрешенного использования в отношении земельного участка, что не входит в его  компетенцию.

Указывает, что согласно информации в сети Интернет на спорном земельном участке расположенные производственные предприятия общества с ограниченной ответственностью «Бетонснаб» (далее – ООО «Бетонснаб»), общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы «Омскстройметалл» (далее – ООО ПКФ  «Омскстройметалл»), осуществляющие производственную деятельность, которая соответствует существующему виду разрешенного использования, что судами не учтено; решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа  горда Омска» (далее – Правила землепользования и застройки) в части выделения территориальных зон  III-1895, П31-1968, ИТ2-1373, Р4-2060 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 решением по делу № 3а-30/2017 признано недействующим как принятое без учета требований принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне, которое не исполнено.

В отзыве на кассационную жалобу Майер А.Р. просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.

В судебном заседании представитель Майера А.Р. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, во исполнение договора аренды от 21.10.2008 № ДГУ-С-13-1064 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске, с множественностью лиц на стороне арендатора (далее – договор аренды), заключенного между главным управлением по земельным ресурсам Омской области (далее – главное управление) (арендодателем), Майером А.Р., Зубаревой Э.Э. и закрытым акционерным обществом «Управляющая компания «ЭкоЮнион» (далее – ООО «УК «ЭкоЮнион») (арендаторами) на основании распоряжения главного управления от 10.06.2008 № 2774-р,  арендодатель  по акту приема-передачи передал в пользование арендаторов сроком на 25 лет земельный участок с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 м², местоположение которого установлено относительно 3-х этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский административный округ, г. Омск, проспект Мира, д. 183, корп. 3, для производственных целей под здания, строения.

Видом разрешенного использования земельного участка на момент заключения договора аренды и передачи его в аренду являлся: для производственных целей под здания, строения, сооружения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (кадастровый паспорт земельного участка от 21.10.2008 № 32/08-42210).

В границах земельного участка находились принадлежащие на праве собственности Майеру А.Р., Зубаревой Э.Э. и ЗАО «УК «ЭкоЮнион» сооружения: причал, площадью по наружному обмеру 5760,00 м² литера AM; железнодорожный путь Николаевка-ДОК, общей протяженностью 2526,80 м, имеющий инвентарный номер 5000382, расположенный от СП № 29 до СП № 2, СП № 1 до упора, СП № 2 до упора, СП № 31 до СП № 3, СП № 3 до упора; нежилое одноэтажное здание с двумя одноэтажными пристройками, общей площадью 1423,80 м², имеющее инвентарный номер 6664216, литера М, M1, М2, МЗ, (назначение объекта по техническому паспорту – здание холодного склада); нежилые помещения № 1П (номера на поэтажном плане: 1 этаж: 1-3, 9-17, 21-26, 32-42, 3 этаж: 1-32), общей площадью 1090,20 м², находящиеся в здании АБК, литеры АБ, АБ1; нежилые помещения (номера на поэтажном плане первого этажа – 7, 8, антресольного этажа – 1, 2, 4-7) общей площадью 256,60 м², находящиеся в доме бригадира пути (литер Ю).

Согласно письму ЗАО «УК «ЭкоЮнион» от 11.10.2017 № 173 и выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.10.2017                                 № 99/2017/30239370 нежилые помещения № 1П и № 2П были преобразованы                   в одно помещение № 4П, расположенное по адресу: г. Омск, просп. Мира,                 д. 183, корпус 3, права на которое перешли к Майеру А.Р. по договору купли-продажи имущества от 04.10.2013 № ЭЮ 005/10/13, что вытекает из свидетельства о государственной регистрации права от 30.11.2010 серии 55-АА № 289807.

В связи с этим собственниками объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке, являются Майер А.Р. (причал, площадью по наружному обмеру 5760,00 м², литера AM, расположенный по адресу:                        г. Омск, просп. Мира, д. 183, корпус 3; железнодорожный путь Николаевка-ДОК, общей протяженностью 2526,80 м, с инвентарным номером 5000382, расположенный по адресу: г. Омск, просп. Мира, 183, корпус 3, от СП № 29 до СП № 2, СП № 1 до упора, СП № 2 до упора, СП № 31 до СП № 3, СП № 3 до упора; нежилые помещения № 1П на поэтажном плане этаж: 1-3, 9-17, 21-26, 32-42; 3 этаж: 1-32 общей площадью 1090,20 м², расположенные по адресу: г. Омск, просп. Мира, д. 183, корпус 3; нежилые помещения № 4П на поэтажном плане: 2 этаж: 1-26, литера АБ, общей площадью 577,3 м², расположенные по адресу: г. Омск, просп. Мира, д. 183, корпус 3; нежилые помещения 7, 8 на первом этаже, 1, 2, 4-7 на антресольном этаже здания бригадира пути (литер Ю), расположенного по адресу: г. Омск, просп. Мира, д. 183, корпус 1) и Зубарева Э.А.

Ссылаясь на то, что все перечисленные выше объекты используются для разгрузки речных судов и последующей транспортировки грузов посредством железнодорожных путей и автомобильного транспорта, что соответствует видам разрешенного использования «железнодорожный транспорт, водный транспорт», предусмотренным пунктами 7.1, 7.3 Классификатора видов разрешенного использования, Майер А.Р. обратился в департамент имущественных отношений с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 в соответствии с данным Классификатором.

Письмом от 20.12.2016 № Исх-ДИО/4735-ОГ департамент имущественных отношений отказал в определении испрашиваемого заявителем вида разрешенного использования спорного земельного участка в связи с отсутствием компетенции.

Названный отказ оспорен Мйером А.Р. в арбитражном суде.

При удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций, применив подпункт 13.2 пункта 20 Положения                                   о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 (далее – Положение о департаменте имущественных отношений), исходили из того, что поскольку за департаментом имущественных отношений закреплено полномочие определять сведения об уникальных характеристиках и дополнительные сведения о земельных участках, в том числе, определять вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, следовательно, отказ в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 незаконен.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана                  по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие следующих условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 и часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования ().

Пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 статьи 85 ЗК РФ).

В силу частей 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

По правилам части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Из изложенного следует, что действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать, как верно отмечено судами, вид разрешенного использования любой из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка.

Правилами землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 м², были установлены следующие территориальные зоны: зона производственно-коммунальных объектов I-II классов опасности (III-1895), зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П3I-1968), зона городского наземного транспорта (ИТ2-1373), прибрежная зона отдыха (Р4-2060), имеющие несовпадающие между собой основные                     и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков       и объектов капитального строительства.

Решением от 27.04.2017 Омского областного суда по делу № 3а-30/2017 признаны недействующими Правила землепользования и застройки в части выделения территориальных зон III-1895, П3I-1968, ИТ2-1373, Р4-2060 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, с указанием на то, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В представленном по запросу суда письме от 12.10.2017 № 11/10894  департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска сообщил, что в связи с решением от 27.04.2017 Омского областного суда вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изложения в новой редакции территориальных зон III-1895, П3I-1968, ИТ2-1373, Р4-2060 в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 в территориальную зону П3 рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки и принято решение: рекомендовать внести изменения. Ориентировочное время окончательного решения вопроса – 4-й квартал                  2017 года.

Данное обстоятельство позволило апелляционному суду сделать вывод о том, что на момент рассмотрения дела в суде решение о территориальном зонировании в части земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 признано недействующим как принятое без учета требования принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, и во исполнение решения суда осуществляются процедуры по внесению в территориальное зонирование сведений                            о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 в территориальной зоне П3.

В пункте 2 приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540  указано, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

К виду разрешенного использования объектов недвижимости в разделе «Железнодорожный транспорт» Классификатором видов разрешенного использования отнесены: земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей; размещения, зданий и сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами; размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе посадочных станций, вентиляционных шахт; размещение наземных сооружений для трамвайного сообщения и иных специальных дорог (канатных, монорельсовых, фуникулеров).

К виду разрешенного использования «водный транспорт» отнесены: размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства морских портов, размещение объектов капитального строительства, в том числе морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования и других объектов, необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок.

Исходя из назначения объектов, находящихся в собственности у заявителя  и третьего лица (причал, железнодорожные пути, холодный склад, здание бригадира пути); не опровергнутых заинтересованным лицом пояснений заявителя о фактическом виде деятельности, связанном с эксплуатацией речного причала для принятия, хранения и последующей отправки грузов, принятых от речных судов, а также с учетом данных, отраженных в акте проверки целевого использования земельного участка от 18.05.2014 № 201-Ц и приложенных к акту фотографий, суды посчитали доказанным, что фактическое использование арендуемого земельного участка и назначение объектов капитального строительства, расположенных на данном земельном участке, соответствует видам разрешенного использования, указанным в разделах 7.1 и 7.3 классификатора видов разрешенного использования земельных участков «железнодорожный транспорт, водный транспорт».

Согласно Положению о департаменте имущественных отношений департамент является структурным подразделением администрации г. Омска, осуществляющим управление и распоряжение землями, расположенными в границах города Омска (пункт 17).

К числу функций департамента имущественных отношений отнесено определение сведений об уникальных характеристиках и дополнительных сведений о земельных участках, в том числе определение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска.

Поскольку департамент имущественных отношений как орган местного самоуправления имеет не только право утверждать изменение вида разрешенного использования, но и обязан это делать в случаях, когда фактически установленный вид разрешенного использования не соответствует наименованию вида, предусмотренного в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, что прямо установлено на период до 01.01.2020 пунктом 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то обоснован вывод судов о незаконности отказа заинтересованного лица, выраженного в письме от 20.12.2016                            № Исх-ДИО/4735-ОГ.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены правомерно.

Ссылка департамента имущественных отношений на то, что                          ООО «Бетонснаб» и ООО ПКФ  «Омскстройметалл» осуществляют на спорном земельном участке деятельность, соответствующую ранее установленному виду разрешенного использования, отклоняется как неподтвержденная материалами дела.

Доводы подателя жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций относительно установленных ими обстоятельств и исследованных доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций не допущено неправильного применения норм материального и нарушений норм процессуального права (статья 288 АПК РФ), обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.08.2017 Арбитражного суда  Омской области и постановление от 02.11.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу                         № А46-3663/2017оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                  С.И. Шуйская

Судьи                                                                          Е.Ю. Демидова

                                                                                     В.В. Тихомиров